Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".
проект

Винс Марина Владимировна

Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".

Тип проекта: познавательно–игровой

По количеству участников: групповой

Продолжительность: ноябрь 2018 г. – май 2019 г.

Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensorike.docx918.25 КБ

Предварительный просмотр:

 https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fcc/00002353-5d6a8622/hello_html_54ffbe.jpg

ПАСПОРТ   ПРОЕКТА.

Тип проекта: познавательно–игровой

По количеству участников: групповой

Продолжительность: ноябрь 2018 г. – май 2019 г.

Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители

Планируемые результаты:

Для детей:

  • Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
  • Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
  • Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).

Для педагогов:

  • Конспекты занятий.
  • Сценарии досугов.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.
  • Консультации для родителей и педагогов.

Для родителей: 

Родители - заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детей

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/70729/b0756046-4cf4-418e-9da7-69e8d4a761e7/s1200?webp=false

Актуальность проекта.

Этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.

Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:  

Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

2. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.

3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;

7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Презентация проекта:

Выставка игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

https://s.f.kz/prod/412/411143_550.jpg

Этапы реализации проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;
  • Диагностика сенсорного развития детей в группе;
  •  Анкетирование родителей;
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа с детьми:

Социально-коммуникативное развитие

  • Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный…)»  учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.
  • «Разноцветные клубочки» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
  • Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка- водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке» …

Познавательное развитие

  • Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т.д.
  • Дидактические игры с малышами:
  • Для зрительного восприятия

  Цвет: Д/и «Подбери такой же по цвету», «Оденем кукол», «Разноцветные шары» …

         Форма: Д/и «Что бывает такой формы?». Закрепление знания и названий

геометрических фигур.

Д/ и «Что катится?».  Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.

Д/и «Геометрическое лото». Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.

Д/и «Круг, квадрат» …

Величина: Д/и «Пирамидка». Формирование понятий большой —

маленький.

Д/и «Матрешка». Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

Д/и «Большой – маленький». Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.

Д/и «Длинные и короткие ленточки». Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

  • Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т.д.
  • Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактическая черепаха, Дидактическая игра «Полянка», «Весёлые зайчата», «Собери дорожку», «Собери бусы». Игры с бизибордом.
  • Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  • Мозаика: настольная и напольная
  • Игры с прищепками
  • Игры с блоками Дьенеша.
  • Настольно-печатные дидактические игры

Речевое развитие 

  • Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
  • Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».
  • Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»
  • «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
  • Г.Балл "Желтячок" и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

  • Музыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».
  • Игра «Гром и дождик». Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.
  • Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
  • Игра «Украсим ковер для бабушки». Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.
  • Игра "Укрась варежки". Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.
  • Рисование «Разноцветные колёса». Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
  • Рисование разноцветных дорожек
  • Рисование красками на тему «Листочки деревьев»
  • Рисование «Цветные мячики». Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
  • Рисование «Светит солнышко». Учить сочетать округлую форму с прямыми линиями.
  • Рисование «Травка зелёная». Учить рисовать короткие прямые отрывистые линии, закреплять знание зелёного цвета.
  • Рисование красками на тему «Апельсин»
  • Лепка «Бусы». Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.
  • Лепка «Палочки». Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.
  • Лепка «Шарики». Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.
  • Лепка «Мандарины». Продолжать учить лепить предметы круглой формы.

Физическое развитие

  • Подвижная игра «Листопад» Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.
  • Подвижная игра «Поедем в лес». Уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
  • Подвижная игра «Снег кружится» Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
  • Подвижная игра «Ладушки оладушки».  Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз-два».
  • Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.
  • Подвижная игра «Солнечные зайчики». Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
  • Подвижная игра «Найди свой домик» и т.д.

Работа с родителями:

  • Консультации для родителей: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста», «Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста», «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».
  • Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  • Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  • Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
  • Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г.

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1495767/45c5c64b-c571-4f6f-845b-340778c93f67/s1200?webp=false


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО» Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста. Воспитатель Кулабухова Г.С. МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево, Яковлевский район, Белгородской области»

Программное содержание:o   Обогатить непосредственно чувственный опыт детей,  включая слуховое, зрительное, тактильное восприятие.o   Помочь обследовать предметы, выделяя их ц...

План по самообразованию по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста на 2015 - 2020 учебный год

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 2 года ребенок начинает активно познавать окружающ...

Конспект занятия по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста. «Домик для лисички»

Формировать знания о геометрических фигурах,  их величине, цвете. Познакомить с понятием: длинный, короткий. Учить короткому пересказу сказки, отвечать на вопросы . Вызвать эмоциональный отклик и...

Конспект ООД по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста на тему «Волшебный лес».

Занятие «Волшебный лес» охватывает все образовательные области.Многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и форми...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей второй группы раннего возраста»

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ус...

Сенсорное развитие детей второй групп раннего возраста

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешн...