Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес» в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: Расширять и обогащать представления детей о жизни диких животных и насекомых весной.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.

- Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных.

Развивающие:

- Развивать интерес к жизни диких животных, умения самостоятельно действовать, при затруднении обращаться за помощью к взрослому.

- Развивать любознательность, творческие способности.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_v_sredney_gruppe.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект ООД по познавательному развитию

                  «Путешествие в весенний лес» в средней группе.

Цель: Расширять и обогащать представления детей о жизни диких животных и насекомых весной.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.

- Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных.

Развивающие:

- Развивать интерес к жизни диких животных, умения самостоятельно действовать, при затруднении обращаться за помощью к взрослому.

- Развивать любознательность, творческие способности.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Расширять и активизировать словарный запас: пушистая, шерстка, улей,  рой, пасека, пасечник.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и вывод.

3. Приемы организации практической деятельности детей: показ, комментирование, продуктивная деятельность (изготовление зайца).

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Оборудование: воздушный шарик с письмом, ширма трехстворчатая, руль, картинки по временам года (зима, весна), картинки животных леса средней полосы, полянка из цветов, насекомые, мольберт, материалы для изодеятельности (клеянка, силуэты зайчиков, гуашь, жесткая кисть)

Ход НОД.

  1. Орг. Момент.

Цель.  Активизировать внимание детей.

 Дети играют в групповой комнате по интересам.

Воспитатель: Татьяна Ивановна! (ищет няню по группе)

- Ребята! А вы знаете, где наша Татьяна Ивановна? (Ответы детей)

- Может быть, она в спальне? (открывает спальню, вылетает воздушный шарик).

– Ой, к нам ещё и шарик прилетел! Да он не простой! Посмотрим, что он нам принес. Это письмо, прочитаем его?

Воспитатель (читает письмо): " Ребята, письмо от Бабы Яги.

Вашу няню я украла, я ее околдовала,

Будет дома у меня накрывать столы она,

Грязь стирать и мыть полы, вытрясать мои ковры.

А как дом весь уберет, мой слуга ее запрет,

Коль вернуть ее хотите,

Вы письмо моё прочтите.

В лес ко мне вы отправляйтесь,

За заданья принимайтесь,

Их все  выполняйте, няню забирайте.

  1. Основная часть.

Цель: Расширять и обогащать представления детей о жизни диких животных и насекомых весной.

Воспитатель: Так вот почему нет нашей Татьяны Ивановны.

- А что бы ее выручить, нам нужно отправиться в лес.

- А на чем можно отправиться в лес? (машина, автобус, газель, пешком т. д.).

-А на каком транспорте нам будет удобнее отправиться? (на автобусе)

- Ребята, я предлагаю наш автобус построить из стульев, и ширмы.

         (Дети вместе с воспитателем строят  автобус)

Разминка «Мы в автобусе.» (музыкальное сопровождение)

- Вот и наш автобус добрался до места назначения! Остановка «Лесная полянка!»

Выходим все из автобуса! (Дети встают со стульчиков)

- Ой,  ребята! Как здесь красиво! А какое время года сейчас в лесу? (Весна)

- Какие признаки весны вы знаете? (Распускаются листочки на деревьях, появляются первые цветы, становится теплее, просыпаются от спячки животные и насекомые, прилетают птицы и т. д.)

- Посмотрите, ребята! Здесь Баба Яга приготовила нам 1 задание признаки весны и зимы. Только всё перепутала…. Как вы думаете, мы сможем навести порядок?

(Дидактическая игра «Когда это бывает»)

- Какие вы молодцы! Все правильно сделали! Отправимся дальше?

- Посмотрите ребята, мы попали с вами на поляну. Сколько же здесь цветов! Ой, кто же здесь нас ждет? (Насекомые)

(На цветах разложены игрушечные насекомые)

- Каких насекомых вы здесь видите?

-Молодцы!  Ребята, а вы знаете,  в каких домиках живут эти насекомые?

Найдите и покажите домик муравья  (на мольберте). На что он похож? (на холм, гору).

- А где живет пчела? (в улье)  

 Посмотрите, какая пчелка маленькая, (показываю фигурку пчелы) но от нее много пользы. Пчела летает целый день и собирает нектар с различных цветов. Пчелы делают мед, он очень полезный. Пчелы бывают дикие. (Показ и рассматривание макета дикого улья). Они живут в лесу и строят свои улья в виде шара на ветках деревьев. А еще пчелы бывают домашние, они живут в деревянных домиках-ульях, которые для них строит человек. Большое количество ульев установленных на лугу называется - пасека, а человек, который разводит и ухаживает за пчелами - пасечник. Пчелы живут большой семьей.  

- Молодцы, и второе задание Бабы Яги выполнили.

- Мы немного устали с вами ходить по лесу, давайте разомнёмся?

Физминутка «Трудолюбивая пчёлка»

Пчелка трудиться весь день (руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень. (покачивание указательным пальцем в знак отрицания).

От цветка летит к цветку (ритмичные взмахи руками).

Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосёт (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет (раскрыть перед собой все пальцы).

Унесет нектар тот в улей (изображают полёт).

И назад вернется пулей (резко выбросить руку с указательным пальцем вперед).

В сотах утрамбует мед (топанье ногами).

Людям пользу принесет (развести перед собой руками).

- Немного отдохнули, отправимся дальше? Посмотрите дети, Баба Яга Нам оставила ещё одно задание: нужно отгадать загадки!

(Стоит ширма с картинками: заяц, лиса, медведь, еж)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Летом, осенью, зимой

Идет по тропочке лесной.

След хвосточком заметает.

А как её зовут, кто знает (Лиса)

На спинке иголки

Длинные и колкие.

А свернётся в клубок -

Ни головы нет, ни ног. (Ёжик)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

- Молодцы ребята! Все загадки отгадали!

- А что вы знаете об этих животных?

- Ребята, а какие животные весной просыпаются? (медведь, ёж).

- А почему они просыпаются именно весной? (становиться очень тепло, животные уже проголодались)

- Ребята, посмотрите, с зайчиком что-то не в порядке! (Он белый, а должен быть серым)

- Наверное, он не успел поменять шубку.

Что же делать? Давайте мы ему поможем!

  1. Рисование.

Цель. Развитие творческих способностей детей.

Садитесь за столы. Ребята, я предлагаю нарисовать нашим зайкам новую шубку используя серую краску и сухую жесткую кисть, этот способ рисования называется – рисование тычком. Ведь, шубка у зайчика какая? (пушистая). Вот такой способ рисования и поможет нам сделать шубку пушистой. Вот такой зайчик у нас должен получиться (Показ готового раскрашенногозайца).

А сейчас, я вам покажу, как мы будем менять белую шубку на серую. Окунаем кисточку в краску, кисть смачивать водой не нужно и тычками наносим краску на шаблон зайца, аккуратно, стараясь не закрасить нос и глазик.

 Приступайте к работе.

После выполнения работы.

- Какие замечательные зайчата у вас получились!

Ребята,  зайкам мы помогли сменить шубку белую на серую, и выполнили ещё одно задание Бабы-Яги.

- Дети, к нам, кажется, кто-то спешит!

Под музыку вбегает Баба Яга

Баба Яга:

Что ж, вы дети молодцы, я не ожидала

Да еще вы храбрецы, всех заданий для вас мало!

Что ж немного погрущу,

Татьяну Ивановну отпущу!

Выходит счастливая няня всех благодарит.

Воспитатель: А теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад!

Баба Яга:

Произнесем волшебные слова:

Ножкой топнем,

В ладоши хлопнем.

Покружимся, повернемся,

Дружно за руки возьмемся.

Глазки закроем, скажем «Пока!»

В детский сад нам возвращаться пора!

(Баба Яга убегает)

5. Итог.

Воспитатель:  Ребята вам, понравилось наше путешествие в весенний лес?

- Для чего мы с вами отправились в лес?

- Какое задание вам показалось наиболее трудным?

- Кого мы с вами встретили в лесу?

- Что было самое интересное?

- Молодцы!

Конспект занятия для детей средней группы на тему: «Слушай тихо и гляди, сказка, в гости приходи»

Автор: Сычева Татьяна Николаевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №153», г. Рязань

Описание материала: Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи и эмоциональной отзывчивости на содержание русских народных сказок.

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного фольклора через сказку.

