План самообразования педагога Тема : «Формирование разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим»
материал

Актуальность.

Проблемой обогащения и расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Е. В. Водовозова, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина, Ю.С. Ляховская, В. И. Яшина, М. М. Алексеева, и другие.

Методологической основой восприятия окружающего мира являются положения педагогики об использовании выразительных средств природы и предметного окружения в работе с детьми дошкольного возраста, об их огромных возможностях влияния на речевое развитие детей (Н. Ф. Виноградова, О. С. Ушакова, Н. А. Стародубова, Т. А. Маркова и др.) Положения, сформулированные в трудах  Л. С. Выготского, М. Р. Львова, Ф. А. Сохина и других об особенностях функционирования слов, как единиц лексической системы, о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости формирования словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные  знания в доступной практической действительности. Знакомство с окружающим- одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста, особенно малышей. Речевое развитие ребёнка 3- 4 лет представляет собой интенсивное развитие словарного запаса. Основой развития речи является знание ребёнком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

Окружающая ребёнка действительность- предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа- предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Важнейшим методом развития словаря являются наблюдения. Но всё это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих  названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности  соответствующих представлений. При этом ребёнку необходимо овладение хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, которые у него надо систематически развивать. Это эстетическое восприятие формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции. Ведь эстетическая оценка предметов и явлений требуют определённого лексического богатства.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: во- первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во- вторых, освоение содержания слова на уровне его значения; и в третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.

Цель:

 Повышение компетенции воспитателя в вопросах формирования разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим.

Задачи:

  • Обогащать целесообразность речевой среды для формирования разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим.
  • Совершенствовать развитие разговорной речи детей: понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающим, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
  • Содействовать освоению структуры простого и сложного предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов.
  • Активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу.

 

Этапы работы:

  1. Изучение методической литературы по теме (в течении года)
  2. Посещение городских методических объединений (в течении года)
  3. Повышение квалификации (один раз в пять лет)
  4. Изучение материалов, размещённых на сайтах по дошкольному образованию (в течении года)
  5. Приобретение материалов  для непосредственной образовательной деятельности (в течении года)
  6. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, мастер- классы)
  7. Творческий отчёт (в конце учебного года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_pedagoga_1.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования педагога

Тема : «Формирование разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим»

Актуальность.

Проблемой обогащения и расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Е. В. Водовозова, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина, Ю.С. Ляховская, В. И. Яшина, М. М. Алексеева, и другие.

Методологической основой восприятия окружающего мира являются положения педагогики об использовании выразительных средств природы и предметного окружения в работе с детьми дошкольного возраста, об их огромных возможностях влияния на речевое развитие детей (Н. Ф. Виноградова, О. С. Ушакова, Н. А. Стародубова, Т. А. Маркова и др.) Положения, сформулированные в трудах  Л. С. Выготского, М. Р. Львова, Ф. А. Сохина и других об особенностях функционирования слов, как единиц лексической системы, о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости формирования словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные  знания в доступной практической действительности. Знакомство с окружающим- одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста, особенно малышей. Речевое развитие ребёнка 3- 4 лет представляет собой интенсивное развитие словарного запаса. Основой развития речи является знание ребёнком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

Окружающая ребёнка действительность- предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа- предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Важнейшим методом развития словаря являются наблюдения. Но всё это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих  названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности  соответствующих представлений. При этом ребёнку необходимо овладение хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, которые у него надо систематически развивать. Это эстетическое восприятие формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции. Ведь эстетическая оценка предметов и явлений требуют определённого лексического богатства.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: во- первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во- вторых, освоение содержания слова на уровне его значения; и в третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.

Цель:

 Повышение компетенции воспитателя в вопросах формирования разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим.

Задачи:

  • Обогащать целесообразность речевой среды для формирования разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим.
  • Совершенствовать развитие разговорной речи детей: понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающим, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
  • Содействовать освоению структуры простого и сложного предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов.
  • Активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу.

Этапы работы:

  1. Изучение методической литературы по теме (в течении года)
  2. Посещение городских методических объединений (в течении года)
  3. Повышение квалификации (один раз в пять лет)
  4. Изучение материалов, размещённых на сайтах по дошкольному образованию (в течении года)
  5. Приобретение материалов  для непосредственной образовательной деятельности (в течении года)
  6. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, мастер- классы)
  7. Творческий отчёт (в конце учебного года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию по теме: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

 «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ОСНОВА УМСТВЕННОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА».  Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сто...

План самообразования на тему "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач  детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает во...

Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

План по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста методом сказкатерапии»

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки в...

План самообразования на тему «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

План самообразованияна тему«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...