Познавательно – игровой проект во второй группе раннего возраста «Мир сенсорики»
проект (младшая группа)
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_sensoriki.docx | 43.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»
города Губкина Белгородской области
Познавательно – игровой проект
во второй группе раннего возраста
«Мир сенсорики»
Срок реализации: январь 2021 г. – май 2021 г.
Воспитатели:
Артемьева О.Н.
Белоус И.А.
Губкин, 2021
Тип проекта: познавательно-игровой;
Вид проекта: групповой;
Продолжительность: краткосрочный;
Участники: воспитатели группы, воспитанники группы раннего возраста, родители воспитанников.
1.Актуальность
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
2.Цели и задачи проекта.
Цель проекта - формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для достижения планируемого появляются результата описаний были поставлены использование следующие задачи:
• формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• различать предметы по форме и называть их, развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• воспитывать любознательность, познавательный интерес, самостоятельность;
• взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный).
II этап – практический.
III этап – итоговый (обобщающий).
I этап – подготовительный:
1.Постановка цели и задач;
2.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
3.Подбор наглядно-иллюстративного материала. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
4.Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
II этап - практический
План реализации проекта
Виды деятельности | Содержание работы с детьми | Содержание работы с родителями |
Социально-коммуникативное развитие |
|
возраста», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста», «Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста», «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».
|
Познавательное развитие | Цвет: — Д/и «Подбери такой же по цвету». Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный. — Д/и «Оденем кукол» Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию. — Д/и «Разноцветные шары»… Форма: — Д/и «Что бывает такой формы» Закрепление знания и названий геометрических фигур. — Д/и «Что катится?» Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом. — Д/и «Геометрическое лото» Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение. — Д/и «Круг, квадрат» … Величина: — Д/и «Пирамидка» Формирование понятий большой — маленький. — Д/и «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве. — Д/и «Большой – маленький » Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру. — Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру. — Д/и «Угости зайчика» …
| |
Речевое развитие |
| |
Художественно-эстетическое развитие |
и т.д. | |
Физическое развитие |
|
III этап – итоговый (обобщающий).
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках второй группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Колокольчик», в совместной деятельности педагога и детей.
Продукт проектной деятельности:
— Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- В соответствии с образцом группируют предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
- Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры;
- Повысился уровень сенсорного развития детей.
Для родителей:
- повысилась педагогическая культура родителей по сенсорному развитию детей, установлены доверительные и партнерские отношения.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах: апробирован дидактический материал, преобразована предметно – развивающая среда.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.
Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта. В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а так же продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Развлечение по сенсорному развитию «В гости к бабушке»
(по мотивам сказки «Колобок»)
Цель: закрепление сенсорных эталонов, создание радостного настроения.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепить понятия «большой - маленький», «один - много»,
2.Обогащать и активизировать словарь детей за счет имен существительных (колобок, бабушка), глаголов (укатился, плачет), прилагательных (круглый, румяный).
3.Закреплять умение детей в ходьбе друг за другом по дорожкам, держа равновесие Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление.
2. Развивать умение согласовывать движения в соответствии со словами.
Воспитательные:
1.Воспитывать отзывчивость, доброту, желание помочь.
Оборудование и материалы: домик бабушки; дорожки разной длины (5 штук); карточки с изображением героев сказки: Заяц, Волк, Медведь, Лиса; картинки: домик Лисы, Лиса, Колобок; мягкие игрушки: два зайца - большой и маленький; две тарелки: большая и маленькая; корзинка с морковками большими и маленькими; ягодки красные, жёлтые, зелёные, корзиночки 3 штуки ёлочки и деревья; персонажи кукольного театра: волк, медведь; персонаж настольного театра: Колобок; мольберт; мыльные пузыри; мультимедиа.
Ход развлечения
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в необычное путешествие.
-Вы любите сказки? (да) Хотите туда попасть?