Задачи:

1. Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок;

2. Стимулировать желание придумывать новые эпизоды, фрагментам к сказкам;

3. Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки, построенные на описании;

4. Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок с помощью  передачи голоса и характера персонажей.

Материал: три картинки с эпизодами сказок «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина изба»; «волшебный» мешочек; бубен; музыкальное сопровождение.

Ход занятия

- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите, рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому. –

Здоровья дорогим гостям,

Да милым детушкам.

- Удобно вам? (да). Тогда слушайте внимательно:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем –

Сказку в гости позовём!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи.

(слова сопровождаются тихой русской народной мелодией)

- Сейчас, покажу я вам картинку, а вы угадайте, из какой это сказки.

(это из русской народной сказки «Колобок»)

- Молодцы! А давайте расскажем нашим гостям, что или какой эпизод из сказки нарисован. А что было до этого, а что потом?

Идет рассказывание сказки несколькими детьми.

(Так же работаем с эпизодами из сказок «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка»)

Во время рассказывания прошу детей, эмоционально меняя интонацию, голос изображать зверей. Например:

- Спой песенку колобка для зайчика!

- Как лисичка просила курочку за скалочку?

- Изобрази плачущего зайчика?

- А какие русские народные сказки вы знаете еще?

Вправо влево повернись,

В новой сказке очутись.

(«Маша и медведь», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Бычок смоляной бочок», «Гуси-лебеди», «Баба Яга»)

- Ай, да молодцы!

Что же, ребята все сидим?

Аль играть мы не хотим?

Выходите, веселей.

Да давай играть скорей!

А игра у нас такая

«Бабка Ёжка», ох какая!

Описание игры:

В середину круга встает водящий – Бабка Ёжка. В руках у нее помело. Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ёжка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла она на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом».

К кому прикоснется тот и замирает. (Под русскую народную мелодию)

Можно выбрать 2-3 бабок Ёжек

После того как дети сели, воспитатель:

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки

Загадаю вам загадки.

 

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(белка)

 

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(гнездо)

 

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

(морковь)

 

(Слышится веселое хихиканье из мешка)

 

- Что же вы, дети так смеетесь? Не вы, а кто же?

Что за чудо –

Скок да скок.

Гляньте, прыгает мешок!

- Ой, да я совсем забыла. Он же у меня волшебный. Вот проснулся и поиграть с вами хочет. Давайте, развяжем его да посмотрим, что в нем? (открываем)

Бубен здесь лежит,

Ждет, когда его возьмем

Да играть скорей пойдем.

Игра с бубном

Описание игры:

Дети передают бубен из рук в руки и произносят считалочку:

Ты катись веселый бубен

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен

Тот загадку скажет нам.

Ребенок, на котором закончилась считалочка, загадывает загадку на любую тему, а дети отгадывают.

(Игра проводится 5-6 раз, а затем можно просто спросить любого ребенка)

- Спасибо тебе, мешок, за игру.

Вы тихонько проходите

Да гостей благодарите.

За добрые глаза

За ласковые слова.

Только дети хотели «спасибо» сказать, как мешочек хихикать стал:

Я ж мешочек не простой

И совсем я не пустой.

Ты поглубже загляни,

Там сюрприз лежит внутри.

(Воспитатель достает пирожок)

 

Как для вас мои друзья,

Наварила, напекла,

Пятьдесят аж пирогов –

Не найти едоков!

Хозяйку потешьте –

Пирогов мои поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Идет угощение пирогами.

Литература:

1. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа /авт.-сост.: Г.А.Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 336 с.

Конспект НОД в средней группе на тему «Кто опрятен – тот приятен»

Автор: Атаманенко Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №5 «Березка», г. Краснознаменск

Описание материала: Предлагаю вам конспект для детей старшего возраста (5-6 лет) по теме «Кто опрятен – тот приятен». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, на формирование бережного отношения к своему организму, представления о личной гигиене.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Кто опрятен – тот приятен»

Цель: продолжать формировать бережное отношение к своему организму.

Задачи:

- Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей;

- учить правилам знакомства;

- расширить кругозор сведениями из жизни животных;

-воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование:

- кукла-мальчик Вихрастик (грязный);

- панно «Окно природы» - оконная рама на стене, завешанная тюлем, а в «окне» - природный пейзаж, на который прикрепляются необходимые для данного занятия персонажи в картинках)

- персонажи в картинках: слоны, воробьи, кошка;

-книжка К.Чуковского «Мойдодыр» (или одноименный мультфильм).

Ход НОД.

Воспитатель. Доброе утро, ребята.   Кто нибудь обратил внимание на мое приветствие? Какими словами я вас встретила? Как вы думаете, почему я так сказала? (дети отвечают)

Правильно, потому что сейчас утро, у меня хорошее настроение, и я хочу им поделиться с вами, хочу, чтобы и для вас утро стало добрым!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.

Н. Красильников

Ой, а кто это стучит к нам в двери? Кажется у нас гость. Какой то не обычный, и я его кажется, знаю. Это мой знакомый Вихрастик!

(Педагог берет куклу в руки и подносит к детям).

Какой он грязный, лохматый, неопрятный. Ребята, а разве в таком виде ходят в гости? А в детский сад? Во двор? Может, дома можно так ходить? Это вежливо или невежливо? (Дети отвечают).

Вихрастик, что случилось? (Вихрастик, что-то говорит воспитателю на ухо.)

Понятно, он потерялся и не знает своего домашнего адреса. Это очень плохо. Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Ребята, а вы знаете? (воспитатель проводит выборочный опрос детей по желанию)

Молодцы! За вас я спокойна. Но что же нам делать с Вихрастиком? Интересно, а родители у него есть? Спросите!

(Дети хором спрашивают Вихрастика, он (его озвучивает воспитатель) отвечает, что у кукол нет родителей)

тогда понятно, почему ты такой грязный и не знаешь своего домашнего адреса – тебя никто не воспитывал. Ребята, вам жалко Вихрастика? Может, возьмем его на воспитание или не нужен нам в группе такой грязнуля?

(дети делают нравственный выбор)

Вихрастик. Что, вы, правда, не выгоните меня? И разрешите жить в вашей группе? И будите меня воспитывать? Как мамы и папы?

Воспитатель. Нет мамой для тебя буду я, а ребята – как будто братья и сестры.

Вихрастик. А вы научите меня всему доброму и вежливому? Ура!

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы приняли хорошее, доброе решение. Научим Вихрастика здороваться и знакомиться.

А теперь, Вихрастик, тебе надо познакомиться с детьми.

Вихрастик. А зачем?

(Дети поясняют)

А как?

Воспитатель. Ребята, с чего начинается любое знакомство?

(Дети твечают)

Правильно, с приветствия. Давайте поделимся с Вихрастиком приветственными словами, которые мы знаем.

     Дети наговаривают кукле приветственные слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, рад вас видеть и другие.

     Вихрастик все запоминает и, повернувшись к детям спиной, громко говорит «Здрасте»7 дети исправляют его ошибку и вешают ему соску, как малышу-карапузу, не умеющему правильно проговаривать слова. Вихрастик исправляется, соска убирается.

     Вихрастик знакомится с детьми. Воспитатель с куклой подходит по очереди к каждому ребенку, ребенок называет своеи имя, а тот в свою очередь выражает радость знакомства: очень рад, очень приятно, рад знакомству и другие.

     Ребята, как вы думаете, чему в первую очередь мы должны научить нашего нового друга?

Правильно, его надо научить быть чистым.

     Вихрастик. Да не переживайте, я и так могу ходить. Мне несложно. Зачем время на умывание тратить? Не хочу купаться, хочу больше играться! Давайте поиграем, а?

     Воспитатель. Ребята, а вам хочется играть с таким Вихрастиком? А руку ему пожать? А игрушку свою дать?

     Дети отвечают.

     Вихрастик. Почему?

     (Дети отвечают)

Ну и что? Зато я веселый, добрый, знаю много игр. Вам со мной будет интересно. Правда! Лена (обращается к любой девочке), ты будешь со мной играть? Почему? А, все вы девченки такие чистюли… Зато Глеб будет со мной играть. Правда, Глеб? А почему?

Беседа о чистоте.

Воспитатель. Ребята, объясните Вихрастику, почему плохо быть грязным.

