Развивающая предметно- пространственная среда в адаптации детей раннего возраста
статья
Одним из важных условий адаптации детей к ДОУ является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда
К которой необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rpps_v_adaptatsii_poleshchuk_a.a._shelgacheva_m.g.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно- пространственная среда в адаптации детей раннего возраста
Полещук А.А.,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Малыш»
РОССИЯ
Период жизни ребёнка от года до 3 лет один из самых важных. Он знакомится с окружающей действительностью и получает такой объём информации ,который даже взрослый человек не всегда в состоянии воспринять. В этот период большинство родителей отдают своего ребёнка в детский сад.
Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому со стороны специалистов ДОУ, а также слаженная работа педагогов с детьми и их родителями
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка. Поэтому основная задача воспитателя в адаптационный период сформировать доверие детей к себе и окружающей обстановке .
В адаптационный период ребёнок сам выбирает чем ему заниматься .Педагог использует ситуации которые возникают естественным путём, и направляет внимание ребёнка к областям , которые актуальны для развития в данный период .Ведущая деятельность детей раннего возраста это игра. Поэтому одним из важных условий адаптации детей к ДОУ является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Елизавета Ивановна Тихеева
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и со сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни.
Опыт работы с детьми младшего возраста приводит к выводу: к организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. Развивающая среда — это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребёнка, (т. е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребёнок приходит, рождаясь на свет). Развивающая предметно -пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.
Созданное в группе пространство должно давать педагогу возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам – заниматься разными видами деятельности: играть рисовать, бегать, прыгать и т. д. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики.
Итак, при планировании и организации пространства для детей раннего возраста в группах детского сада необходимо:
1)Иметь разнообразные интересные игрушки и материалы, подходящие для детей, и разместить их таким образом, чтобы дети могли любой из них выбрать и взять в руки;
2)Предметы и игрушки должны быть такими, чтобы ребенок мог их не только видеть и трогать, но и послушать, понюхать, то есть развивать все свои чувства;
3)Они должны легко мыться;
4)Важно иметь несколько одинаковых игрушек и предметов, чтобы детям не нужно было ждать;
5)Полки с игрушками должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы дети самостоятельно могли дотянуться до различных игрушек;
6)Важно, чтобы, стоя по середине группы, ребенок мог охватить взглядом представленное ему обилие возможностей.
Когда игрушек достаточно и воспитатель предлагает ребенку выбирать, ребенок делает свои первые шаги к самостоятельности..
Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло наших сердец и с удовольствием бежать в детский сад, то основная задача адаптационного периода будет выполнена.
Список используемой литературы литературы
#1041;елкина А.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» ТЦ»Учитель» Воронеж 2006
#1057;иняпкина Е.И.»Успешная адаптация детей раннего возраста в условиях обновлённой развивающей предметно – пространственной среды ДОУ» - ( г)
#1041;ажанова Т.Г «Адаптационные группы кратковременного пребывания» //Дошкольник № 5 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация развивающей предметно-пространственной среды в 1 группе раннего возраста
Презентация развивающей предметно-пространственной среды 1 группы раннего возраста (дети от 1,5 до 3 лет) предназначена для воспитателей и родителей воспитанников...
Презентация Развивающая предметно- пространственная среда во второй группе раннего возраста.
Презентация Развивающая предметно- пространственная среда во второй группе раннего возраста....
Развивающая предметно-пространственная среда во 2 группе раннего возраста
В статье представлено содержание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, обеспечивающей реализацию образовательной программы ДОО; и с уч...
Развивающая предметно-пространственная среда во второй группе раннего возраста
В нашей группе предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позво...
Развивающая предметно-пространственная среда во второй группе раннего возраста
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. Одним из определяющих факторов вопитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда....
ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....