Нам нужно идти по дорожке (Дети проходят по дорожке)
Разминка «Маленькие ножки, шагают по дорожке»
«Шагают наши ножки топ-топ-топ,
Прямо по дорожке, топ-топ-топ»
(дети по дорожке подходят к домику)
Воспитатель: Посмотрите, что это за терем,
Кто же в нем живет?
Стоит терем-теремок
Он не низок, не высок.
Пойдем постучим,
Хозяевам покричим:
«Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?» (дети стучат кулачок по кулачку, из домика выходит бабушка).
Воспитатель: Здравствуй, бабушка!
Дети: Здравствуйте!
Бабушка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Воспитатель: Ребятишки, посмотрите, какая бабушка грустная. Давайте спросим, что случилось?(дети спрашивают у бабушки что случилось)
Бабушка: Колобок укатился в лес (плачет)
Воспитатель: Бабушка плачет, бабушке грустно. Дети, покажите, как плачет бабушка? (дети имитирует плач)
Воспитатель: Ребята, поможем бабушке? (да)
Воспитатель: По дорожке пойдем, может, Колобка найдем?! (дети идут по дорожке, встречают зайчиков большого и маленького)
Бабушка: Здравствуйте, Зайчата, а вы видели Колобка?
Зайцы: Здравствуйте, да, мы вам подскажем, куда Колобок покатился, только помогите нам. У нас морковки перепутались. Помогите разложить по тарелочкам. Вот две тарелочки: маленькая и большая. В маленькую тарелку маленькую морковку, в большую тарелку большую морковку.
Дидактическая игра «Угостим зайчиков морковкой»
Зайцы: Спасибо. Вот вам подсказка (карточка с изображением волка)
Воспитатель: По дорожке пойдем, может, Колобка найдем?!(дети идут по дорожке, встречают волка)
Бабушка: Ребята, посмотрите, кто там под елочкой сидит, грустный. (Это волк)
Бабушка: Здравствуй, Волк-волчок, зубами щелк, а ты Колобка видел?
Волк: Здравствуйте! Да, видел. Но сначала повеселите меня.
Подвижная игра Волк и зайцы»
Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк».
Волк: Вот спасибо, вам ребятишки. Развеселили меня. Вот вам моя подсказка. (карточка с изображением медведя)
Воспитатель: По дорожке пойдем, может, Колобка найдем?! (дети идут по дорожке, встречают медведя)
Дети: Здравствуй, Мишка-медведь! А ты Колобка видел?
Медведь: Здравствуйте, ребятишки! Да, видел. Я подскажу, если вы меня покормите -Я такой голодный!
Воспитатель: Не расстраивайся Мишенька, мы с ребятами тебе ягод наберем, вот их сколько на полянке (рассыпать муляжи ягод и поставить две корзинки)
Дидактическая подвижная игра: «Соберем ягоды по корзинкам». Красные в одну, зеленые в другую, жёлтые в третью (на корзинки повязать ленточки)
Медведь: Спасибо большое! Теперь мне спать захотелось.
Медведь прощается с детьми. Вот вам моя подсказка (картинка с изображением Лисы)
Воспитатель: По дорожке пойдем, может, Колобка найдем. (дети по дорожке подходят к домику лисы (экран)
Воспитатель: Ребятишки! А вот и домик Лисы. И Колобок, не успела его лиса съесть (домик лисы с Колобком в окне и Лиса, на двери висит закрытый замок)
Но чтобы войти в дом Лисы нужно открыть замок. И тогда мы спасем колобка.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
«На дверях висит замок. (Пальцы в замочек, слегка покачивать)
Кто его открыть бы смог? ("замочком" вперед – назад)
Повертели, (Повертеть "замочком")
Покрутили (Пальцы сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)
Постучали, (Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)
И открыли!» (Показать ладошки)
(домик лисы, Лиса, на двери висит открытый замок)
Воспитатель: А вот и Колобок! (игрушка).
Дети возвращают Колобка бабушке.
Бабушка, благодарит ребят, дарит мыльные пузыри, прощается и уходит.
Воспитатель: По дорожкам мы пойдем, в детский сад опять придем!
(дети по дорожкам возвращаются в группу, игра «Мыльные пузыри»)
Дидактические игры
«Большой, поменьше, маленький».
Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Материал: набор геометрических фигур.
Ход игры
Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.
«Полянка»
Цель: Учить группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход игры
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим «на полянку». Ой, куда мы попали?
А как ты догадался? Правильно.
В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте «полетаем» со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.
«Угости зайчика».
Цель: Учить детей группировать предметы по величине.
Материал: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Ход игры
Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. (Рис.23)
По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.
«Самая длинная, самая короткая»
Цель: определять предметы по величине.
Ход игры
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
Конспект ООД по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
Тема: «Мы идём в зимний лес»
Цель: формировать у детей младшего возраста первоначальный интерес к познанию, продолжать учить различать один и много предметов, формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
Задачи:
1. Образовательные: Закреплять умение называть и соотносить основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) ; побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить понятия «большой», «маленький»; закреплять знание детей о времени года «Зима».
2. Развивающие: развивать мелкую моторику; развивать внимание, мыслительные операции, развивать умение сопровождать речью игровые действия. Способствовать развитию сенсорных и познавательных интересов
3. Воспитательные: воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение включаться в совместную игровую деятельность.
Оборудование: большая и маленькая ёлки ; большие и маленькие шишки; игрушки белка, лиса; магнитная доска; дидактические игры , «Собери грибочки», «Спрячь зайчиков».
Предварительная работа: дидактическая игра «Большой – маленький», «Поставь заплатку», «Один – много», разучивание пальчиковой гимнастики, рассматривание картины о зиме, рассматривание картинок с изображением диких животных, беседа по ним;
Методы и приёмы:
Словесные – Беседа с детьми о времени года, вопросы к детям, подсказ, напоминание, обобщение воспитателя, поощрение.
Практические – Сбор больших и маленьких шишек, раскладывание грибочков, подбор геометрических фигур;
Создание игровой ситуации.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в лес, в гости к лесным зверям.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно. Что лежит на земле?
Дети: – Снег.
Воспитатель: Правильно, ребята, белый и пушистый снег покрыл всю землю.
Воспитатель: А на улице зимой тепло или холодно?
Дети: Холодно.
Воспитатель: Как нужно одеваться, чтобы не замёрзнуть?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Давайте оденемся и пойдём в лес.
Повторяйте за мной:
Одеваем брюки, куртки,
На ножки тёплые сапожки.
А на ручки рукавички, две красивые сестрички.
Шапку, шарфик завязали.
Вижу вы тепло одеты,
А теперь мои друзья,
В путь дорогу нам пора.
По тропиночке пойдём,
В зимний лес мы попадём.
Основная часть
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли.
Ребятки, посмотрите как красиво в зимнем лесу! Какие большие сугробы, деревья спят под снегом. Только одни ёлочки стоят зелёные.
Дидактическая игра «Большой – маленький».
Воспитатель: Ребятки, какая это ёлочка? (можно уточнить большая или маленькая)
Дети: Большая
Воспитатель: Правильно. Молодцы. А это какая ёлочка?
Дети: Маленькая
Воспитатель: Посмотрите, сколько на снегу шишек. Они упали с этих ёлочек. Давайте мы с вами на большую ёлочку повесим большие шишки, а на маленькую елочку повесим маленькие шишки. (на полу под ёлочками разбросаны шишки разной величины, дети берут шишку и с помощью воспитателя определяют с какой они ёлочки, проговаривают).
Воспитатель: Молодцы. Пойдёмте дальше. Ой, посмотрите ребята, кто это?
Дети: Белочка.
Воспитатель: Что – то она грустная. Почему ты грустная, белочка? Ребята, белочка говорит, что повесила большие и маленькие грибочки сушиться, а они рассыпались. Какие грибочки остались?