Дети наговаривают свои варианты, воспитатель обобщает.

Это некрасиво, неприятно для окружающих, грязный человек млохо пахнет, все время чешется, он часто болеет и может заразить окружающих людей, может испачкать вещи, игрушки. Поэтому с грязнулями никто не хочет дружить.

     Воспитатель предлагает Вихрастику посмотреть на детей – они такие чистые, опрятные, на них приятно смотртеть. «Кто опрятен – тот приятен» - говорят в народе.

     Вихрастик не слышит, так как у него грязные уши. (Дети дважды повторяют правило)

     Это правило надо вспоминать всегда, когда выходишь из дому. Лично я не забываю посмотреть на себя в зеркало и сказать себе: «Кто опрятен – тот приятен!» (Произносит с зеркальцем в руках)

Воспитатель предлагает детям проговорить правило индивидуально, передавая зеркало друг другу)

     А как называют людей, которые ходят грязными и не любят мыться? (Неряхи, замарашки, грязнули, поросята, чумазики.) Про них даже дразнилку придумали:

Противные бяки

Кто зубы не чистит, не моется мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули.

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда вообще не растут.

     Как вы думаетет, ребята, убедили мы Вихрастика в том, что быть грязным плохо и вредно?

Физкультминутка «Утро»

Мы проснемся, встрепенемся,       дети поднимаются из положения сидя,

                                                          встряхиваются.  

Сонно в ванную пойдем.                Вяло ходят на месте (плетутся).

Там в прохладную водичку           Складывают из ладошек «лодочку»    

Наши глазки окунем.                      и  «ныряют»   в нее лицом.

Шейку мы протрем ладошкой,      ладошкой трут шею.

В ушки пальцами нырнем              Указательными пальцами чистят ушки

И, взъерошив шевелюру,                Взлохмачивают волосы.

В свою комнату придем.                 Бодро ходят на месте.

Там заправим мы кроватку.             Делают махи руками в правую и левую

                                                            стороны.

Быстро сделаем зарядку                   прижимают руки к плечам, вверх и вниз

И, съев кашу с молоком,                   имитируют

Бодро в садик мы пойдем.               Бодро ходят на месте

Вихрастик. (плачет). Не хочу быть маленьким, не хочу болеть, не хочу мыться! Вот пристали! Уж лучше бы я был какой-нибудь зверушкой: слоненком, например или птичкой. Вы бы меня всегда любили и не заставляли мыться.

     Гигиена животных.

Воспитатель предлагает Вихрастику и детям посмотреть в «окно природы» и наблюдают, как слоны, воробьи и кошки следят за своей чистотой.

Воспитатель. Слоны любят купаться в реках и озерах. Вместо душа у них хобот. Им животные поливают себя и друг друга.

Использует хобот, словно душ.

Моет им спину и уши.

Угадайте, кто же он?

Если хобот, это - ….(слон)

В. Степанов

     А еще несмотря на свои огромные размеры слона умеют нырять и даже плавать под водой.

Пальчиковая гимнастика Е. Савельевой «Слон»

На прогулку вышел слон,                   дети выставляют средний палец

Хоботом качает он.                              Правой руки – «хобот», все остальные

                                                                Пальцы – «ноги» слона.

Топ-топ, топ-топ…                               «Слон» идет, опираясь на все четыре

                                                                Ноги, не касаясь хоботом земли.

Говорю слону я: «Стоп!»                      «Слон» останавливается. Дети

                                                                 Изображают слона попеременно левой

                                                                 И правой рукой.

Воспитатель. Воробьи любят плескаться в лужах.

Читает стихотворение А.Барто «Воробей», показывает иллюстрации.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чив-чив-чив!

Если занятие выпало на конец зимы, можно прочитать другое стихотворение, например В. Бардадым «Банный день»

Светит солнце. Нету стужи.

Снег сошел. Дымятся лужи.

Воробьишка рад:

-Чив-чив!-

Хвостик в луже намочив,

Крикнул:

- Братцы! Все сюда!

Очень теплая вода!

После стужи первый раз

Будет банный день у нас!

     А если луж нет, они купаются в пыли. Пыль делает их перышки пушистыми и вздущными.

Воспитатель. Отгадайте, про кого эта загадка.

Глазищи, когтищи,

Зубищи, хвостищи,

А моется всех чище.

(кошка)

Давайте изобразим кошечку на пальчиках.

Пальчиковая гимнастика В. Цвынтарного «Кошка»

А у кошки ушки на макушке,             средний и безымянный пальцы

                                                               Упираются в большой. Указательный

                                                               И мизинец подняты вверх.

Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Воспитатель. Кто видел, как кошка умывается?

Дети отвечают.

Правильно, кошки не очень любят воду. Но они всегда чисты и ухожены. «Часто умывается, а с водой не знается» - так говорят про кошек.Как же у них это получается?

     Действительно, умываются и купаются они язычком. Слюна у них вместо воды, а шершавый язычок вместо мочалки. (Показывает сооответствующую иллюстрацию, проделывает с детьми соответствующие движения).

     Так что, дорогой  друг Вихрастик, за своей чистотой следят все: и животные и люди. Это закон! Подумай об этом и начинай исправлятся дружок. Иначе с тобой может приключится история, как с мальчиком из книжки К. Чуковского «Мойдодыр».

Воспитател выразительно читает это стихотворение.

Можно предложить просмотр одноименного мультфильма.

Беседа по произведению.

Воспитатель. Почему вещи не захотели служить мальчику?

Обращает внимание на то, что и от Вихрастика уже убежал один ботинок и собирается убежать пуговица.

Как автор называет грязного мальчика? (Поросенок, трубочист)

Кто перевоспитал ребенка?

Воспитатель обещает Вихрастику и детям пригласить на следующее занятие Мойдодыра, чтобы он помог перевоспитать мальчика.

Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область: Познание.

Интеграция: Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал: кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за  цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

Начинается река

А игра -  начинается с улыбки!»

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам,  которые живут у нас в группе.

- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

 - Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода.   (Приклеивают большую капельку)

У аквариума:  рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую  капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4.  Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5.    Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза.    Прослеживать взглядом движения пальца   

                                                                    Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу.          Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса.       Коснуться пальцем кончика носа,

                                                                          Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай.  Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай.  Крепко зажмурить глаза.

6.  Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

- Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём  воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико.  Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели.   Пальцами провести, не надавливая по закрытым

                                         глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели.    Подушечками пальцев легонько постукивать по

                                              щекам.

Чтоб смеялся роток.          Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался  зубок.     Помассировать большими  пальцами вески.

8. Совместная деятельность

 - Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

- Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной  и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите  по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап  (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельностьДети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь.  Ребята работают под музыку.

- Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

11. Итог.

- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

- Для чего нам нужна вода?

- Как нужно беречь воду?

- Я знаю, что некоторые ребята выучили  стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

- Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Здоровье».

Занятие для средней группы, предназначено для воспитателей в детских садах.

Тема: Наши помощники.

Цели:

1. Формирование представлений о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека, показать важность выполняемой каждым отделом организма работы.

2. Вызвать у детей желание беречь свой организм, составить свод правил, которые должны придерживаться дети.

3. Формирование личного отношения к соблюдению моральных норм: воспитание доброго, бережного отношения к инвалидам, умение проявлять сочувствие.

4. Ввести элементы психогимнастики-медитации, для развития внимания, для устранения замкнутости, снятии усталости.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, воспитатель предлагает им подойти к зеркалу.

- Ребята, кого вы видите в зеркале?

- Что есть у человека?

- Что есть у человека внутри? (органы).

- Какие органы вы знаете?

- А вы хотите нарисовать себя?

Дети подходят к мольбертам и под спокойную музыку рисуют человека, воспитатель может прочитать стихотворение.

«Точка, точка, запятая,

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик,

Появился человечек».

- Дети, кого вы нарисовали?

- Посмотрите внимательно, все ли вы нарисовали у человека?

- Какие помощники есть у человека?

- Почему мы их называем помощниками?

(Ответы детей о роли глаз, ушей, ног, рук, кожи и т.д.)

- Дети, вы много назвали помощников и их роль для человека. А давайте проведем с вами несколько экспериментов.

1. Ребенку шарфом завязывают глаза.

- Что ты видишь?

- Что ты можешь делать?

- (Имя ребенка), иди ко мне?

- Как мы можем помочь (имя ребенка)? Другой ребенок помогает подойти.

- Как называют такого человека?

2. Ребенку завязывают руки за спиной. Перед ним на столе тарелка каши.

- Как есть кашу без рук?

- Удобно ли это?

- Как помыть лицо?

- Как помочь ребенку?

3. Ребенку ваткой затыкают уши.

- Что ты слышишь?

- Дети, позовите (имя ребенка)?

- Это хорошо или плохо, если человек не слышит?

- Как можно назвать такого человека? (глухой или слабослышащий).

Дети делают вывод по проведенным экспериментам.

- Дети, а как можно одним словом назвать слепых, глухих, тех, кто не имеет рук или ног?

- Как мы должны относиться к инвалидам?

- Какую помощь можно оказать им на улице?

Психогимнастика (проводится под музыку).

Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: тук, тук, тук.

«Какое у нас сердечко? Доброе! Теплый, ласковый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте частичку своего тепла, доброты, сочувствия подарим инвалидам. Эту частичку тепла мы подарим всем глухим людям, эту – всем слепым, а эту – всем, кто в ней нуждается».

– Дети, а нужно ли беречь наших помощников?

– Какие враги есть у нашего организма? (Ответы детей)

– Сейчас я при помощи волшебной палочки, превращу вас в следопытов и мы отправимся в путешествие, открывать тайну, что же грозит нашему организму и какие у него враги.

(Звучит музыка, воспитатель говорит волшебные слова).

Д/и «Враги моего организма».

Дети выполняют задания игры, отбирая карточки с изображением предметов, которые являются врагами для человека.

ТРИЗ «Хорошо – плохо».

– Когда эти предметы для нас враги?

– Когда друзья?

– Почему говорят: каждому предмету свое место?

Звучит музыка. Дети, закрыв глаза, говорят волшебные слова.

- Мы с вами попали, ребята, в сказочную страну, к доктору Айболиту (Роль доктора исполняет взрослый человек, а персонажей – дети). Давайте посмотрим, кого он лечит?

(Входит Бармалей).

Б. – Доктор, доктор помоги мне! Ничего не вижу я!

Д.А. – Что случилось Бармалей?

Б. – Вот глаз красный и болит очень.

Д.А. – Давай посмотрим, ничего в глазу нет, а он красный. А как ты читаешь, телевизор смотришь?

Б. – Хорошо доктор, читаю лежа, а в телевизор, я аж уткнулся носом, чтоб все было видно.

Д.А. – Давай спросим у детей, можно так читать, телевизор смотреть? Ответы детей.

Д.А. – Слышишь, что дети тебе говорят, а еще я пропишу тебе гимнастику для глаз.

Б. – Что это такое? Я не умею!

Д.А. – Дети, а вы умеете делать гимнастику для глаз. Покажите Бармалею.

Бармалей уходит, благодарит детей и Д.А.

Стук в дверь, входит Незнайка с карандашом в ухе.

Н. – Доктор, помогите?

Д.А. – Что случилось Незнайка?

Н. – Я хотел ухо почистить, а Винтик меня толкнул и карандаш попал мне в ухо, очень болит.

Д.А. – Давай я посмотрю и выну карандаш.

- Давай спросим у детей, можно карандашом ухо чистить?

- А чем можно? Ответы детей.

Н. – Спасибо доктор, теперь я буду знать, что острые предметы в ухо толкать нельзя. До свидания.

Стук в дверь, входит Буратино, грязный с раной на руке.

Б. – Доктор, помогите, я руку порезал.

Д.А. – Давай посмотрим твою руку. А почему у тебя такие грязные руки?

Б. – Не знаю, я руки мыл.

Д.А. – А чем ты руки моешь?

Б. – Водой мою, а это я со стеклом играл и руку порезал.

Д.А. – Давай у ребят спросим, как надо руки мыть и можно ли играть со стеклом? Ответы детей.

Ребенок:

Буратино, я про тебя стихотворение знаю.

«Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин!

Мы на шее лук посадим, репу – на ладошках,

На щеках – картошку, на носу морковь взойдет,

Будет целый огород».

Д.А. – Слышишь, Буратино, надо хорошо руки мыть и ухаживать за своей кожей.

Б. – Спасибо, ребята и доктор, пойду я в баню мыться. До свидания.

Воспитатель: - А что мы должны делать, чтобы наши помощники были всегда здоровыми и могли нам помогать?

Д.А. – Для этого существуют правила. Вы хотите их узнать? Давайте вместе с вами их составим.

Для глаз – делать каждый день гимнастику, правильно читать, писать и рисовать, смотреть телевизор, есть витамины – овощи и фрукты.

Для ушей – нельзя толкать в уши острые предметы, чистить уши детям должны взрослые, каждое утро мыть уши.

Для кожи – мыть руки, лицо с мылом каждый день, ходить в баню, смазывать руки, лицо кремом.

Если вы будете выполнять эти правила, то ваши помощники всегда будут здоровыми и не будут болеть.

Дети прощаются с Д.А.

Воспитатель: - Дети, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Вам понравилось путешествие?

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова.

Д/и «Светофор»

- В этой игре мы закрепим знания, полученные на занятии. Разложите карточки на огоньки светофора.

22 марта 2016г. в  рамках аттестации на установления соответствия занимаемой должности проведено открытое занятие воспитателя Баклановой Виктории Владимировны.

Тема «Путешествие с Капелькой»

     На занятии присутствовали дети средней группы (10 человек 5-го г.ж.). Ход занятия тщательно продуман, методически правильно выстроен с учетом задач экологического воспитания, в соответствии с возрастом детей данной группы. Для реализации каждой задачи воспитателем подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия подобраны наглядные пособия, стимулирующие  и активизирующие детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в развивающем пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Длительность занятия составила 20 минут, что соответствует продолжительности занятия с детьми 5-го г.ж., рекомендованной СанПин 2.4.1.3049-13.

           Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают смену деятельности. Перемещение по группе во время путешествия с капелькой Капитошкой, беседа у каждой смысловой точки, экспериментально-практическая деятельность – за столами. Воспитателем  использованы здоровьесберигающие технологии - дыхательная гимнастика с рыбками,  пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук под звуковое сопровождение, гимнастика для глаз, динамическая пауза.  Достаточная сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

       Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Использование игрушки-капельки Капитошки, модели «Аквариум», пространственной среды группы, технологической карты «Значение воды» помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу - формирование у детей представления о значении воды для человека, животного и растительного мира, о свойствах воды. Воспитатель побуждала детей давать полные ответы, делать выводы по результатам бесед, практической деятельности.

      В каждом моменте занятия воспитатель старалась направить детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций во время выполнения действий с водой  активизировало мыслительную деятельность детей. Задания, предложенные дошкольникам позволили, задействовать у них зрительный, слуховой, вкусовой, тактильный анализаторы.

    Воспитатель учитывала психологические особенности детей группы, успешно осуществляла личностно-ориентированный подход. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

   На протяжении всего занятия дети сохраняли интерес, были внимательны, организованы, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Во время демонстрации воспитателем фокуса с окрашиванием воды, на лицах детей отображалось неподдельное изумление.

Фотоотчёт можно посмотреть в галеерее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие в весенний лес" в средней группе.

Комплексное занятие по познавательно -речевому развитию  является итоговым в средней группе. Содержит задания, направленные на повторение, систематизацию, обобщение всего материала по познаватель...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес"

Итоговое занятие познавательной направленности, область "Познавательное развитие", для детей 3-4 лет.            Интеграция образовательных областей: познавател...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес ".

Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе....

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес"

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим разработано для детей второй младшей группы. Занятие включает в себя развивающие задания с применением наглядного материала, с использованием игр и упражн...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в подводный мир» в средней группе.

Цель: Дать первоначальное представление о подводном мире, о некоторых его обитателях и их особенностях. Программные задачи:Образовательные:- формировать представление детей об обитателях подводно...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес» (для детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ)

Конспект занятия предназначен для детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ. В ходе занятия дети закрепляют знания о весенних изменениях в природе, и об изменениях жизни животных весной. К конспекту п...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес» во второй младшей группе №8.

Цель: расширить представления  детей о весне, характерных признаках весны.Задачи: уточнить и обобщить представления детей  о животных, весенних цветах;развивать внимание, память, мышление;во...