Программа нравственно-патриотического воспитания "Родничок"
проект (старшая группа) по теме
Нравственно - патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожёгов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». «Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю. В последнее время появился новый термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толетарное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Наша программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Целью программы является воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
• познакомить с историей, культурой, географическими особенностями Кубани и родного села;
• развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное историческое время, к природе и людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру;
• воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе, чувства сопереживания, гордости за свой народ, желание приумножить его богатства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Д/с №17 Росинка
Авторская программа по нравственно-патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Родничок»
Воспитатель Адаменко Ирина Сергеевна
Рецензия
на программу по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родничок», разработанную педагогом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 «Росинка».
Автор программы: Адаменко Ирина Сергеевна - воспитатель
муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№17 «Росинка», х. Марьинский, Тбилисского района, Краснодарского края.
Представленная на рецензию программа нацелена на движения от
воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитание
чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Целью представленной программы - в доступной, занимательной форме
рассказать старшим дошкольникам об истории родного края, красоте, ратных
подвигах и трудовых доблестях наших земляков. В программе имеется
богатый литературный, фольклорный исторический материал. В данной
программе выделена система педагогических средств, обеспечивающих
реализацию целевой деятельности педагога работающего по данной
программе.
Следует отметить четкую структурную выстроенность программы,
последовательность и системность изложенного материала. Каждое занятие
включает в себя несколько видов деятельности: беседы, отгадывание загадок,
чтение рассказов, пословиц, поговорок, дидактические игры, рассматривание
картин, иллюстраций. Очевидно, что автор глубоко изучил необходимую для
создания программы научную и методическую литературу. Все это
позволило Адаменко И.С. разработать такую программу, которая позволяет:
- Познакомить с историей, культурой, географическими особенностями
Кубани и родного хутора; - Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа
Кубани в разное историческое время, к природе и людям труда, и
интеллектуальные способности, речевую культуру; - Воспитывать патриотические чувства: любви к местам, в которых
живет ребенок, к Родине, родному краю, бережное отношение к
природе, чувства сопереживания, гордость за свой народ, желание
приумножать свое богатства.
Тематический план занятий составлен с учетом возрастных особенностей
дошкольников.
Все выше перечисленные достоинства позволяют сделать вывод, что
данная программа представляет несомненный интерес для специалистов,
работающих с детьми старшего дошкольного возраста и может быть
использована на практике.
Нравственно - патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожёгов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». «Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю. В последнее время появился новый термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толетарное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Наша программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Целью программы является воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
- познакомить с историей, культурой, географическими особенностями Кубани и родного села;
- развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное историческое время, к природе и людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру;
- воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе, чувства сопереживания, гордости за свой народ, желание приумножить его богатства.
Принципы:
принцип личностно — ориентированного общения -индивидуально - личностное формирование и развития морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: история Кубани, родная станица, Кубань - житница России, культура Кубани, мир природы и Кубань в стихах и прозе.
- принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
История Кубани. Познакомить с историческим прошлым Кубани. Рассказать об археологических раскопках стоянок первобытных людей. Познакомить с воинственными племенами, с основным населением Кубани. Расширить представления детей о первом поселении казаков на Кубани. Познакомить с историей создания своего села.
- Родная станица. Познакомить детей с историей своей станицы и казачества. Рассказать, как учили маленьких казачат. Познакомить с обычаями, языком, одеждой, бытом населения кубанских станиц. Рассмотреть посуду, другие предметы обихода.
- Кубань — житница России. Углубить представления детей о родном селе, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве.
- Возрождение кулыуры. Изучить местные традиции, народные придания, фольклор, обряды, художественные и кустарные ремёсла.
- Мир природы. Познакомить детей с особым характером рельефа Кубани (равнины и горы), климатом, растительным и животным миром, полезными ископаемыми (по выбору).
- Кубань в стихах и прозе. Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей Кубани.
Таблица тематического распределения часов
№ н/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛИЧЕСИВО ЗАНЯТИЙ |
1. | История возникновения Кубани. | 1 |
2. | Карта Краснодарского края. | 1 |
3. | Знакомство с хатой казака | |
4. | Жизнь и труд казаков. | 1 |
5. | Грибы ищут - по лесу рыщут. | 1 |
6. | Традиции и быт Кубанского казачества. | 1 |
7. | История создания хутора Марьинского. | 1 |
8. | Столица казачьего края. | 1 |
9. | Столица казачьего края. | 1 |
10. | Гуляй да присматривайся. | 1 |
11. | Напитаем душу красотой. | 1 |
12. | Пот на спине, так и хлеб на столе. | 1 |
13. | Спасибо мороз, что хлеба принес. | 1 |
14. | Мы кормушку смастерили - мы столовую открыли. | 1 |
15. | Викторина « Мой край». | 1 |
16. | Природа родного края. | 1 |
17. | Народные обычаи на Кубани. | 1 |
18. | Ознакомление дошкольников с символикой Кубани. | 1 |
19. | Знакомство с промышленностью Кубани. | 1 |
20. | Климат. | 1 |
21. | Наш общий дом. | 1 |
22. | Защитникам Родины славу поем! | 1 |
23. | Будем в армии служить. | 1 |
24. | Воды. | 1 |
25. | Водоемы. | 1 |
26. | Реки Краснодарского края. | 1 |
27. | Растительность Краснодарского края. | 1 |
28. | Животный мир . | 1 |
29. | Покорение космоса. | 1 |
30. | Защитникам земли Кубанской. | 1 |
31. | Они сражались за Родину. | 1 |
32. | Праздник победы. | 1 |
33. | Птицы. | 1 |
34. | Рыбы. | 1 |
35. | Лекарственные травы. | 1 |
36. | Красная книга Кубани. | 1 |
Перспективно-тематическое планирование
по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок»
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Использование ИКТ |
1 | История возникновения Кубани | Продолжать знакомить детей с историей жизни казаков. Расширять знания детей о населении Кубани. (Кто населял Кубань раньше?). Воспитывать чувство уважения к нашим предкам. | Презентация №1 |
2 | Карта Краснодарского края | Познакомить детей с картой Краснодарского края, дать представление о том, что есть горы, леса, степи, реки и моря. Рассказать о том с кем граничит наш край. | |
3 | Знакомство с хатой казака | Познакомить детей с внутренним устройством и убранством кубанского жилища (одежда, труда, орудия труда и т. д.) поддержать его интерес к прошлому родного края. | Презентация №2 |
4 | Традиции и быт Кубанского казачества | Воспитывать любовь к малой Родине, знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. | |
5 | Грибы ищут - по лесу рыщут | Познакомить детей с названиями грибов, раскрыть их своеобразие, рассказать о зависимости названия грибов от места их произрастания, внешнего вида, о том, как собирать и употреблять в пищу. Четко дифференцировать ядовитые и съедобные грибы. Влияние хозяйственной деятельности человека на жизнь растений. | Презентация №3 |
6 | Гуляй да присматривайся | Рассказать о наступлении осеннего времени года, обратить внимание детей на осенние изменения в погоде. | Презентация №4 |
7 | Напитали душу красотой | Познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой, кубанской росписью, дать представление о традициях кубанского быта; воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани. | |
8 | Столица казачьего края | Дать детям представление о столице Кубани, истории возникновения города Краснодара. | |
9 | Гуляй да присматривайся | Рассказать о наступлении времени года, обратить внимание детей на осенние изменения в погоде. Экскурсия на участок. | Презентация №5 |
10 | ИСТОРИЯ создания хутора Марьинского | Познакомить детей с историей развития хутора; развивать познавательные способности, интерес к жизни хуторян в разное историческое время, к природе и людям труда; воспитывать патриотические чувства: любовь к родному хутору, к родине, бережное отношение к природе. Гордость за свой народ. | |
11 | Возникновения имен и Фамилий на Кубани. | Дать представление о возникновении имен и фамилий. Воспитывать интерес к истории жизни казачества. | |
12 | Пот на спине, так и хлеб на столе | Рассказать какое значение для людей имеет хлеб. Поговорить о труде хлеборобов, о технике которая используется человеком для выращивания хлеба. | Презентация №6 |
13 | Спасибо мороз, что снега принес | Рассказать о наступившем времени года, обратить внимание на зимние изменения погоды. Формировать представления о признаках зимы. Объяснять и прослеживать изменения в живой и неживой природе | Презентация №7 |
14 | Мы кормушку смастерили - мы столовую открыли | Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. | Презентация №8 |
15 | Викторина «Мой край» | Повторение пройденного материала | |
16 | Народные обычаи на Кубани | Познакомить детей с обычаями Рождественских праздников, развивать познавательные способности. | |
17 | Ознакомление дошкольников с символикой Кубани | Закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани, воспитание патриотических чувств - любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну Кубани. | Презентация №9 |
18 | Знакомство с промышленностью Кубани | Дать детям представление о промышленном производстве Краснодарского края. Продолжать расширять представление о труде людей края; познакомить детей с новыми профессиями: машиностроитель, газовик, нефтяник. Учить детей использовать в речи стихи, пословицы, поговорки о труде и человеке труда; уточнить знания детей о технике безопасности при общении с газом и электричеством. | Презентация №10 |
19 | Природа родного края | Рассказать о природе Краснодарского края. | Презентация №11 |
20 | Наш общий дом | Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине, гордости за свой народ. | |
21 | Климат | Дать детям понятие о климате Краснодарского края. Рассказать от чего он зависит. | |
22 | Водоемы | Дать детям представление о водоемах Краснодарского края. Прививать любовь к природе родного края. | Презентация №12 |
24 | Реки Краснодарского края | Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природным запасам. Воспитывать бережное и заботливое отношение к водным богатствам нашего района. Закрепить правила безопасного поведения на реке. | Презентация №13 |
25 | Воды | Развивать познавательные способности и интерес к природе родного края, воспитывать бережное отношение к ней. | Презентация №14 |
26 | Животный мир | Познакомить детей с животным миром Кубани, развивать познавательные способности, прививать любовь к животным родного края. | Презентация №15 |
27 | Покорение космоса | Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке и космосе. | Презентация №16 |
28 | Защитникам Родины славу поем! | Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать у детей уважение и любовь к войнам-защитникам Отечества. Формировать интерес к различным родам войск; дать детям знания о Российской армии, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов. | Презентация №17 |
29 | Будем в армии служить | Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать у детей уважение и любовь к войнам-защитникам Отечества. Формировать интерес к различным родам войск; дать детям знания о Российской армии, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов. | Презентация №18 |
30 | «Защитники земли Кубанской | Рассказать детям о защитниках земли Кубанской - кто такие защитники. Познакомить детей с подвигом матери и сыновей семьи Степановых. Воспитывать уважение и любовь к защитникам отечества | Презентация №19 |
31 | Они сражались за Родину | Продолжать прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и ее защитникам. | Презентация №20 |
32 | Праздник победы | Рассказать о праздники День Победы почему он так назван. Продолжать прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и ее защитникам | Презентация №21 |
33 | Птицы | Познакомить детей с птицами Краснодарского края, развивать познавательные способности, воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края. | Презентация №22 |
34 | Рыбы | Познакомить детей с видами рыб, которые обитают в водоемах Краснодарского края, развивать познавательную способность; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе. | Презентация №23 |
35 | Лекарственные травы | : Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани; закрепить знания об их строении, формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине; развивать наблюдательность, внимание, воспитывать гуманное отношение к природе | Презентация №24 |
36 | «Красная книга Кубани | Познакомить детей с Красной книгой Кубани; развивать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...
Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"
Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...
Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"
Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей д...
Программа нравственно – патриотического воспитания «СЕВЕРНЫЕ РОССЫПИ»
Программа «Северные россыпи» — это обобщенный опыт работы педагогов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группах краеведческой работы.Прогр...
Программа нравственно – патриотического воспитания «СЕВЕРНЫЕ РОССЫПИ» для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Северные россыпи» — это обобщенный опыт работыпедагогов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственномувоспитанию дошкольников через организацию в группах краеведческойработы....
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...