Дети: – Большие.
Воспитатель: – А какие рассыпались?
Дети: – Маленькие.
Воспитатель: давайте поможем белочке собрать маленькие грибочки.
Дидактическая игра «Собери грибочки».
(на магнитной доске расположены грибы синего, красного, жёлтого, зелёного цветов (4 гриба), под ними произвольно расположены маленькие грибы таких же цветов (по 2 каждого цвета). Детям предлагается к большому грибочку подобрать маленький по цвету).
Воспитатель: – Сколько грибочков собрала белочка?
Дети: – Много.
Воспитатель: белочка говорит вам спасибо. Пойдёмте дальше. Посмотрите ребята, на полянке играют зайчата. Ой, а за ними наблюдает хитрая лисица. Она, наверное, хочет поймать и скушать зайчат. Давайте мы их спрячем от лисы (дети садятся за столы).
Пальчиковая гимнастика
Зайчик прыг, зайчик скок (показываем зайку сгибаем и разгибаем пальчики)
Спрятался он под кусток (кулачок обнимаем ладошкой прячем)
Под кусточком – молчком (грозим пальчиком, чтоб сидел тихо)
Только ушки торчком (показываем «зайку»)
Дидактическая игра «Спрячь зайчат» (дети, сидя за столами, индивидуально выполняют задание).
На столах для каждого ребёнка приготовлены карточки голубого цвета, на которых наклеены по 2 геометрических фигуры с изображением зайчат, в тарелочках лежат по 3 геометрических фигуры голубого цвета. Задача детей подобрать нужную геометрическую фигуру. (воспитатель проговаривает с детьми названия геометрических фигур)
Воспитатель: – Вот какие мы с вами молодцы! Помогли спрятаться зайчатам от хитрой лисы.
Все мы весело играли
И немножечко устали
Посмотрели на часы
В детский сад пора идти.
(Звучит запись звука метели)
Воспитатель: Слышите метель завывает. Закройте глазки. А я порошу метель, чтобы она отнесла нас в нашу группу! Ты метель нас покружи,(дети кружатся) в детский сад нас отнеси.
Итог.(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Куда мы с вами сегодня ходили?
Дети: – В лес.
Воспитатель: – Что мы видели в лесу? Кому мы помогли в лесу?
Дети: – Ёлочки. Помогли зайке и белочке.
Воспитатель: – Понравилось вам помогать зверюшкам?
Дети: – Понравилось.
Воспитатель: – Давайте скажем «Я сегодня молодец!», погладим себя по голове. А за то, что вы помогли зверюшкам, они прислали вам угощение – печенье «Грибочки».
Консультация для родителей
«Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста»
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств. В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.
Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»).
Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений.
Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.
Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.
Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.
Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.
Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.
Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.
Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.
Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.
Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.
Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).
Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.
Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.
Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.
Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.
Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.
Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.
Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...
Проект во второй группе раннего возраста на тему: «Мир сенсорики»
Проект "Мир сенсорики"Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: ...
НОД во второй группе раннего возраста по сенсорике. Тема: "Поможем зайке".
Открытое занятие по сенсорике для детей 2- 3 лет.Тема: "Поможем Зайке".Задачи:- Развивать речь детей, навыки фразовой и связной речи, формировать навыки отвечать на вопросы воспитателя; упот...
Познавательный долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Здравствуй, зимушка-зима»
Все дети любят зиму, но не все знают, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность получить ответы на интересу...
Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".
Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".Тип проекта: познавательно–игровойПо количеству участников: групповойПродолжительность: ноябрь 2018 г. ...
Познавательно-творческий проект во второй группе раннего возраста "Матрёшка - русская народная игрушка"
Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначе...
2022г. Познавательно-творческий проект во второй группе раннего возраста: «Птички - невелички»
Вид проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)Участники проекта: Воспитатели группы, дети и их родители.Цель проекта: Познакомить детей с жизнью птиц. учить п...