Организация предметной среды групп для детей раннего возраста
консультация по психологии
Правильно организованная преметно-пространственная среда для детей раннего возраста несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка - она воспитывает и развивает его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_sreda_grupp_dlya_dete_y_rannego_vozrasta.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметной среды групп
для детей раннего возраста
При создании предметно-пространственной среды для детей раннего возраста следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, в том числе повышенную двигательную активность и растущую познавательную деятельность. В зависимости от размеров помещения игровой комнаты педагог расставляет в ней мебель и оформляет уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов игр, труда и занятий детей: от подвижных до требующих сосредоточенности и тишины.
Основными характеристиками предметной среды для групп раннего детства являются:
• разнообразие - наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
• доступность - расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
• эмоциогенность - обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающее внимание ребенка и вызывающей у детей положительные эмоции);
• зонирование - построение не пересекающихся друг с другом игровых учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста - играют не вместе, а рядом).
Взаимодействуя с окружающей cpeдой, ребенок не только познает свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он - образец для подражания, «транслятор» социокультурных традиций, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Педагог знакомит детей с доступными моделями общения, демонстрирует разнообразный «репертуар» коммуникативных средств (вербальных и невербальных), воспитывает доброжелательное отношение к сверстникам: учит не отнимать игрушки, делиться, играть вместе, просить, благодарить, помогать, уступать. Благодаря правильно организованной предметной среде у детей развиваются такие социальные эмоции ребенка как забота, жалость, стыд, смущение и т.д.
Примерный перечень игрового и дидактического оборудования
в группах для детей раннего возраста
Для развития движений. Лесенка-стремянка, горка со ступенями и пологим спуском, большие автомобили, трехколесные велосипеды; качели и качалки, тоннели и лабиринты; ребристые -дуги: скамейки; мячи и мешочки с песком.
Для конструктивной деятельности. Настольный и напольный конструкторы деревянный и пластмассовый); легкий модульный материал (различные по конфигурации и размеру блоки).
Для сенсорного развития. Пирамидки, предметы-вкладыши (матрешки, кубы, конусы, коробки и др.) доски с плоскими геометрическими вкладышами
контейнеры с отверстиями различной формы и вкладыши; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); объемные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); центр игры с водой и песком,
Для развития мелкой моторики. Шнуровки; пристежки; мозаика; бусинки разного цвета и размера , крупа крупная и мелкая; пластиковые бутылки с закручивающимися крышками ; мелкие камни, ракушки для сортировки, тесьма для нанизывания пуговиц и бусинок, веревки для завязывания узлов; ленты на основе (для завязывания бантов); фольга для скатывания шариков; проволока для сгибания и разгибания; центр рисования и выкладывания узоров на песке.
Для ролевых и предметных действий. Куклы с набором одежды; одеяла кукол; кровать-люлька с набором постельного белья; коляски кукол; наборы кукольной и детской мебели (кухня, столовая, спальня); ванночка для купания кукол; гладильная доска, утюг; наборы игрушечных стройтельных инструментов; книжки-раскладушки, телефон; неоформленный материал.
Для развития основ изобразительной деятельности. Мольберты с различными поверхностями; стенд для размещения детских работ; гуашь, кисточки, карандаши, фломастеры, мелки; листы бумаги, рулоны обоев; обводки, трафареты, дорисовки, штампы; пластилин.
Для музыкального развития. Музыкальные инструменты (маракасы, ложки, бубны, дудочки, колокольчики, металлофон); шумовые коробочки; свистульки; музыкальные игрушки-забавы (волчки, неваляшки, молоточки, шарманки, озвученные образные игрушки и др.); атрибуты для музыкально-ритмических движений (платочки, султанчики, венки, цветные ленты, цветы, кокошники и др.); магнитофон и фонотека с записями детской классической и народной музыки, детских песен.
Для театрализованной деятельности. Ширма настольная; фланелеграф; кукла Петрушка; шапочки-маски сказочных персонажей; перчаточные куклы; плоскостные фигурки животных, людей для фланелеграфа; настольный, пальчиковый и другие театры.
Материал для ряженья. Зеркало; сундучок для нарядов; сарафаны, юбки, кокошники, бусы, шляпки, косынки, банты (для девочек); кепки, фуражки, жилетки, рубахи, кушаки (для мальчиков).
Для формирования представлений ребенка о себе и окружающих. Зеркала; фотографии детей; большие куклы (девочка и мальчик с набором соответствующей одежды); картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста (дети и взрослые), пола (мужчины и женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые и др.); персонифицированные куклы (индивидуальные фотографии детей группы в полный рост, приклеенные на картон и вырезанные по контуру).
Для знакомства с природой. Комнатные растения с широкими большими листьями (фикус), цветущие растения (фиалка, спатифилиум, бегония, герань и др.); аквариум с золотыми рыбками; клетка с поющими птицами; фигурки животных, приближенные по внешнему виду к реальным; иллюстрации, муляжи овощей и фруктов.
Таким образом, предметно-пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка - она воспитывает и развивает его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние предметно-пространственной среды на развитие детей раннего возраста" март 2016 год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9910869","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...
Развивающая предметно - пространственная среда в группе для детей раннего возраста в соответствие с требованиями ФГОС ДО (из опыта работы).
Материал является лауриатом городского смотра- конкурса "Современный учебный кабинет и современная дошкольная группа ", в наминации"Лучшая дошкольная группа"....
Предметно-пространственная среда для развития детей раннего возраста
Актуальность вопроса связана и с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.Предметно-пространственная среда должна быть содержательно-нас...
"Использование нестандартного оборудования в предметно-развивающей среде для развития детей раннего возраста"
Из опыта работы по использованию авторских дидактических пособий...
Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей раннего возраста
Консультация для родителей...
Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей раннего возраста
Консультация для родителей...
Развивающая предметно- пространственная среда в адаптации детей раннего возраста
Одним из важных условий адаптации детей к ДОУ является правильно организованная развивающая предметно-пространственная средаК которой необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребыван...