КАРТОТЕКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ОД ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
картотека (подготовительная группа)
КАРТОТЕКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
ОД ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад №18
607060, Нижегородская область, г. Выкса, улица Ленинградская, здание55
Телефон: 8 (83177) 3-56-98 E-Mail: detskiysad-18@mail.ru
КАРТОТЕКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
ОД ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
Подготовила и провела
воспитатель 1 кв. категории
Модина Т.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
ОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Мы - исследователи» |
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. Художественно – эстетическое развитие. |
Предварительная работа | - игры с песком, камешками; - беседа о правилах поведения при проведении опытов; - работа с энциклопедиями |
Используемый материал | Демонстрационный материал: воздушный шар, стилизованный под профессора, две коробочки с песком и камнями, слайды с рисунками по теме. Раздаточный материал: тарелочка с песком и камнями, трубочки, тарелочка, стаканчик, пластмассовая ложка, бутылка с водой, лист бумаги, простой карандаш на каждого ребёнка. Мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер. |
Тип занятия | Открытие нового знания |
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с песком и камнем. | |
Развивающие | Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; Продолжать развивать любознательность, умение анализировать и делать выводы по проведенному опыту; |
Воспитательные | Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, интерес к окружающему миру. |
Образовательные | Создать условия для получения детьми знаний о свойствах песка и камня; Обогащать чувственный опыт детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности, умение фиксировать полученные впечатления в речи. |
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности
| Результат |
1.Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1 Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.
| Мои юные друзья, сегодня к нам пришли гости. ( воздушный шарик, стилизованный под лицо человека). Это знаменитый профессор Шариков. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил… Интересно, кто отгадает, что в коробочках? | Концентрация внимания, интерес к происходящему |
2 Основной. Постановка проблемы Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Развитие у детей познавательной активности, через знакомство с техникой проведения опытов с песком и камнями; 2 Определять свойства предметов, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Формирование умения разрешать противоречия; 3 Развитие любознательности, мышления и речи детей. 4 Создать ситуацию для применения песка и камня в изобразительном творчестве. 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| - Игра «Передай и отгадай». Дети, передавая друг другу коробочки, встряхивают их, слушают как они звучат, затем проверяют, имеют ли они запах. - Загадки про песок и камни. - Как вы думаете, где в природе можно увидеть много песка и камней? (В пустыне, в горах). (Показ слайдов). - Дыхательная гимнастика "Надуваем шар». - Скажите, пожалуйста, а вы знаете правила поведения в лаборатории? - Опыты: «Что тяжелее?», «Взаимосвязь с водой». - Зарисовать проведенный опыт. - Творческое задание: «Рисование на камнях», «Рисование песком». | Новые знания о свойствах песка и камня. Обогащение словаря: «сыпучий»; Активизация словаря: «липкий», «сухой», «мокрый», «песчинки».
|
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия. | 1 Формировать понимание значения деятельности для получения нового знания.
| - Расскажите, что вы узнали нового? - Что сегодня вам показалось самым интересным? - Что мы сегодня делали, чтобы узнать больше о песке и камне? - Какое при этом было настроение?
| Формирование навыков самооценки. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
ОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Вода, снег и лёд». |
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. Развитие речи. |
Предварительная работа | 1 Наблюдение за явлениями неживой природы – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды. |
Используемый материал | два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав. |
Тип занятия | Занятие по обобщению и систематизации знаний. |
Цель: Создание условий для формирования познавательного интереса через знакомство детей с физическими свойствами снега и льда. | |
Развивающие | Развивать логическое мышление, умение систематизировать и обобщать. Развивать интерес к процессам, происходящим с водой в природе. Обогащать словарный запас детей по теме занятия. |
Воспитательные | Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и детей друг другу. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Образовательные | Учить детей устанавливать логические связи между явлениями и предметами, делать обобщения. Систематизировать представления о состояниях воды, физическими свойствами снега и льда Учить проводить опыты с водой, снегом, льдом. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
|
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат |
1ОрганизационныйМотивация, проблемная ситуация. | 1 Заинтересовать, настроить на познавательную деятельность. 2 Создать атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. | Приветствие, установление зрительного контакта. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. | Проявляют интерес к исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега, воды. |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Развивать поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, логическое мышление у детей. 2 Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда 3 Учить детей решать познавательные задачи и делать выводы 4 Активизировать словарь детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| Познавательная игра « Когда это бывает? » Знакомство со сходством и различием свойств воды, снега, льда. Опыт №1. «Определение цвета». Опыт №2. «Определение прозрачности». Опыт №4. «Воздействие температуры». Вывод: Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду. Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы). Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). Показать картинки. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). | Умеют делать выводы и заключения. Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Систематизируют свойства льда, снега, воды. |
3 Завершающий, рефлексивный.
