Тема проекта во второй группе раннего возраста: «МАЛЕНЬКИЕ ЧИСТЮЛИ…» (формирование культурно-гигиенических навыков)
проект (младшая группа)
Предлагаю Вашему вниманию проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей. Данный материал будет полезен воспитателям второй группы раннего возраста. Этот проект направлен на формирование элементарных гигиенических навыков у детей раннего возраста
Актуальность: С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_chistyuli_proekt.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта во второй группе раннего возраста: «МАЛЕНЬКИЕ ЧИСТЮЛИ…» (формирование культурно-гигиенических навыков)
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей. Данный материал будет полезен воспитателям второй группы раннего возраста. Этот проект направлен на формирование элементарных гигиенических навыков у детей раннего возраста
Актуальность: С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Ожидаемый результат:
• Дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой.
• С помощью взрослого приводят себя в порядок.
• Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
• Во время еды дети должны правильно держать ложку.
• При небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Определила цель.
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Констатирующий этап.
Я работаю с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад. Поэтому первоочередной задачей (после адаптации) является - воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
При поступлении детей в детский сад исследовала следующие навыки:
- навыки культуры еды и поведения за столом.
- навыки самообслуживания (одевание и раздевание).
- навыки мытья рук, умывание.
- навык пользования носовым платком.
Выявила уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ.
Для успешного формирования культурно - гигиенических навыков в моей группе созданы все условия
На формирующем этапе условия привития культурно-гигиенических навыков были постоянными, а методические приемы, которые я использую, периодически изменяю. « Будем умываться» - показывала на собственном примере: как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учила пользоваться салфеткой, вытирать руки и лицо насухо, пользоваться индивидуальной салфеткой. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина.
Учимся последовательно одеваться, следить за своим внешним видом, предлагаю каждому поправить неполадки в одежде, причёске.
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечаю, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляю таким детям всё больше самостоятельности. Перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Стараюсь чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по самообслуживанию, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, так как в умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Учу их проявлять внимание к тем, кто рядом и к более младшим детям, быть вежливыми, пропускать вперед тех, кто помладше, помогать поднять упавшую салфетку и дать её товарищу.
Воспитывая нормы поведения за столом, стараюсь использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учу, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо». Учу детей пользоваться салфетками.
Учу детей брать стульчик с определённой маркировкой и садиться на своё место.
Оценивая поступки детей, стараюсь давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживали в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше. Положительную оценку даю в тех случаях, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. При одевании детей на улицу использую наглядные картинки, которые вывешены в раздевальной комнате. Широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи
При формировании культурно-гигиенических навыков применяю показ, пример, объяснение. В процессе работы применяю наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождаю пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные.
В своей работе широко использую прием поощрения, но этим тоже надо не злоупотреблять. Стараюсь делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
В некоторых случаях приходится использовать порицание, но делаю это в косвенной форме, не называя имен детей.
Одним из ведущих приемов, которые использую, явился прием повторения действий, упражнений. Например, прошу перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья смотрим, насколько чисто и сухо вытерты руки. Показ действия малышам обязательно сопровождаю проговариванием («Теперь возьмем салфетку и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.
Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда заранее выражаю уверенность в том, что дети правильно выполнят мои указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно».
Таким образом, не только детям указываю на их действия, но и напоминаю, как нужно правильно выполнить это указание.
Когда малыш отказывается есть, идти в туалет, ложиться спать, стараюсь мягко уговорить его, перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи, даю возможность малышу побыть одному.
Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста являются игры-занятия с куклой. Мною спланированы следующие игры: «Умоем куклу Машу», «Кукла Маша идёт на прогулку», «Причешем куклу Машу».
Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволяет использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.
Широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Оформила рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска, провожу беседы. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
Провожу индивидуальные беседы с родителями, консультации для родителей, чтобы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.
Учебный год ещё не закончился. Работа по данному проекту продолжается.
Проверка эффективности проделанной работы.
К концу года планирую провести повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, после проведения мероприятий по их формированию. Для проверки эффективности проделанной работы буду использовать тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. По результатам диагностики разработаю план работы на следующий учебный год.
Тема проекта во второй группе раннего возраста: «МАЛЕНЬКИЕ ЧИСТЮЛИ…»
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Вид проекта: игровой
Тип проекта: кратковременный
Актуальность:
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель педагогов: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Мотивация детей: быть здоровыми, чистыми, не похожими на Грязнулю из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая».
Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».
Задачи:
— приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем);
— содействовать стремлению к ЗОЖ;
— развивать произносительную и диалогическую стороны речи;
-развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
-развивать понимание и осмысливание произведений искусства.
Предполагаемый результат.
Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания. Вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
I этап — подготовительный
Наблюдение за детьми. Проведение диагностики. Организация предметно-развивающей среды. Подборка литературы, игр, иллюстрации. II этап — практическая часть Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему: Организовать занятия, беседы. Проведение игр. Чтение художественной литературы. Оказывать помощь детям при реализации замыслов. ПЛАН РАБОТЫ НА 2 недели проекта. 1 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА. ПОНЕДЕЛЬНИК. 1.Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом». Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного. 2. Показ алгоритма «Мытье рук». Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью нее последовательно мыть руки. 3. Просмотр мультфильма «Моем руки.Лучшие друзья». ВТОРНИК. 1. Практич.упр.: «Моем чисто руки и лицо. Цель: научить детей последовательно мыть руки, умываться. 2.Использование потешки «Водичка — водичка». (см.приложение) Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Источник: В.В. Гербова 1986г. Стр.43 3.Рисование: «Ладошки». Цель: закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком, учить сравнивать. СРЕДА. 1.Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…» (см.приложение) Цель: прививать стремление к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти,речи. 2.Занятие «Водичка, водичка». Цель: учить детей КГН, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия. Источник: № 4 стр.324 3.Прослушивание потешки и просматривание иллюстраций к ней «Водичка, водичка». ЧЕТВЕРГ. 1.Практическое упражнение «Аккуратные зайчата». Рассказывание стихотворения Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата». Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь и мышление. 2.Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?» Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки, учить делать выводы из поставленных ситуаций. ВЕЧЕР. Мультфильм «Смешарики.Руки». ПЯТНИЦА. 1.Чтение потешки «В ручейке вода». Цель: закрепление КГН, развитие памяти, речи. 2.Занятие: «Кукла Ляля умывается». Цель: уточнять названия предметов туалета и их свойств. Называть свойства воды. Источник: Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987г. Стр. 212 3.Просматривание мультфильма «Руки вы помыть не забыли?». 2 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА. ПОНЕДЕЛЬНИК. 1. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр». 2. Разучивание строк из рассказа: «Надо, надо умываться…». Цель: развитие памяти, мышление, учить делать выводы из прочитанного. 3. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». ВТОРНИК. 1.Проговаривание потешки «Мойся мыло не ленись». Цель: Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки. 2.Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая…». Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений. вечер Просматривание видео иллюстраций к стихотворению А.Барто «Девочка чумазая» СРЕДА. 1.Игра-занятие «Как мы помогали кукле Маше». Цель: Формирование кгн.; организовать применение детьми знаний о необходимости содержаний в чистоте лица, рук, о назначении предметов. Источник: № 3 стр.279 2.Д/И «Подбери предметы личной гигиены». Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. вечер Мультфильм «Смешарики. Лучная гигиена». ЧЕТВЕРГ. 1.«Приключение мыльного пузыря». Цель: расширение кругозора детей (показать качества мыла), доставить радость детям от пускания мыльных пузырей. 2. Дид. упр.: «Как мы моем ручки и вытираем их». Цель: закрепление навыка мытья рук. ПЯТНИЦА. Итоговое занятие «В гостях у Мойдодыра». Цель: учить соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, используя схемы-алгоритмы; учить понимать смысл схематического изображения; воспитывать желание быть чистым и аккуратным, вызывать желание демонстрировать положительный пример. Просматривание мультфильма «Моем руки». Список используемой литературы: 1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». 2000 г. 2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1997 г. 3. Л.Л.Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М.: Центр педагогического образования, 2013 г. 4. К.Белая «Первые шаги». Москва 2012г. Привлечение родителей: 1. Создание фото выставки «Чистые ручки». Цель: закрепление навыка мытья рук дома; рассматривание и осмысление фото детьми в группе с помощью воспитателей и игровых персонажей. 2. Беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», «Как привлечь ребенка к усвоению КГН». Цель: создание необходимых условий в домашних стенах, для успешного формирования КГН (порезать кусочек мыла пополам, повесить полотенце на доступном для ребенка уровне, напоминание родителями ежедневно алгоритм мытья рук). 3. Создание родителями с детьми выставки «Да здравствует мыло душистое«(мыло различной формы, запаха, цвета; поделки из картона, пластилина «Микробы», «Любимые персонажи из художественной литературы»). Цель: создание интереса и положительных эмоций к формированию КГН. |
3 этап — заключительный.
Провести итоговое занятие.
2.Настольная игра в нескольких экземплярах
СХЕМА МЫТЬЯ РУК
( тоже самое, только с картинками разрезными)
Инструкция: собери картинки в правильной последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ПДД во второй группе раннего возраста «Маленькие водители»
Жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую виновниками доро...
Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Чистюли»
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества....
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группе раннего возраста "Маленькие чистюли"
Цель: формирование у детей 1,5-2 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....
Проект во второй группе раннего возраста "Чистюли"
Проект «Чистюли»Авторы проекта: Воспитатели: Русских Е.И....
Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»
развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности....
Педагогический проект в группе раннего возраста "Маленькие чистюли"
Видео проекта: https://nsportal.ru/video/2022/01/pedagogicheskiy-proekt-malenkie-chistyuli-v-gruppe-rannego-vozrasta...
Проект в группе раннего возраста «Маленькие чистюли».
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воз...