«Интегрированный подход в взаимодействии с семьей в патриотическом воспитании дошкольников »
статья (старшая группа)

 Гладышева Марина Фёдоровна

 Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальную значимостьЦелью данной работы являлось: Создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств  и становления активной гражданской позиции дошкольника. Привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании патриотизма у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение из опыта работы23.54 КБ

Предварительный просмотр:

              Гладышева Марина Фёдоровна 02.09.1964

Место работы: МАДОУ №78 г. Мурманск

Должность: Воспитатель

 Тема:  Публикация из опыта работы: «Интегрированный подход в  взаимодействии с семьей в патриотическом воспитании дошкольников »

Слайд 1        Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальную значимость.  

Слад 2 Цитируя В.В.Путина, президента РФ, хочется отметить что «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранять свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране»

Слад 3 В содержании ФГОС ДО отмечается  острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является:

  • Закон Ф «Об образовании»,
  • ФГОС ДО,
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20116-2020 годы»
  • Национальная доктрина образования в РФ.

 В «Концепции дошкольного воспитания»   зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.

Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Работа по привитию детям патриотического духа должна строиться в тесном взаимодействии с семьей

Слайд 4. Целью данной работы являлось: Создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств  и становления активной гражданской позиции дошкольника. Привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании патриотизма у детей

Задачи;

  1. Расширение средств и методов работы с родителями.
  2. Формировать у ребенка отношение к себе как к полноправной личности;
  3. Воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего народа;
  4. Формирование представлений о защитниках Отечества.
  5. Повышение уровня педагогического и психологического просвещения родителей.
  6. Обобщение семейного опыта воспитания детей.

  Слайд 5    Для эффективного взаимодействия с семьёй я провела анкетирование родителей.

На вопрос: « Каким формам взаимодействия ДОУ с семьёй вы отдаёте предпочтение?» родители ответили

  • общее родительское собрание – 23%
  • групповые родительские собрания с воспитателями -29%
  • групповые родительские собрания с приглашением специалистов -58%
  • клубы - 32%
  • индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами - 70%
  • лекционная форма - 5%
  • совместные мероприятия - 58%
  • родительские собрания с включением открытых мероприятий - 64%

Анкетирование показало ,что наиболее эффективными формами взаимодействия ДОУ с семьёй являются клубы, групповые родительские собрания с приглашением специалистов, собрания с включением открытых мероприятий, семинары – практикумы.

Слайд 6  Субъектам взаимодействия являются ребенок, педагоги, родители и социум.   С целью решения поставленных задач работу по патриотическому воспитанию осуществляла по следующим блокам: «Я и моя семья», «Мир людей» «Профессии моих родителей», «Родина моя- Россия», « Они защищали Родину»

Слайд 7 На основе изучения семьи составила перспективный план работы, в котором распределила содержание работы по патриотическому воспитанию по возрастным группам. Предусмотрев формы взаимодействия с разными группами семей, учитывая уровень педагогической подготовленности родителей, индивидуальные особенности и  родителей и детей, совместные виды деятельности.

Применяю в работе с семьей такие наглядно-информационные формы, как стендовые консультации:: «Как оформить родословную семьи», «Картотека развивающих игр для детей» Наглядно- информационные формы знакомят родителей с условиями, содержанием и методами патриотического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Это стенды с информацией патриотического содержания, брошюры, родительская почта, размещение информации на сайте детского сада

Познавательные формы призваны повысить ответственность семьи за нравственно-патриотическое воспитание, обогатить педагогические знания родителей. К познавательным формам относятся круглый стол, мастер классы, проблемные семинары, патриотические акции.

Наряду с традиционными формами работы ( посещение семей, консультации, беседы, родительские собрания) практикую новые, более эффективные, например подуктивная деятельность родителей с детьми.

