Организация предметной среды групп для детей раннего возраста
консультация по психологии

Правильно организованная преметно-пространственная среда для детей раннего возраста несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка - она воспитывает и развивает его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_sreda_grupp_dlya_dete_y_rannego_vozrasta.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметной среды групп

для детей раннего возраста

При создании предметно-пространственной среды для детей раннего возраста следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, в том числе повышенную двигательную активность и растущую познавательную деятельность. В зависимости от размеров помещения игровой комнаты педагог расставляет в ней мебель и оформляет уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов игр, труда и занятий детей: от подвижных до требующих сосредоточенности и тишины.

Основными характеристиками предметной среды для групп раннего детства являются:

разнообразие - наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;

доступность - расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);

эмоциогенность - обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающее внимание ребенка и вызывающей у детей положительные эмоции);

зонирование - построение не пересекающихся друг с другом игровых учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста - играют не вместе, а рядом).

Взаимодействуя с окружающей cpeдой, ребенок не только познает свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он - образец для подражания, «транслятор» социокультурных традиций, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Педагог знакомит детей с доступными моделями общения, демонстрирует разнообразный «репертуар» коммуникативных средств (вербальных и невербальных), воспитывает доброжелательное отношение к сверстникам: учит не отнимать игрушки, делиться, играть вместе, просить, благодарить, помогать, уступать. Благодаря правильно организованной предметной среде у детей развиваются такие социальные эмоции ребенка как забота, жалость, стыд, смущение и т.д.

Примерный перечень игрового и дидактического оборудования

в группах для детей раннего возраста

Для развития движений. Лесенка-стремянка, горка со ступенями и пологим  спуском,  большие автомобили, трехколесные  велосипеды; качели и качалки, тоннели  и лабиринты; ребристые -дуги: скамейки; мячи и мешочки  с песком.

Для конструктивной  деятельности. Настольный  и напольный конструкторы деревянный и пластмассовый);  легкий  модульный материал (различные по конфигурации и размеру блоки).

Для  сенсорного развития. Пирамидки,  предметы-вкладыши (матрешки, кубы, конусы, коробки и др.) доски с плоскими геометрическими вкладышами

контейнеры с отверстиями различной формы и вкладыши; плоские  геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); объемные геометрические  формы (шар, призма, куб, кирпич);  центр игры с водой и песком,

Для развития мелкой моторики. Шнуровки; пристежки; мозаика; бусинки разного цвета и размера , крупа крупная  и мелкая; пластиковые  бутылки с закручивающимися крышками ; мелкие  камни, ракушки для сортировки,  тесьма   для нанизывания пуговиц и бусинок, веревки для завязывания узлов; ленты  на  основе (для завязывания бантов);  фольга для  скатывания шариков; проволока  для сгибания и разгибания; центр  рисования и выкладывания узоров  на песке.

Для ролевых и  предметных действий. Куклы с набором одежды; одеяла кукол; кровать-люлька с набором постельного белья; коляски кукол; наборы кукольной  и детской мебели (кухня, столовая, спальня); ванночка  для купания кукол; гладильная доска, утюг; наборы игрушечных стройтельных инструментов; книжки-раскладушки, телефон; неоформленный материал.

Для развития основ изобразительной  деятельности. Мольберты с различными  поверхностями; стенд для размещения  детских работ; гуашь, кисточки, карандаши,  фломастеры, мелки; листы бумаги, рулоны обоев; обводки, трафареты, дорисовки, штампы; пластилин.

Для музыкального развития. Музыкальные инструменты (маракасы, ложки, бубны, дудочки, колокольчики, металлофон); шумовые коробочки; свистульки; музыкальные игрушки-забавы (волчки, неваляшки, молоточки, шарманки, озвученные образные игрушки и др.); атрибуты для музыкально-ритмических движений (платочки, султанчики, венки, цветные ленты, цветы, кокошники и др.); магнитофон и фонотека с записями детской классической и народной музыки, детских песен.

Для театрализованной деятельности. Ширма настольная; фланелеграф; кукла Петрушка; шапочки-маски сказочных персонажей; перчаточные куклы; плоскостные фигурки животных, людей для фланелеграфа; настольный, пальчиковый и другие театры.

Материал для ряженья. Зеркало; сундучок для нарядов; сарафаны, юбки, кокошники, бусы, шляпки, косынки, банты (для девочек); кепки, фуражки, жилетки, рубахи, кушаки (для мальчиков).

Для формирования представлений ребенка о себе и окружающих. Зеркала; фотографии детей; большие куклы (девочка и мальчик с набором соответствующей одежды); картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста (дети и взрослые), пола (мужчины и женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые и др.); персонифицированные куклы (индивидуальные фотографии детей группы в полный рост, приклеенные на картон и вырезанные по контуру).

Для знакомства с природой. Комнатные растения с широкими большими листьями (фикус), цветущие растения (фиалка, спатифилиум, бегония, герань и др.); аквариум с золотыми рыбками; клетка с поющими птицами; фигурки животных, приближенные по внешнему виду к реальным; иллюстрации, муляжи овощей и фруктов.

Таким образом, предметно-пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка - она воспитывает и развивает его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние предметно-пространственной среды на развитие детей раннего возраста" март 2016 год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9910869","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

Развивающая предметно - пространственная среда в группе для детей раннего возраста в соответствие с требованиями ФГОС ДО (из опыта работы).

Материал является лауриатом городского смотра- конкурса "Современный учебный кабинет и современная дошкольная группа ", в наминации"Лучшая дошкольная группа"....

Предметно-пространственная среда для развития детей раннего возраста

Актуальность вопроса связана и с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.Предметно-пространственная среда должна быть содержательно-нас...

Развивающая предметно- пространственная среда в адаптации детей раннего возраста

Одним из важных условий адаптации детей к ДОУ является правильно организованная развивающая предметно-пространственная  средаК которой  необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребыван...