"Мы - орнитологи Южного Урала"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Цель. Моделирование экологических зависимостей поведения птиц в процессе игровой ситуации «Мы – орнитологи Южного Урала».
Задачи.
- Расширить представления о перелетных птицах Южного Урала, о некоторых отличительных особенностях строения, привычных местах обитания, добывании корма (цапля, журавль, грач, ворона, утка-кряква). Познакомить с профессией орнитолога. Способствовать закреплению уже имеющихся знаний: о ласточках, о профессии журналиста
- Активизировать детей в самостоятельном установлении причинно-следственных связей между миграцией птиц и особенностями рациона питания, на который влияют сезонные изменения в неживой природе. Побуждать сравнивать и находить различия во внешнем облике птиц, группировать изображения.
- Создать условия для упражнения старших дошкольников в самостоятельном построении развёрнутых речевых конструкций, совершенствовать умение вести диалог.
- Приучать детей к самостоятельности суждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspanova_ornitologi_-_kopiya.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологическому воспитанию
в подготовительной группе «Мы-орнитологи»
Минсадыкова Гульсум Шарифьяновна, старший воспитатель,
Успанова Юлиана Амангельдовна, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска
Цель. Моделирование экологических зависимостей поведения птиц в процессе игровой ситуации «Мы – орнитологи Южного Урала».
Задачи.
- Расширить представления о перелетных птицах Южного Урала, о некоторых отличительных особенностях строения, привычных местах обитания, добывании корма (цапля, журавль, грач, ворона, утка-кряква). Познакомить с профессией орнитолога. Способствовать закреплению уже имеющихся знаний: о ласточках, о профессии журналиста
- Активизировать детей в самостоятельном установлении причинно-следственных связей между миграцией птиц и особенностями рациона питания, на который влияют сезонные изменения в неживой природе. Побуждать сравнивать и находить различия во внешнем облике птиц, группировать изображения.
- Создать условия для упражнения старших дошкольников в самостоятельном построении развёрнутых речевых конструкций, совершенствовать умение вести диалог.
- Приучать детей к самостоятельности суждений.
Материалы и оборудование. Лупы по количеству детей, разрезные картинки «Профессия - орнитолог», технологическая карта орнитолога, мелкие картинки с изображением птиц Южного Урала (цапля, журавль, грач, ворона, утка-кряква), слайд-шоу с изображением птиц (цапля, журавль, грач, ворона, утка-кряква), Красная книга Южного Урала, значки факторов неживой природы и сезонных признаков живой природы.
Предварительная работа. Познавательная беседа о ласточках. Рассказ о профессии журналиста. Дидактическая игра «Журналисты», дидактическая игра «Да, нет).
Методы и приёмы. Словесные: художественное слово, загадка, познавательный рассказ, вопросы причинно-следственного характера, уточняющие вопросы, интервьюирование, активизирующие обращения к детям.
Игровые: ролевая идентификация «Мы – орнитологи», игровая ситуация «Интервью».
Наглядные: рассматривание изображений иллюстрационного слайд-шоу, группировка изображений, сбор разрезных картинок.
Практические: самостоятельное моделирование экологических закономерностей,
Ход занятия.
На столе лежит конверт с разрезными картинками.
Воспитатель предлагает открыть конверт и собрать разрезные картинки.
Дети собирают картинки.
Воспитатель. Что изображено на картинках?
Дети предполагают. Люди с птицами, смотрят за птицами ...
Воспитатель. Это орнитологи. Кто такие орнитологи? (Пауза)
Орнитологи – это ученые люди, которые изучают птиц.
Орнитолог много знает,
Птиц повсюду изучает:
Где живут и что едят?
Как птенцов своих растят?
Вьют ли гнёзда и когда?
Улетают ли? Куда?
Знает все повадки птиц –
Голубей, грачей, синиц.
Точный им ведёт подсчёт,
Знает всех наперечёт.
Если вы хотите, дети,
Птиц беречь и изучать,
Значит, надо непременно
Орнитологами стать!
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами на некоторое время станем орнитологами. Вы согласны?
Дети. (звучат предполагаемые ответы).
Воспитатель. Но сначала, ответьте на один вопрос. Мир огромен, есть холодная-прехолодная Арктика, есть жаркая-жаркая пустыня... Как вы думаете во всех ли местах мира птицы одинаковые водятся?
Дети. (звучат предполагаемые ответы). Нет. На севере – полярная сова, пингвины. В Африке – попугаи, колибри .... и т.п.
Воспитатель. Совершенно, верно. Птицы могут быть разными в зависимости от места обитания. Мы будем с вами орнитологами Южного Урала, то есть изучать птиц наших краёв...
Воспитатель. Уважаемые орнитологи, приступим к работе. Вот наша технологическая карта исследований. Что изображено под номером 1.
Дети. Лупа.
Воспитатель. Возьмите лупы и поищите вокруг все изображения птиц Южного Урала.
Дети с лупами ищут мелкие картинки с изображением птиц по всей группе.
Перед вами карточки с изображением птиц Южного Урала, распределите их по группам.
Дети раскладывают изображения.
Воспитатель. Почему вы именно так распределили птиц?
Дети. (звучат предполагаемые ответы). Потому что одни улетают, а вот эти остаются ...
Воспитатель. Почему птицы улетают, а не остаются зимовать?
Дети. (звучат предполагаемые ответы). Голодно..., холодно .., вода на реке замерзает, корма нет..
Воспитатель. Давайте, как настоящие ученые. И наше второе задание в технологической карте выстроить цепочку. Да, мы совершим исследование: не просто скажем словами, а запишем значками цепочку событий, из-за которых некоторые птицы улетели.
Вот, например, грач – один из распространенных птиц наших мест. Какое любимое лакомство грачей?
Дети. (звучат предполагаемые ответы). Насекомые, червячки, букашки ...
Воспитатель. Вы правы. «Ковыряние» в земле и добывание букашек для пропитания — основное предназначение грача. Стая грачей, важно расхаживающая по полю и следующая трактором, (который рыхлит землю) и выуживает из развороченной свежей земли необозримую массу личинок июньских хрущей, или свекловичных долгоносиков, или проволочных червей. Клоп-черепашка — очень вредное насекомое и страшный враг озимых зерновых культур. А грачи могут полностью очистить поле от этих несимпатичных «черепашек»? Их даже называют санитарами полей. Посмотрите внимательно на картинки, как отличить ворону и грача. Ведь так похожи...
Дети. (звучат предполагаемые ответы).
Воспитатель резюмирует ответы. Главная внешняя особенность грача в том, что от постоянного ковыряния в земле у грача образовался «белый клюв» (клюв не белеет, а оголяется от перьев). Этим он и отличается от вороны.
Воспитатель. Ну давайте с вами, всё-таки построим цепочку событий.
Дети вместе с педагогом выстраивают цепочку из значков, словесно поясняя события. Делают вывод, что грач улетает из-за отсутствия насекомых, которые исчезают осенью, так тоже нет корма, так как растения засыпают на зиму.
Схема 1.
Воспитатель. Всё верно выяснили. Я точно знаю, что у грачей развитая мускулатура и большое сердце, что говорит о хорошей приспособленности к быстрому полету и к далеким перелетам. А ещё хочу поделиться с вами интересным фактом: грачи постоянно присматриваются друг к другу, сплошь и рядом копируя друг друга, действуют по принципу «делай, как я». Однажды один грач с сушкой в клюве подлетает к своей стае и демонстрирует находку. Находка тщательно и подробно изучалась, оценивалась, и птицы одна за другой снимались с гнезд. Через некоторое время они возвращались с подобной добычей в клюве. Оказалось, что где-то у булочной при разгрузке был разорван мешок с сушками.
Воспитатель. Итак, с грачами разобрались, а вот ещё одна перелетная птица – угадайте. «Ну-ка, птица-рыболов, покажи нам свой улов! Покажи, как ты в реке на одной стоишь ноге!».
Дети. (звучат предполагаемые ответы). Журавль, цапля, аист...
Воспитатель. Это большая белая цапля. Она занесена в Красную книгу Южного Урала. Клюв у цапли длинный и прямой, что позволяет ей ловить и удерживать рыбу. Только цапля на одной ноге она может простоять несколько часов. Почему цапля стоит на одной ноге? Цапля – птица, имеющая особое строение коленного сустава. Когда ее нога разгибается, включается своеобразный замочек, и поэтому птица может стоять очень длительное время, давая отдых второй ноге. Прижимая ногу к телу, цапля согревает ее, ведь вода в водоеме может быть холодной. Такая поза цапли является хорошей маскировкой при охоте, потому что вторая нога птицы не выделяется, и жертвы цапли принимают ее за траву или камыш.
Давайте тоже сравним цаплю с похожей птицей – это журавль. В чем главное отличие?
Дети. (звучат предполагаемые ответы). У цапли шея загнутая, клюв длиннее.
Воспитатель. Действительно у цапли изогнутая шея, они распрямляют ее лишь во время охоты, так удобнее захватывать добычу.
Почему улетает цапля?
Дети. (звучат предполагаемые ответы). Наверное, потому что болото льдом покрывается. Может исчезает корм....
Воспитатель. Несмотря на то, что цапля обитает около водоёмов, она не умеет ни плавать, ни нырять, так как отсутствует специальная жировая смазка для защиты перьев от воды. Поэтому вода может быть опасной для птицы — намоченные перья очень тяжёлые. Поэтому, чтобы понять, почему же цапля – перелётная птица, надо знать, чем она питается. Если она живет возле водоема, то чем же?
Дети. (звучат предполагаемые ответы).
Воспитатель уточняет. Лягушки и жабы, змеи, рыба, раки, мелкие речные грызуны (детеныши бобра, выдры, ондатры), речные клопы, тараканы, кузнечики, бабочки. Ест все, что движется и проживает недалеко от берега.
Воспитатель. Ну давайте с вами, всё-таки построим цепочку событий.
Дети вместе с педагогом выстраивают цепочку из значков, словесно поясняя события. Делают вывод, что цапля улетает из-за того, что лед покрывает водоемы и привычный корм невозможно добыть.
Схема 2.
Воспитатель. Поиграем, отдохнём, и опять изучать птиц начнем.
Подвижная игра «Совушка»
(«День наступает – все оживает», «Ночь наступает – все замирает, сова вылетает»)
Воспитатель. И вновь мы орнитологи Южного Урала, что мы сегодня изучаем?
Дети. (звучат предполагаемые ответы).
Воспитатель. Иногда природа преподносит нам сюрпризы, вот утки-кряквы имеют уникальные лапки, они не мерзнут зимой. Кровь проходит по всему телу и остужается в области лапок, поэтому они не чувствуют перепада температуры в воде и на льду. Но вот всё равно, она является перелетной птицей. Подскажите по каким признакам мы узнаем, почему утка-кряква – перелётная птица?
Дети. (звучат предполагаемые ответы). По питанию ..., надо посмотреть, какой у неё корм.
Воспитатель. Вы настоящие орнитологи. Абсолютно согласна: узнаешь вид корма и всё поймёшь.... Утка кряква является практически всеядной птицей. Из растительной пищи предпочитает водные растения: ряска, роголист, осока. Осенью может потреблять также злаки и некоторые лесные, степные травы. Из животной пищи, утка кряква любит насекомых, рыб, моллюсков, лягушек, икру, мальков. Питается она на мелководье, погружая туда голову, шею и отталкиваясь ногами. Таким образом она становится в воде практически вертикально, хвостом вверх. Искать пропитание и питаться она может также на суше.
Выберите, какая схема №1 или №2 объясняет причину отлета уток.
Дети выбирают схему.
Воспитатель. Утка-кряква не только прекрасно плавает, но и отлично летает, она может развить огромную скорость ей не нужно много места, чтобы набрать скорость, она практически вертикально поднимается вверх. Они имеют на хвосте особое завитое перо, которое участвует в маневрах на воде и в воздухе.
Воспитатель. Ребята, наше третье задание в технологической карте – это дать интервью.в лабораторию к орнитологам прибыл журналист. Кто такой журналист.
Дети. (звучат предполагаемые ответы).
Воспитатель прикрепляет к одежде бейджик журналиста. Добрый день! Я – готовлю репортаж для местного телевидения о перелетных птицах. Меня очень интересует ласточка. Кто готов дать интервью.
Дети по очереди рассказывают о ласточке.
Воспитатель-журналист уточняет у детей причины отлета на зиму. Благодарит детей и прощается.
Черный аист охотится в пресной воде. Имеет длинный клюв. Для строительства гнезда они выбирают глухие места рядом с водоемом. Аист ведет тихий и скрытный образ жизни, увидеть его очень сложно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Бабочки Южного Урала"
Комплексное занятие с детьми подготовительной группы, включающее в себя 2 части: - проверка усвоенных детьми знаний; ...
Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.
Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...
Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"
Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...
образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного ...
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...