                 Слайд 8,9 Продуктивной зарекомендовала организация совместной деятельности детей с родителями на темы  «Мое генеалогическое древо», «Наш семейный герб», и т.д. которым способствовала большая предварительная работа: беседы с детьми и  родителями, чтение художественной литературы, выставки. В ходе такой работы отмечено объединение членов семьи. Такие мероприятия помогают раскрыть роль матери и отца в семье, способствуют развитию у детей доброжелательности, уважения к родителям

Слайд 10,11,12 Практикую домашние задания, где родители дома совместно с детьми пишут сочинения на разные темы:  « Достопримечательности родного города»,  «Война глазами детей», « Отдыхаем всей семьёй», « Хобби моей мамы», «Традиции нашей семьи» В группе стало традицией организация различных выставок с привлечением родителей к их оформлению. Родители активно участвовали в таких выставках как::

         Слайд 13,14,15,16

  • «Таланты родителей»; «Рукотворная кукла для моего ребёнка», «Семейные Новогодние игрушки
  • Слайд 17,18  Стало традицией оформление выставок с рисунками и рассказами детей на темы: «Моя мама», «Наша семья», «Профессия моего папы», «Если бы я был губернатором».

Слайд 19 Итогом поведения детско-родительских работ о семье, стал фестиваль «Планета семья»

.

Слайд 20 Удачной формой работы с родителями является родительский клуб «Мы вместе». Формы работы в клубе  разнообразны; семинары, развлечения с активным участием родителей, психотренинг. Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать доверительные отношения между педагогами и родителями. Работа клуба строится на добровольности, личной заинтересованности. Интерес к клубу у родителей выше, чем к родительским собраниям т.к.  в клубе идут совместные поиски оптимальных форм общения помощи ребёнку.

                   В клубе рассматривались вопросы:

1. «Чем и как занять ребенка?» (семинар – практикум)

2. «Советуют специалисты» (круглый стол)

Слайд 21,22 3. Совместная деятельность родителей с детьми «Руки папы, ручки мамы, и мои ручонки» (генеалогическое древо, семейные гербы)

В конце года награждала семьи по отдельным номинациям:

«Самая умелая семья», «Самая активная  семья». Самая спортивная семья.

Работу в клубе провожу 1 раз в 2 месяца.  В результате такой работы родители стали активными участниками совместных мероприятий в детском саду. Посещаемость клуба родителями  80 – 90%                

Проводимая работа способствует повышению уровня педагогического просвещения родителей.

Слайд 23,24,25   Повысился интерес родителей к проектной деятельности.  Впредверии Дня Победы, каждый год вместе с родителями мы делаем детско-родительский проект «День Победы». Вместе с детьми и родителями посещаем памятник Алеши, памятник  Бредову, посещаем краеведческий музей и выставки в детской юношеской библиотеке посвященные знаменательной дате. Родители вместе с детьми пишут сочинения на тему : «Мой прадед-Герой»

                  Хочется отметить, что на сегодняшний день повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей. Позиция большинства родителей изменилась, теперь они активные участники жизни детского сада.

Слайд 26 Можно сказать что, 88% детей:

  • Проявляют интерес и любознательность по отношению к родному городу, краю, стране;
  • Проявляют инициативу в социально значимых делах
  • Дети проявляют интерес к культуре своего народа;
  • Родители с удовольствием включаются в проектную деятельность, в создание мини-музеев и коллекционирование;
  • Понимают значение позитивного общения, в необходимости сотрудничества и взаимопомощи.

                   

Считаю, что патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина и патриота. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

Список литературы:

  1. Давыдова О.И.,Богославец Л.Г,.Майер А.А, «Работа с родителями в ДОУ»
  2. Котырло В.К. Растет гражданин         Киев 1980г.
  3. Комратова Н.Г. «С чего начинается Родина»    Управление ДОУ № 2003
  4. Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина» Москва изд. Аркти 2003г.
  5. Петроченко Г.Г. «Первые уроки гражданственности»
  6. Васенева Л.П. Возможности курса «Гражданское образование» для семейного воспитания
  7. Постюк О. История моей семьи    Ребенок в д.саду №4 – 2001г
  8. Комратова Н.Г. Моя малая родина
  9. Атемаскина Ю. Газета, родословная, герб, семейная гостиная  Обруч                            № 2 - 2003
  10. Фортолева Н.Г. Экскурсия – средство приобщения детей к истории родного края.
  11. Элиасберг Гражданское образование в современной школе     Научно – методический журнал
  12. Евдокимова Е.С. «Проектирование Модели гражданского воспитания в ДОУ»

  управление ДОУ № 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"

"Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"...

Консультация "Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника"

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста....

Педагогический совет по теме: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об о...

Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»

Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...

Консультация для воспитателей "Современные подходы к организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к са...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников, используя современные подходы с учётом возрастных особенностей».

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...