Проект в старшей группе "Народные промыслы"
проект (старшая группа)

Чабан Екатерина Анатольевна

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №144»  Кировского района г. Саратова

 

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МДОУ «Детский сад №144»

_______________________ Н. В. Каширина

Приказ №______ от « ___» _____________ г.

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Народные промыслы»

в старшей группе

 

 

 

 

 

Воспитатели старшей группы:

Е.А.Чабан

Т.Г.Шкинева

 

 

 

 

 

 

Саратов, 2022 г.

 

 

 

 

Паспорт проекта:

Название проекта: «Народные промыслы»

Тип: педагогический

Вид: познавательный, творческий

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Целевая группа: воспитанники 5-6 лет

Сроки реализации: 14 февраля – 6 марта 2022 г.

 

Актуальность проекта.

В настоящее время достаточно мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусств,с народными традициями. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, дети соприкасаются с жизнью народа и с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает фантазию, образное мышление ребенка, а также влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта, продолжить знакомство детей: с народными традициями и обычаями, с народным декоративно- прикладным искусством.

Задачи проекта: 

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Учить понимать образный смысл загадок;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей.

 

         Предполагаемые результаты для детей:

-Закрепление знаний и представлений детей о декоративно – прикладном искусстве;

-Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков;

-Развитие творческого воображения, творческого мышления;

-Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

 -Умение детей ориентироваться в различных видах росписи;

 -Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

         Предполагаемые результаты для воспитателей:

- появится тесный контакт с родителями воспитанников;

- повысится статус группы;

- пополнится предметно - развивающая среда;

- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.

         Предполагаемые результаты для родителей:

- родители станут активными помощниками в жизни группы;

- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

         Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный:

1.Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

2.Подготовка материалов для творчества.

3.Привлечение родителей к сбору информации о декоративно-прикладном искусстве.

4.Разработка плана по реализации проекта.

5.Обогащение развивающей среды.

6.Диагностика знаний детей

7.Изготовление дидактических игр по теме проекта.

8.Оформление альбомов: «Золотая хохлома», «Волшебная гжель», «Городецкая роспись», «Филимоновская игрушка».

9. Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей

2 этап. Реализация проекта:

1.Беседы «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»

                «Русская народная игрушка»

                «Сине-голубая гжель»

                «Золотая хохлома»

                «Жостово»

                «Весёлый городец»

2. Рассматривание тематической папки «Народное искусство»

3. Настольно – печатные игры «Русские узоры», «Русская посуда»

4. Просмотр презентаций по теме проекта.

 

5. Дидактические игры «Собери гжельскую розу» 

                                        «Угадай, какая роспись?»

                                        «Собери хвост птице гжельским узором»

 

6.Изготовление с детьми Матрёшки и декоративной доски по мотивам Городецкой росписи и Гжели

7.Рассматривание альбомов «Золотая хохлома», «Волшебная гжель», «Городецкая роспись», «Филимоновская игрушка».

8. Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

    Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

9. Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись» «Гжель», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).Заучивание: «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»;  «Масленица, Масленица», весенних закличек

10. Лепка декоративная «Нарядный индюк»

                                         «Ложка хохломская»

11. Рисование «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»

      Раскраски «Гжель», «Хохлома».

      Рисование «Жостовский поднос»

      Рисование «Городецкая роспись»

12. Подвижные игры «Ловишка, бери ленту»

                                     «Горелки»

                                     «Гори, гори ясно!»

                                     «Лапта»

                                     «Воротца»

13. Проведение консультаций для родителей

14.Организация выставок детского творчества.

 

          Работа с родителями:

  • Консультации для родителей «Что такое традиционная культура?»

                                                   «Знакомим дошкольников с народной культурой»

    • Привлечь родителей к организации выставки детских работ;

 

    • Привлечение родителей к организации мини – музея в группе.

3 этап. Заключительный.

1.      Диагностика полученных знаний

2.      Анализ полученных данных;

3.      Презентация мини-музея «Декоративно-прикладное искусство».

4.      Выставка детского творчества «Русские узоры»

 

Перспективный план работы по реализации проекта

 

Дата

Мероприятие

 

Ответственный

14.02.22

Беседа с детьми на тему: «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»

Презентация «Декоративно-прикладное искусство»

Чабан Е.А.

15.02.22

Рассматривание альбома «Золотая хохлома».

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)

Шкинева Т.Г.

16.02.22

ООД «Ложка хохломская»

Чабан Е.А.

17.02.22

Рассматривание альбома «Волшебная гжель»

Презентация по теме

Шкинева Т.Г.

18.02.22

Сюжетно – ролевая игра: «Ярмарка»

Чтение стихотворения В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»

Чабан Е.А.

21.02.22

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»

Шкинева Т.Г.

22.02.22

Продуктивная деятельность «Матрешка»

Чабан Е.А., Шкинева Т.Г.

23.02.22

Беседа «Весёлый городец»

Рассматривание альбома по теме

Шкинева Т.Г.

24.02.22

Заучивание «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица».

Чабан Е.А.

25.02.22

Рисование «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»

Шкинева Т.Г.

28.02.22

Презентация «Весенние народные праздники»

Чабан Е.А., Шкинева Т.Г.

01.03.22

Разучивание весенних закличек

Раскраски «Гжель», «Хохлома

Шкинева Т.Г.

02.03.22

Лепка декоративная «Ложка хохломская»

Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

Чабан Е.А.

03.03.22

Чтение стихотворения Ю. Николаева «Чаша»

Шкинева Т.Г.

04.03.22

Продуктивная деятельность «Гжель. Декоративная доска»

Чабан Е.А., Шкинева Т.Г.

05.03.22

Рисование «Городецкая роспись»

Выставка «Русские узоры»                                                                                                      

Шкинева Т.Г.

 

 

 

            Результат проекта

         В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о декоративно – прикладном искусстве. Детей удалось активизировать по работе над проектом; возросла познавательная активность детей. Работа над проектом способствовала развитию творческого мышления и воображения. В процессе работы над проектом, повысилась самооценка детей.

 

            Продукты проекта:

  1. Мини - музей «Декоративно-прикладное искусство».
  2. Дидактические игры «Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись?», «Собери хвост птице гжельским узором»
  3. Альбомы для рассматривания « Золотая хохлома», «Волшебная гжель», «Городецкая роспись», «Филимоновская игрушка».         

 

 Список литературы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

 

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012    

 

     Интернет ресурсы:

  1. http://www.slavyanskaya-kultura.ru
  2. http://stranamasterov.ru
  3. http://www.podelki–doma.ru
  4. http://skazki.ru

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №144»  Кировского района г. Саратова

«УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МДОУ «Детский сад №144»

_______________________ Н. В. Каширина

Приказ №______ от « ___» _____________ г.

ПРОЕКТ

«Народные промыслы»

в старшей группе

Воспитатели старшей группы:

Е.А.Чабан

Т.Г.Шкинева

Саратов, 2022 г.

Паспорт проекта:

Название проекта: «Народные промыслы»

Тип: педагогический

Вид: познавательный, творческий

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Целевая группа: воспитанники 5-6 лет

Сроки реализации: 14 февраля – 6 марта 2022 г.

Актуальность проекта.

В настоящее время достаточно мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства ,с народными традициями. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, дети соприкасаются с жизнью народа и с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает фантазию, образное мышление ребенка, а также влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта, продолжить знакомство детей: с народными традициями и обычаями, с народным декоративно- прикладным искусством.

Задачи проекта: 

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Учить понимать образный смысл загадок;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей.

         Предполагаемые результаты для детей:

-Закрепление знаний и представлений детей о декоративно – прикладном искусстве;

-Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков;

-Развитие творческого воображения, творческого мышления;

-Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

 -Умение детей ориентироваться в различных видах росписи;

 -Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

         Предполагаемые результаты для воспитателей:

- появится тесный контакт с родителями воспитанников;

- повысится статус группы;

- пополнится предметно - развивающая среда;

- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.

         Предполагаемые результаты для родителей:

- родители станут активными помощниками в жизни группы;

- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

         Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный:

1.Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

2.Подготовка материалов для творчества.

3.Привлечение родителей к сбору информации о декоративно-прикладном искусстве.

4.Разработка плана по реализации проекта.

5.Обогащение развивающей среды.

6.Диагностика знаний детей

7.Изготовление дидактических игр по теме проекта.

8.Оформление альбомов: «Золотая хохлома», «Волшебная гжель», «Городецкая роспись», «Филимоновская игрушка».

9. Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей

2 этап. Реализация проекта:

1.Беседы «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»

                «Русская народная игрушка»

                «Сине-голубая гжель»

                «Золотая хохлома»

                «Жостово»

                «Весёлый городец»

2. Рассматривание тематической папки «Народное искусство»

3. Настольно – печатные игры «Русские узоры», «Русская посуда»

4. Просмотр презентаций по теме проекта.

5. Дидактические игры «Собери гжельскую розу» 

                                        «Угадай, какая роспись?»

                                        «Собери хвост птице гжельским узором»

6.Изготовление с детьми Матрёшки и декоративной доски по мотивам Городецкой росписи и Гжели

7.Рассматривание альбомов «Золотая хохлома», «Волшебная гжель», «Городецкая роспись», «Филимоновская игрушка».

8. Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

    Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

9. Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись» «Гжель», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).Заучивание: «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»;  «Масленица, Масленица», весенних закличек

10. Лепка декоративная «Нарядный индюк»

                                         «Ложка хохломская»

11. Рисование «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»

      Раскраски «Гжель», «Хохлома».

      Рисование «Жостовский поднос»

      Рисование «Городецкая роспись»

12. Подвижные игры «Ловишка, бери ленту»

                                     «Горелки»

                                     «Гори, гори ясно!»

                                     «Лапта»

                                     «Воротца»

13. Проведение консультаций для родителей

14.Организация выставок детского творчества.

          Работа с родителями:

  • Консультации для родителей «Что такое традиционная культура?»

                                                   «Знакомим дошкольников с народной культурой»

    • Привлечь родителей к организации выставки детских работ;

    • Привлечение родителей к организации мини – музея в группе.

3 этап. Заключительный.

1.        Диагностика полученных знаний

2.        Анализ полученных данных;

3.        Презентация мини-музея «Декоративно-прикладное искусство».

4.        Выставка детского творчества «Русские узоры»

Перспективный план работы по реализации проекта

Дата

Мероприятие

Ответственный

14.02.22

Беседа с детьми на тему: «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»

Презентация «Декоративно-прикладное искусство»

Чабан Е.А.

15.02.22

Рассматривание альбома «Золотая хохлома».

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)

Шкинева Т.Г.

16.02.22

ООД «Ложка хохломская»

Чабан Е.А.

17.02.22

Рассматривание альбома «Волшебная гжель»

Презентация по теме

Шкинева Т.Г.

18.02.22

Сюжетно – ролевая игра: «Ярмарка»

Чтение стихотворения В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»

Чабан Е.А.

21.02.22

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»

Шкинева Т.Г.

22.02.22

Продуктивная деятельность «Матрешка»

Чабан Е.А., Шкинева Т.Г.

23.02.22

Беседа «Весёлый городец»

Рассматривание альбома по теме

Шкинева Т.Г.

24.02.22

Заучивание «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица».

Чабан Е.А.

25.02.22

Рисование «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»

Шкинева Т.Г.

28.02.22

Презентация «Весенние народные праздники»

Чабан Е.А., Шкинева Т.Г.

01.03.22

Разучивание весенних закличек

Раскраски «Гжель», «Хохлома

Шкинева Т.Г.

02.03.22

Лепка декоративная «Ложка хохломская»

Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

Чабан Е.А.

03.03.22

Чтение стихотворения Ю. Николаева «Чаша»

Шкинева Т.Г.

04.03.22

Продуктивная деятельность «Гжель. Декоративная доска»

Чабан Е.А., Шкинева Т.Г.

05.03.22

Рисование «Городецкая роспись»

Выставка «Русские узоры»        

Шкинева Т.Г.

            Результат проекта

         В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о декоративно – прикладном искусстве. Детей удалось активизировать по работе над проектом; возросла познавательная активность детей. Работа над проектом способствовала развитию творческого мышления и воображения. В процессе работы над проектом, повысилась самооценка детей.

            Продукты проекта:

  1. Мини - музей «Декоративно-прикладное искусство».
  2. Дидактические игры «Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись?», «Собери хвост птице гжельским узором»
  3. Альбомы для рассматривания « Золотая хохлома», «Волшебная гжель», «Городецкая роспись», «Филимоновская игрушка».         

 Список литературы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012     

     Интернет ресурсы:

  1. http://www.slavyanskaya-kultura.ru
  2. http://stranamasterov.ru
  3. http://www.podelki–doma.ru
  4. http://skazki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе "Город мастеров (народные игрушки и промыслы)

Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно воспр...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования...

Проект для старших дошкольников.  «Народные промыслы». (подготовительной группа В)

формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности....

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

Работа над проектом расширяет систему по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными ...

Инновационная деятельность Познавательно - творческий проект по теме: «Народные промыслы России-матушки» В старше - подготовительной разновозрастной группе.

        Познавательно - творческий проект по теме:«Народные промыслы России-матушки»В старше - подготовительной разновозрастной группе.[[{"type":"media...

ПРОЕКТ в старшей группе «Народные промыслы России»

Паспорт проектаВид проекта: информационно – творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный;Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.Цель проекта:Формирова...