| 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вы узнали нового? - Как вы это узнали? | Умеют делать самостоятельно умозаключения |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3
ОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Чистая вода - залог здоровья» |
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. |
Используемый материал | Марля, активированный уголь, песок, ткань, вата и ватные диски, пластиковые стаканы, бутылки с водой. |
Тип занятия | Открытие нового знания |
Цель: Развитие познавательной активности через формирование представлений об устройстве фильтра для очистки воды. | |
Развивающие | Развивать интерес к занятиям, проявлять активность в получении новых знаний через экспериментирование. Развивать психические процессы – памяти, мышления, внимания, воображения. |
Воспитательные | Воспитание экологического мышления. Воспитание чувства сотрудничества и взаимопомощи. |
Образовательные | Ознакомление детей со свойствами воды. Обобщение и дополнение знаний о разных состояниях воды в природе. Формирование умения разрешать противоречия. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности. |
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности
| Результат |
1Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1 Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.
| В группу вносится посылка и говорится, что на адрес детского сада пришла посылка, для группы №…. Предлагается прочитать от кого она. Читаем и выясняем, что из Простоквашино. Воспитатель открывает и достаёт письмо, читает: «Здравствуйте, ребята! С наступлением весны пришло половодье, талые воды попали в колодец, и вода стала грязной. Пить её нельзя, помогите, пожалуйста, справиться с этой проблемой. (Воспитатель достаёт бутылку с грязной водой.) | Психологическая готовность детей к деятельности |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Создать условия для расширения представлений детей о способах получения информации 2 Развивать мышление при выборе способа действия. 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| Хотите побыть экспертами по очистке воды? Хочу спросить своих экспертов: « С помощью чего можно очистить воду? Интересно, а где можно ещё узнать об этом? ( Книги. Интернет. Телевидение. Спросить у взрослых…) Определить опытным путём способ создания фильтра для очищения воды. Ввод новых слов в активный словарь детей: фильтр, примесь, безвкусная, прозрачная. Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов. Выяснить значение воды для всего живого на земле | Овладение способами получения информации. Овладение определенным объемом практических навыков при создании фильтра. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4
ОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Жизнь растений» |
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. |
Используемый материал | Комнатное растение; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: «Признаки живого», «Строение растения», «Функции корня»; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: «Деревья», «Кусты», «Травянистые растения»; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей. |
Предшествующая работа | Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Красноярского края, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей «Признаки живого», «Строение растений», проведение игр-превращений «Представь себя совсем иным», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин |
Тип занятия | Систематизация и обобщение знаний |
Цель: Развитие интереса к познанию мира растений | |
Развивающие | Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве. Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели. |
Воспитательные | Воспитывать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле». |
Образовательные | Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы. |
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат |
1Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Адаптировать детей к деятельности. Сформулировать проблемную ситуацию. Организовать межличностное взаимодействие. | Появляется Незнайка с искусственным цветком. Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше. (Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой) Постановка проблемы: Почему искусственные цветы не растут? | Психологическая готовность детей к деятельности. Принятие проблемы |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Организовать деятельность, направленную на решение проблемной ситуации 2 Развивать логическое мышление 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей. 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности. | С опорой на карточки – схемы дети перечисляют признаки живых растений. Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель. Проведем опыты, и Незнайка поймет, какие важные функции выполняет корень у растения. Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива. Вывод: Корни удерживают растение в земле. Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше. Вывод: Корни всасывают из почвы влагу | Умеют делать выводы и заключения. Умеют называть признаки живых растений, части строения растений. Делают выводы и умозаключения на основании эксперимента. Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились?
| Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 5
ОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | Космические пространства | |||
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. | |||
Используемый материал | Чемодан с игрушками (швейная машинка, ружье, удочка, лейка, лопатка, семена овощей, мячик); картинки с изображением скафандра, тюбиков с едой, фотоаппарата, телескопа, альбома, карандаша, зонтика, коньков, чайника и т.д.; игрушечные телескопы с «созвездиями»; песок, камни, галька; 3 горшочка для посадки; по 2 семечка подсолнуха, гороха, фасоли; блокноты и карандаши). | |||
Предшествующая работа | Знакомство с словами : «солнце», «луна», «звезда», «космос», «вакуум», созвездие «большая медведица» и пр. Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия». Разгадывание загадок о космосе Продуктивная деятельность «Космос» - рисование. Просмотр презентаций о космосе. | |||
Тип занятия | Открытие нового знания | |||
Цель: сформировать представления детей о космических объектах и пространствах | ||||
Развивающие |
| |||
Воспитательные |
| |||
Образовательные |
| |||
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат | |
1Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1 Создать благоприятную педагогическую и психологическую атмосферу в детском коллективе. Настроить на познавательную деятельность.
| Воспитатель вносит в группу чемодан, из него торчит открытка. Дети читают: « Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам ваши старые друзья: кот Матроскин и пес Шарик. Каждый вечер мы выходим на улицу и любуемся красотой звездного неба. Но больше всего нам нравится Луна». Детям показывается картинка с изображением Луны – и кратеры на ней. Как вы думаете ребята, откуда на той замечательной планете кратеры? | Психологическая готовность детей к деятельности | |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Создать условия для желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах получения информации 2. Развивать мышление при выборе способа действия. 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| Давайте попробуем понять что же происходит там – в огромном межгалактическом космическом пространстве! Воспитатель: Представьте, что манка - это поверхность Луны, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось -углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Ответы детей). Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры. Воспитатель: Наша новая остановка - Солнце. -Солнце - это планета или звезда? (звезда) -Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко) -Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное) -Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения) -Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период) Воспитатель: Еще Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток Опыт «День - ночь» На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом - глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону. Дети: Если Солнце вверху-то у нас день, если снизу- ночь. Итак, опытным путём дети видят каким образом образуются кратеры, как на смену дня приходит ночь. Ввод новых слов в активный словарь детей: кратер, метеорит, звездная пыль. Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов. | Овладение способами получения информации. Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. | |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6
ОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Волшебный магнетизм» | |||
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. | |||
Используемый материал | магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагревания над пламенем свечи; скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; стакан с водой; карандаш, батарейка на 1,5V, тонкий и длинный гвоздь, провод в «оболочке». демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; свеча со спичками, предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), глобус для мольберта фотографии «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов», «Применение электромагнитов»; для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники). | |||
Предшествующая работа | Знакомство с словами : «магнит», «металл» и пр. Беседы о металлах и минералах, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Магнетизм». Разгадывание загадок о магнитах. | |||
Тип занятия | Открытие нового знания, закрепление ранее изученного | |||
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции. | ||||
Развивающие |
| |||
Воспитательные |
| |||
Образовательные |
| |||
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат | |
1 Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1. Создать благоприятную педагогическую и психологическую атмосферу в детском коллективе. 2. Настроить на познавательную деятельность и развитие познавательной активности.
| Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку. Эта посылка от волшебника изумрудного города. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам волшебник изумрудного города. В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я послал белые халаты и создал с помощью своего волшебства лабораторию, в которой вы будите знакомиться с этим камнем, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!». | Психологическая готовность детей к деятельности | |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Создать условия для желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах получения информации 2. Развивать мышление при выборе способа действия. 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| ОПЫТ №1 «Магнитные полюса». Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет. Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы. Дети: У нашей планеты Земля. Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим. Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы? Дети: Круглой. Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё? Дети: Земля притягивает к себе всё. Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным). У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются? Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже. Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего волшебника. Дети определяют полюса. ОПЫТ №2 «Магнит преграды не боится». Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду. Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает. ОПЫТ №3 «Магнит превращает металл в себя». Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит? Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки. Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей). Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм. ОПЫТ №4 «Магнит огня боится». Воспитатель предлагает каждому ребёнку с помощью держателя нагреть намагниченную скрепку над свечой и поднести к своей не намагниченной скрепке. Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу. Воспитатель: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм. Итак, опытным путём дети видят каким образом проявляются свойства магнита . Ввод новых слов в активный словарь детей: магнетизм, магнетические предметы, притяжение. Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов. | Овладение способами получения информации. Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. | |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...
Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится».
Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится». Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»
Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без с...
Конспект НОД. Опытно экспериментальная деятельность детей. Подготовительная к школе группа №8 Школа 1015 СП№3. Тема: "Профессия - Строитель".
Расширять представление детей о профессии - строитель.Знакомство со строительным материалом - бетоном, со способом его приготовления....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
КАРТОТЕКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ОД ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
КАРТОТЕКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТОД ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ....