Конспект занятия по развитию речи "Заучивание стихотворения И.З. Сурикова "Зима".
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование связной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные:
Развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение при помощи опорных схем.
Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;
Упражнять детей в отгадывании загадок;
Развивающие:
Развивать речь, словообразование, грамматический строй речи, развивать память.
Развивать умение слушать других детей;
Развивать восприятие, внимание, умение анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Воспитывать культуру поведения, умение слушать друг друга.
Словарная работа: иней, поле побелело, пеленою, принакрылся, чудной, непробудно.
Оборудование: Хрестоматия «Времена года», портрет И. В. Сурикова «Зима», обруч, бумага А4, модели-схемы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель:
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки беритесь
Улыбаться нам не лень,
Дружно скажем: «Добрый день!»
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Я буду говорить начало фразы, а вы мне эту фразу продолжаете, подбирая противоположные слова по смыслу. Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.
Летом дни жаркие, а зимой холодные;
Летом день длинный, а зимой короткий;
Летом катаются на роликах, а зимой на коньках;
Летом небо голубое, а зимой серое;
Осенью листопад, а зимой снегопад;
Снег мягкий, а лед твердый.
Летом на голову надеваем панаму, а зимой шапку.
Летом заяц серый, а зимой белый.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
1.Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня... (Зима)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Вы любите зиму? Почему вы ее любите? (ответы детей)
Основная часть:
Воспитатель: Я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал поэт И.В. Суриков. Послушайте, пожалуйста.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо, падает, ложиться.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? (ответы детей).
Воспитатель: О чем это стихотворение? / о зиме/.
Воспитатель: Какой снег в воздухе кружится? /белый снег, пушистый/.
Воспитатель: Как заснул тёмный лес? /крепко, непробудно/.
Воспитатель: Какими стали дни? /короткие – короче/.
Воспитатель: А что говорится про зимнее солнце? /солнце светит мало/.
Воспитатель: Что случилось, когда настала зима? /вот пришли морозы/
Физкультминутка.
Игра «Снежки».
Воспитатель: А теперь немного отдохнем. Давайте встанем в круг и отправимся на прогулку. Чтобы не замерзнуть, наденем теплые штаны, валенки, куртки, шапки, варежки (имитируют движения одевания). Закроем глаза. Произнесем слова «Покрутились, покрутились и на прогулке мы очутились». Смотрите сколько снега! Какой снег на улице? (Ответы детей).
Воспитатель: А давайте поиграем в снежки. (В обруче лежат листы бумаги белого цвета) Давайте вылепим снежки «из бумаги» и поиграем в снежки. Игра «Снежки»
Воспитатель: Молодцы ребята хорошо играете.
Но нам пора возвращаться. Встать в кружок, произнести слова «Покружились, покружились и в детском саду мы очутились»
Воспитатель: Для того чтобы нам было интереснее и легче заучивать стихотворение, предлагаю вам воспользоваться опорой на модель-схему.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение с помощью модели-схемы.
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. О чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме). Кто написал стихотворение «Зима»? (И Суриков), Где мы с вами сегодня побывали? Что там делали? Что помогло нам запомнить стихотворение? (модель-сема).
Используемая литература.
1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002
2. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008
3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2007
4. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 комбинированного вида»
Конспект занятия по чтению художественной литературе.
Заучивание стихотворения И.З.Сурикова «Зима».
(старшая логопедическая группа)
Подготовила: воспитатель
I кв. категории
Белова Н.А
ГО Саранск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Закрепление произношения звука [ Ч ]. Заучивание стихотворения «Скакалочка». Провела: воспитатель- Т.В.Кутузова
Цель: закреплять правильное произношение звука [ч] в речи; развивать слуховое внимание через опознание звука во фразе; упражнять детей в изменении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»
В данном занятии использовалась технология по использованию мнемотехники для разучивания стихотворений. Сами картинки-схемы к данному стихотворению вышлю по просьбе заинтересовавшихся отдельно....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Заучивание стихотворения А.Плещеева "Весна" с использованием мнемотаблиц»
данный конспект занятия позволяет детям запоминать текст с помощью мнемотаблиц (картинок)...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение и заучивание стихотворения С. А. Есенина «Черемуха»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи Чтение стихотворения "Снегирек" в первой младшей группе
Конспект комплексного занятия для самых маленьких. Чтение стих-я (немецкой песенки) В. Викторова и лепка ягодок. Дети знакомятся через художественное слово со снегирем, рассматриваем картинку, беседуе...