методическая работа воспитателя
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чучковский детский сад№1 Муниципального образования -Чучковский муниципальный район Рязанской области
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
Чучковский детский сад№1
Т.Н. Митина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Средней группы
на 2018 – 2019 учебный год
Воспитатели:
ГЛИНОВА Е.В.
Тадевосян Ж.А.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- введение
1.1.Цели, задачи реализации Программы. Цели и задачи реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
1.2.Значимые характеристики. Возрастные особенности детей 5-го года жизни.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Основные направления работы группы.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Распорядок и режим дня: на холодный период, на теплый период, режим двигательной активности.
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в группе.
3.3. Модель образовательного процесса на учебный год.
3.4. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Цели, задачи реализации Программы
Настоящая рабочая программа разработана воспитателем МДОУ№1 Глинова Е.В. Тадевосян Ж.А.
Девиз программы «Чувствовать – Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Цель дошкольного образования состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в своей деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
В рамках настоящей образовательной Программы реализация цели предполагает решение ряда задач:
* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения.
* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;
* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.
Цели и задачи реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
В основу приоритетов деятельности, которые отражены в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, были положены следующие факторы:
— учет социального запроса родителей;
— учет образовательной среды поселка.
Учет социального запроса родителей отражается в осуществлении обучения, воспитания.
Учет образовательной среды представлен широкой инфраструктурой образовательных и социальных объектов Чучквского района и отражен в системе работы с школами, филармонией, поликлиникой и другими социальными партнерами учреждения.
В результате сложившейся системы работы педагогического коллектива с учетом вышеперечисленных факторов, выделены следующие задачи по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- сделать достоянием современного ребенка всю игровую палитру,
- культивировать многообразие игр с учетом детских склонностей и интересов, развивать культуру игрового общения, ценности сотрудничества, взаимной поддержки замыслов и предложений, предприимчивость, изобретательность, творческие проявления.
- создание условий для воспитания чувства патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста;
- взаимодействие с семьями и социальными партнерами с целью всестороннего и полноценного развития воспитанников.
Задачи воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.
- Развивать познавательную активность, любознательность, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.
- Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.
- Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах.
- Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
- Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.
1.2.Значимые характеристики воспитанников средней группы
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: «Как? Зачем? Почему?». На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:
- завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности;
- взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации;
- общение носит внеситуативно - деловой характер.
Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам, как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер. Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательнее для ребёнка 4 – 5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
К пяти годам:
- Ребёнок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.
Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
- Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
- Проявляет интерес к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договариваться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
Охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задат много вопросов поискового характера. Начинает появляться уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
- В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет свою роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов – заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками.
Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета.
Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации.
В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
- Речевые контакты становятся более длительными и активными.
Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребёнок использует средства интонационной речевой выразительности. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая своё отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передаёт эмоциональные состояния людей и животных.
- Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребёнок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.
- Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определённых действий.
В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
- Отличается высокой активностью и любознательностью. Задаёт много вопросов поискового характера, стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем: с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенностей объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
- Имеет представления:
- о себе: знает своё имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол, осознаёт некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать у взрослого некоторые сведения о своём организме;
- о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, прошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки;
- о государстве: знает название страны и города, в котором живёт. Хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
- Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и привычными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.) С помощью взрослого ребёнок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
Критерии для определения уровня сформированности опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Познавательные интересы:
Высокий. Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.
Средний. Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений.
Низкий. Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно- ориентированные, утилитарные интересы (интересы обладания предметами или удовлетворения своих утилитарных нужд).
Низший. Интересы не оформлены, не дифференцированы; реагирует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается.
Познавательные вопросы:
Высокий. Вопросы имеют преимущественно причинно-следственнный характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в окружающем мире, внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
Средний. Вопросы имеют причинно-следственный характер, сочетаются с уточняющими вопросами; ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житейские представления.
Низкий. Задает вопросы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и отношения; может не проявлять интерес к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко противореча очевидным фактам.
Низший. Задает вопросы редко; в вопросах отражает то, что воспринимает непосредственно, в данный момент, удовлетворяется кратким констатирующим ответом; может не соглашаться с ответом, противореча очевидным фактам.
Познавательное экспериментирование:
Высокий. Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способен к мысленному экспериментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.
Средний. Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы.
Низкий. С желанием принимает участие в экспериментах, организованных взрослым, в речи отражает эмоции, возникающие в процессе работы, иногда задает уточняющие вопросы, сам экспериментирование не организует.
Низший. Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций, познавательных чувств в процессе работы, организованной взрослым; не инициирует экспериментирование.
Самостоятельность:
Высокий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий, организует свое рабочее место, убирает за собой.
Средний. Самостоятельно, последовательно действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи, или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.
Низкий. Систематически самостоятельность не проявляет; действуя сам, может нарушать требуемую последовательность действий; при самостоятельном выполнении качество результата деятельности снижается.
Низший. Несамостоятелен, зависим от взрослого, требование взрослого действовать самостоятельно может вызвать скрытый или открытый протест, негативные переживания.
Обращение за помощью к взрослому:
Высокий. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для содействия в решении проблем после попыток их решить самостоятельно, не пытается переложить на взрослого усилия по решению проблемы.
Средний. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.
Низкий. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему. Низший. Не привлекает взрослого к содействию, может настаивать на самостоятельности даже в ситуации непродуктивной деятельности, отказывается от сотрудничества со взрослым
Участие в образовательном процессе:
Высокий. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; не мыслит себя вне группы, высказывает предложения по выбору видов деятельности, решению иных важных для жизни детей группы вопросов, например подготовки к празднику; участвует в подготовке праздников в учреждении и дома; свободно ориентируется в помещениях учреждения.
Средний. С интересом относится к тому, что происходит в детской группе, задает вопросы о предполагаемых событиях (содержании предстоящего занятия, ожидаемой игре), испытывает удовлетворение от общей с другими детьми деятельности, стремится деятельно участвовать в жизни группы, высказывает свои предложения, но они могут быть нереалистичны, без учета специфики взаимодействия детей друг с другом или с воспитателем в условиях детского сада.
Низкий. Откликается на предложения взрослого в отношении участия в мероприятиях, происходящих в группе; не проявляет инициативу или проявляет редко, не проявляет явного интереса к образовательному процессу или проявляет неустойчивый интерес.
Низший. Не стремится участвовать в образовательном процессе вместе с другими детьми, предпочитает индивидуальные формы взаимодействия со взрослым, которые могут стать единственной возможностью вызвать активность ребенка в образовательном процессе.
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов (показателей) определенному уровню
Уровень | Более 2/3 показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны | Более половины показателей, но менее 2/3, являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны | Менее половины показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны |
Высокий | 12 баллов | 11 баллов | 10 баллов |
Средний | 9 баллов | 8 баллов | 7 баллов |
Низкий | 4 балла | 5 баллов | 6 баллов |
Низший | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
По результатам исследования делается вывод о том, какому уровню соответствует достижение ребенка планируемых результатов (показателей) динамики формирования опытно-экспериментальной деятельности в рамках программы «Зеленая тропинка» : высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов. Низший уровень -1-3 балла, низкий - 4-6 баллов, средний - 7-9 баллов, высокий -10-12 баллов. Баллы проставляют в соответствующие графы таблицы
Проведение диагностики основывается на мониторинге достижения детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования
Критерии мониторинга
Любознательный, активный:
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
- в случае затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
- поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре, в детском саду и др.)
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе:
- ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе, его культурных ценностях;
- о государстве и принадлежности к нему;
- о мире и природе.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таблица 2
Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по образовательным областям
Основные программы: | ||||
Физическое развитие | Познавательное развитие | ФЭМП | Художественно-эстетическое развития | Речевое развитие |
Дополнительные и парциальные программы: | ||||
«Добро пожаловать в экологию» О.В. Воронкевич, «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова | «Цветные ладошки» автор И.А. Лыкова, «Красота. Радость. Творчество» - автор Т.С. Комарова; -
| «Учусь говорить» Гербовой В. В. |
Пособия для части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
Физическое развитие | Познавательное развитие | ФЭМП | Художественно-эстетическое развитие | Речевое развитие |
|
|
2-4, 4-6 лет» Учебно-наглядное пособие. 4. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского Сада / О.С. Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. |
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
- Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
- Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
- Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Таблица 3
Перспективный план сотрудничества с родителями в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
месяц | Форма работы | тема | Цель |
Сентябрь | Фотогазета | «До свидания, лето!» стихи о лете | Узнать о семьях, их интересах, занятиях, увлечениях. Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. |
Родительское собрание | «С новым учебным годом!» | Ознакомление родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Выбор родительского комитета | |
Консультации | «Ребёнок на дороге» | Профилактика дорожно-транспортного травматизма- Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома. | |
Анкетирование | «Давайте познакомимся» | Сбор и уточнение сведений о родителях воспитанников | |
Октябрь | Консультация | «Оформление детской коллекции» | Детские коллекции и способы их оформления. |
Стендовое выступление | « Экскурсия в парк осенью» | Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями. | |
Выставка | «Осень на картине» | Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. | |
Ноябрь | Стендовое выступление | «Как беречь здоровье!» | Профилактика травматизма в быту |
Фотогазета | «Наши питомцы» | Учить прививать детям любовь к животным, желание заботиться «о братьях наших меньших» | |
Мастер-класс | «Семейное древо» | Показать способы оформления фамильного древа ребенка (2 поколения) Учить детей рассказывать о своей семье. | |
Консультация - практикум | «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» | Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры. | |
Мастер – класс | «Подарок для мамочки» | Порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками. Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей. | |
Декабрь | Консультация | «Что подарит дед Мороз? Как дарить новогодние подарки». | Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. |
Родительское собрание. | «Новый год у ворот» | Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы. Активизация педагогических умений родителей. Подготовка к Новогоднему утреннику, изготовление костюмов к празднику. | |
Беседы, обсуждение | Проект «История игрушки» | Познакомить родителей с проектом группы, его значением в развитии детей. Привлечь родителей к оказанию помощи по его реализации | |
Конкурс самоделок | «У елки на макушке – гирлянды и игрушки» | Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности - изготовить елочную игрушку и украсить группу к празднику. | |
Экскурсия в мини-музей группы | «Музей игрушки у нас на окошке» | Привлечь родителей и детей к оформлению экспозиции мини-музея: игрушки старинные, народные, елочные и др. | |
Январь | Консультации | «Как дарить подарки!», «Чтобы было всем весело!» «Новогодние костюмы» | Получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность. |
Беседы, обсуждение | Проект «Мальчики и девочки» | Познакомить родителей с проектом группы, его значением в развитии детей. Привлечь родителей к оказанию помощи по его реализации | |
Фотовыставка | « Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» | Воспитывать сплочённость группы, желание поделиться своей радостью, впечатлениями. | |
Консультация | «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок!) | Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. | |
Фотоколлаж | «Мои интересы» | Привлечь родителей к сотворчеству в процессе создания с детьми коллажа, который рассказывает об интересах и увлечениях ребёнка. | |
Февраль | Спортивный праздник | «Сила богатырская» | Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада. Пропаганда активных форм отдыха. |
Беседы, обсуждение | Проект «Трудиться – всегда пригодится» | Познакомить родителей с проектом группы, его значением в развитии детей. Привлечь родителей к оказанию помощи по его реализации | |
Фотогазета | «Папа может!» | Привлечь мам и детей к оформлению выставки – поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Пополнять знания детей о мужских профессиях. | |
Март | Фотогазета | «Мама может!» | Привлечь пап и детей к оформлению выставки – поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Пополнять знания детей о женских профессиях. |
Статья | «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника», «Зачем ребенку кукольный театр?» | Приобщение семей к театру, развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детском саду. Воспитывать интерес и сплочённость. | |
Беседы | «Наказание и поощрение!» «Согласие между родителями – это важно!» «Как решить спор!» | Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей, научить решать конфликты, поделиться способами наказания и поощрения, воспитывать желания мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций. | |
Консультации | «Как использовать пластиковую бутылку?», «Что посадим в огороде!», «Стихи о растениях» | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | |
Апрель | Родительское собрание | «Наши успехи» | Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года. |
Субботник по благоустройству площадки. | «Весна на улице» | Формирование командного духа среди родителей группы. Формирование положительных взаимоотношений между педагогами ДОУ и родителями. | |
Консультация | «Что такое ЗОЖ» | Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях. | |
Выставка | «Весна цветущая!» | Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах. | |
Май | Мастер -класс | «Открытка ветерану» | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам. Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ. |
Экскурсия | «Город мой над Невой» | ||
Фотогазета | «Я живу в Санкт-Петербурге» |
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Основные направления работы группы.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть, как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер, включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Воспитатель также широко использует ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведения детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (к утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми к других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи.
Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОО в специально оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования, к проведению которых согласуются дошкольной организацией с положениями действующего СанПиН.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
- наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными
растениями и пр.); - беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и
культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима
двигательной активности и укрепление здоровья детей; - наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
- свободное общение воспитателя с детьми.
Культурные практики
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могу! быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжет» или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) -форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
- самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
- своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные занятия в организованных в группе центрах активности. Это - центры игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности воспитатель создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы (примеры таких ситуаций приведены в конкретных разделах данного пособия). По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает.
У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы - помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр - примерно I раз в 2 месяца). Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность ребятам, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а
В средней группе активно развивается детская самостоятельность. Постепенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, модели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Распорядок и режим дня: на холодный период, на теплый период, режим двигательной активности.
Время непосредственной образовательной деятельности и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и Санпинами. Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности для детей от 4 до 5-и лет – не более 20 минут (максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 35 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. НОД с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
Режим дня составлен с расчетом на 12 часового пребывания детей в детском саду.
Утверждаю Заведующий МДОУ№2
Непосредственно-образовательная деятельность
Режимные моменты | Время |
Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми | |
Завтрак | |
Самостоятельная деятельность детей | |
Непосредственно-образовательная деятельность | |
Второй завтрак | |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдения, труд, возвращение с прогулки | |
Обед | |
Подготовка ко сну, гигиенические процедуры | |
Сон | |
Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные и закаливающие процедуры | |
Полдник | |
Игры, досуги, общение по интересам, театрализация, инсценировки с игрушками, самостоятельная деятельность по интересам. Кружки (если запланировано) | |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, возвращение с прогулки | |
Подготовка к ужину | |
Ужин | |
Уход детей домой |
|
|
| |
|
|
РЕЖИМ ДНЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
НА ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД
В ДЕТСКОМ САДУ Прием на участке, осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, возвращение с прогулки Подготовка к завтраку Завтрак Игры, свободная деятельность детей Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, познавательная деятельность, и т. д.) Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду Обед Подготовка ко сну Сон Постепенный подъем, закаливающие мероприятия Подготовка к полднику, полдник Игры, индивидуальная работа Подготовка к прогулке Прогулка. Игры, организованная деятельность, самостоятельная деятельность. Уход детей домой | 7.30 – 8.20 8.20-8.30 8.30 – 8.50 8.50 – 9.20 10.00 – 10.05 10.05 - 12.00 12.00 -12.20 12.20 -12.50 12.50 – 13.00 13.00 – 15.15 15.15-15.30 15.30 -15.50 15.50 – 16.10 16.10 – 16.20 16.20 – 17.00 18.00 |
Примечание: В плохую погоду вместо прогулки организуется активный отдых в помещении музыкального, физкультурного зала, в групповых комнатах. |
Таблица 6
Физическое развитие
Модель двигательного режима для детей 4 -5 лет
в организованных формах
№ п/п | Виды занятий | Особенности организации | Длительность | Всего в неделю |
1. Организованная деятельность | ||||
1.1 | Утренняя разминка | Ежедневно в группе | 7 мин | 35 мин |
1.2 | Двигательная разминка | Ежедневно | 3 – 4 мин | 20 мин |
1.3 | Физкультурная минутка | Ежедневно по мере необходимости | 3 мин | 15 мин |
1.4 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно во время утренней прогулки | 15-20 мин | 1 ч 40 мин |
1.5 | Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки | 10 мин | 50 мин |
1.6 | Физическая культура | Три раза в неделю проводятся в первую и вторую половину дня (одно на воздухе) | 20 мин | 60 мин |
1.7 | Гимнастика после дневного сна | Ежедневно после подъема детей | 7 мин | 35 мин |
1.8 | Ритмические движения на музыкальных занятиях | Два раза в неделю в первую и вторую половину дня | 10 мин | 20 мин |
Объем двигательной активности в организованных формах физкультурно-оздоровительной работы за неделю | 5 ч 35 мин | |||
2. Самостоятельная деятельность | ||||
2.1 | Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе | Не менее 20 мин | |
3. Физкультурные досуги, развлечения, походы | ||||
3.1 | Физкультурный досуг | Один раз в месяц | 20 – 30 мин | |
3.2 | Прогулки – экскурсии по территории детского сада и близлежащие достопримечательности | Два раза в месяц | 30 -40 мин | |
3.3 | Дни здоровья | Два раза в год | ||
3.4 | Физкультурно - спортивные праздники на открытом воздухе и в зале | Два раза в год | 30 -40 мин |
Таблица 7
Примерный перечень организованной образовательной деятельности в течение недели
в средней группе
Совместная деятельность | Самостоятельная детская деятельность | Взаимодействие с родителями | ||
Вид деятельности, количество образовательных ситуаций в неделю | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |||
Средняя группа |
- Развитие речи и освоение культуры общения и этикета – 1;
- Познание объектов живой и неживой природы; - Познание предметного и социального мира; -1; - Математическое и сенсорное развитие – 1 раз в 2 недели;
-Рисование, лепка, аппликация; - Конструирование;
Всего в неделю: 10 образовательных ситуаций. Продолжительность – не более 20 мин. |
| Создание условий для самостоятельной детской деятельности:
| Организация различных форм сотрудничества:
|
Самостоятельная деятельность детей должна занимать 50% от всего пребывания в ДОУ Прогулка не менее 4-4,5 ч в день. Сон не менее 2 часов. Занятия по дополнительному образованию – во второй половине дня, не чаще 2 раз в неделю, не более 20 мин. |
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в группе.
Традиции группы
- Круг. Ежедневно каждое утро проводится круг. Цель – научить детей думать, рассуждать, иметь свое мнение.
- Правила поведения детей в группе.
- Классическая музыка в группе звучит ежедневно.
- Сон под релаксирующую музыку.
- Ежедневно – минута тишины, минута релакса. «Шумная» минутка – не обязательна, но возможна.
- Колокольчик. Для привлечения внимания детей в группах используется колокольчик.
- Пятница – день любимой игрушки. Дети приносят из дома любимую игрушку и на круге рассказывают о ней.
- Питание (Объявление меню перед едой, приглашение, пожелание приятного аппетита.)
- Презентация новых игрушек, появляющихся в группе.
- Двери в группу всегда закрыты. Цель: обеспечить безопасность детей, избежать инфекций и формировать самостоятельность у детей.
Таблица № 9
3.3. Модель образовательного процесса в средней группе (2015-2016 учебный год)
Месяц | Тематика недели | Проекты | Итоговое мероприятие тематической недели/проекта | Праздники и тематические дни | Традиции |
Сентябрь | Люблю я лето красное | ЭКОЛОГИЯ | Правила поведения в детском саду (пиктограммы) Фото – книга «Как мы в садике живем.» | 1 сентября День знаний 27 сентября День дошкольного работника | Газета– фотоколлаж «До свидания, лето!» |
Я и мои друзья. | |||||
Хлеб – всему голова. | |||||
.Осень в нашем городе. ПДД | |||||
Октябрь | Осень в гости к нам пришла, что с собою принесла? | Коллаж «Чудо – дерево» (пособие) Альбом - фотоколлаж «Осень в гости к нам пришла». Досуг с группой № 10 « Во саду ли, в огороде» | 1 октября день пожилых людей | Литературное чтение «Мы все про осень…» Выставка «Осень на картине» картины из осенних листьев и семян растений Заготовка гербария, семян и желудей... Экскурсии в парк. | |
Приключение Пуговки (история костюма– одежда обувь). | |||||
Осень в лесу.(животные) | |||||
Кругосветное путешествие (транспорт) | |||||
Цветочки на окошке. Жизнь растений осенью | |||||
Ноябрь | Мой дом – моя семья | ДЕДЕШКА МОРОЗ | « Подарок для мамочки» (мастер-класс совместная деятельность детей и родителей) Книга безопасного поведения «Это каждый должен знать» | День Матери | Семейное древо «Моя семья» Фотогазета ко дню матери «Маму милую люблю – ей цветочек подарю» |
Будь осторожен: опасное и безопасное вокруг нас. | |||||
Наши питомцы. | |||||
«Поздняя осень» | |||||
Декабрь | Зима пришла. | Макет «Зима в лесу»» Выставка поделок – новогодних игрушек «У ёлке на макушке – гирлянды и игрушки» Мини – музей «Старинные игрушки» | Новый год | Новогодний утренник Литературное чтение «Мы все про зиму…» Экскурсия в Музей игрушки. | |
В магазине игрушек. Из чего сделаны предметы? | |||||
Зимовье зверей | |||||
Посуда. | |||||
«Мастерская Деда Мороза!» Народная игрушка дымковская, филимоновская | |||||
Январь | «Рождественское чудо» | Отражение новогодних праздников Фотовыставка «Хоровод у ёлочки» Коллаж «Мои интересы» | Святки 27 января ь полного снятия блокады | Вечер досуга «Пришла коляда – отворяй ворота» Фотовыставка «Рождественские каникулы» | |
«Если добрый ты…» (этикет, эмоции, увлечения) | |||||
Путешествие в царство Снежной королевы | |||||
Наши помощники (валеология) | |||||
Февраль | Кто работает в детском саду (профессии) | Фото - коллаж «Детский сад у нас хорош – лучше места не найдёшь» (фото сотрудников) Спортивный праздник «Сила богатырская…» Досуг – развлечение с «Масленица» | 10 февраля – день памяти А.С.Пушкина 23 февраля День защитника Отечества Масленица | Выставка книг и иллюстраций «Богатыри русские» Фотогазета «Папа может…» (мужские профессии) | |
Птицы зимой | |||||
На страже Родины. | |||||
«Мы едем, едем, едем…» (транспорт) | |||||
Март | Мы весну встречаем – всех женщин с праздником мы поздравляем | Досуг-театрализация «В гостях у сказки…» (сказки Чуковского) Посадка семян «Огород на окошке» | 8 марта – международный женский день 21 марта – всемирный день поэзии 27 марта – международный день театра | Фотогазета «Мама может…» (женские профессии) Литературное чтение «Мы все про весну…» | |
«Кем быть?...» (профессии наших родителей) | |||||
Мы в весенний лес идем…. (дикие животные и их детёныши) | |||||
Мы артисты. (театр в гостях у ребят) | |||||
Апрель | Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли… | Неделя здоровья | «Хохотушка в гостях у ребят» досуг развлечение ко дню смеха. Книга «Скорая помощь» (советы Айболита) | 1 апреля международный день птиц 7 апреля – всемирный день здоровья 12 апреля - международный день полета человека в космос | Оформление дневников наблюдений за посадками Выставка творческих работ «Весна цветущая» |
Кукольный домик (мебель) | |||||
Уроки Айболита (первая помощь) | |||||
Космическое путешествие; | |||||
Весна цветущая. | |||||
Май | Уроки мужества. | Уход и наблюдение за посадками, высадка рассады цветов в открытый грунт. Мастер-класс для родителей и детей «Открытка ветерану» | 9 мая День Победы 27 мая День города | Фотогазета «Город мой » Литературное чтение «Город мой родной…» Экскурсия по городу | |
Мир технических чудес (быт. приборы) | |||||
Путешествие по реке Лимпопо | |||||
Город, в котором я живу |
Таблица № 10
Экскурсии и целевые прогулки на 2015 – 2016 уч. год
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья | Учить детей узнавать и различать кустарники и деревья по характерным признакам (ствол, стебель, наличие листьев, плодов). Расширять представления детей об осени как времени года |
Октябрь | Люблю я пышное природы увяданье… | Прогулка по территории детского сада. Показать детям, как красива природа осенью |
Ноябрь | Хмурая, дождливая наступила осень… | Расширять представления об осени |
Декабрь | Блестя на солнце, снег лежит… | Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа. Напомнить детям о том, как зимуют некоторые птицы |
Январь | Поет зима – аукает – мохнатый лес баюкает | Расширять представления детей о состоянии живой природы зимой. Расширять у детей эстетическое восприятие природы |
Февраль | Тропы снегом замело, все вокруг белым-бело… | Уточнить представления детей о состоянии природы зимой. Учить видеть красоту зимнего пейзажа |
Март | Улыбки теплые весны | Познакомить детей с признаками весны. Установить связь между изменениями условий в неживой природе |
Апрель | Уронило солнце лучик золотой | Учить детей устанавливать простейшую связь между внешним видом растений и условиями их существования |
Май | Путешествие в царство звуков и цветов | Обратить внимание детей на изменения , происходящие в природе в связи с наступлением теплой погоды. Учить детей понимать причины наступивших в природе изменений |
3.4. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.
В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Развивающая среда в группе помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
В рамках Программы центр тяжести в работе педагога переносится с традиционного непосредственного обучения (четкой организации и проведения игр и занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на опосредованное обучение – через организацию такой образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.
Групповое пространство спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться.
Развивающая предметно-пространственная среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
Особенности организации предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создает условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.
Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Оснащение групп в соответствии с задачами образовательной работы в детьми представлено в таблице № 10.
Таблица № 11
Организация предметно-развивающей среды в группе
Центр развития | Оборудование и материалы, которые представлены в группе |
Центр здоровья и спорта |
|
Центр познавательно-речевого развития «Почемучка» и «Игротека» Литературный центр «Почитай –ка» |
|
ИЗО студия «Умелые ручки» | Материалы для ручного труда:
|
Центр конструирования и моделирования «Самоделкин» |
|
Лаборатория природы «Хочу всё знать» |
|
Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграй со мной» |
|
Центр театрализованных игр «В гостях у сказки» |
|
Таблица № 12
Обновление предметно – развивающей среды в группе
Развивающая среда (центры) | Содержание (дидактический материал) |
Центр театрализованных игр «В гостях у сказки» | Настольная ширма, маски и настольные театры по сказкам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Заяц – хваста», «Гуси – лебеди», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь» |
Музыкальный центр «Домисолька» | Музыкальные инструменты: свирель, гитара, губная гармошка, треугольник, маракасы, ложки, металлофон, бубенцы и колокольчики, сделать шумовой театр и игрушки гремелки, шумелки. |
Центр ИЗО-деятельности и ручного труда «Умелые ручки» | Материалы для занятия ручным трудом. Пополнить зону трафаретами, книжками – раскрасками, бросовым и природным материалом. Пастель и восковые мелки, мольберт. |
Центр сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери» | Ширма – трансформер для сюжетно-ролевых игр. Дом для кукол настольный с множеством комнат и атрибутов для игр и занятий. Пополнить центр атрибутами для игр «Больница» : халаты, сумки и чемоданчики, инструменты и муляжи лекарств, «Магазин»: товары для продажи, тележки и корзины для покупок, «Семья»: стол и стулья, люстра, телевизор, наглядные материалы – плакаты с многоразовыми наклейками, куклы и костюмы к ним, посуда и бытовая техника, гладильная доска и коляска прогулочная… |
Лаборатория природы | Пополнить настольными играми для закрепления знаний детей об окружающей природе, материалами для экспериментирования, увеличительные стекла, тазы и ёмкости для воды, фильтры, магниты, лейки, ковши и воронки. Оформить картотеку опытов, календарь наблюдений за природой и за погодой. Собрать фонотеку звуков природы, наглядный материал и предметные картинки на все темы по экологий. Сделать макет «Африка» и «Северный полюс», плакаты с многоразовыми наклейками на тему – сообщества природы и цепи питания. Разработать модели для составления рассказов о природных объектах и временах года, оформить дидактическое дерево, паутина и паук Шнюк, сделать дидактические куклы Капелька (вода), Корней Корнеевич(земля), Шарик(воздух), Незнайка, |
Конструирования и моделирования «Самоделкин» | Пополнить центр конструкторами с разными способами сцепления: магнитные, пазлы, шнуровки, бусы, наборы с инструментами: отвертки, молотки, шуруповёрты. - сборка и разборка с помощью инструментов моделей машин (винты и шурупы), верстак , эстакада и гараж для машин, парковка. |
Центр познавательно-речевого развития «Почемучка» Литературный центр «Почитай - ка» | Пополнить новыми дидактическими играми на разные лексические темы, играми Никитина, Воскобовича. Оформить карточки для работы с блоками Деньеша, с палочками Кюзиньера, со счетными палочками; оформить рабочие листы для тренировки мелкой моторики, тактильные дощечки. Энциклопедии на разные темы, сказки народов мира и русские народные, стихи, книжки малышки, книги – диорамы с 3D эффектом, озвученные книги и книги пазлы… |
Центр здоровья и спорта | Игры спортивные и атрибуты для подвижных игр. Футбол настольный, летающие тарелки, бильярд, кольцеброс, стрельба из лука, гольф, крокет, игры на ковриках «Скачок», «Твистер» |
Центр петербурговедения «Люблю тебя, Петра творенье…» | Подобрать литературу и иллюстрации по теме «Мой город Санкт – Петербург» Портрет Кустодиева и его работы, флаг, герб России и СПб, фотография президента В.В. Путина, макеты достопримечательностей города, карта города, пособие «Острова Санкт – Петербурга», открытки и плакаты по теме, макет детского сада, витраж «Улицы города» (дома и транспорт), игры и конструкторы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма методической работы воспитателя высшей категории ГБОУ детский сад.
Данная циклограмма представляет перечень методической работы воспитателя высшей категории ГБОУ детский сад. Каждый педагог по своему усмотрению может распределить ее по дням недели, с учетом своего до...
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533990","attributes":{"alt":"","class":"media-image","h...
Использование Интернет-программ и технологий в методической работе воспитателя ДОУ
Компьютер стал неотъемлемым атрибутом работы любого администратора и организатора, а теперь еще и педагога. Как же мы используем компьютер в работе, и почему теперь каждый стремится иметь компьютер до...
Отчёт о методической работе воспитателей за год в доу
Отчёт о методической работе воспитателей за год в доу...
Самостоятельная работа № 8 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ деятельности старшего воспитателя».
Формы методической работы: все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консуль...
Самостоятельная работа №12 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ методического обеспечения образовательного процесса ДОО».
Обособленное подразделение дошкольного образованияМБОУ г. Астрахани «СОШ № 61» ДОУ №1...
Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...