Модель использования здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе
материал (младшая группа)
Модель использования здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель использования здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе 1 младшей группы №2
Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. Вследствие этого, могут появляться различные нарушения их развития.
Нарушение развития у детей - это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций. Эти нарушения многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.
В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по профилактике нарушений развития, охране и укреплению здоровья детей.
Наиболее эффективным способом профилактики нарушения развития у детей раннего возраста в условиях ДОУ можно считать здоровьесберегающие технологии.
Существует целая классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса.
В процессе работы в группах раннего возраста были опробованы различные виды здоровьесберегающих технологий и определены наиболее подходящие для детей данной возрастной группы.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Название технологии | Определение | Место в образовательном процессе |
Физкультурная минутка | Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла. | В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. В процессе проведения естественно и ненавязчиво воспитывается поведение, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. Продолжительность – 2-3 мин. |
Подвижные и спортивные игры | Способствуют устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость, крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве. | Проводятся в группе и на площадке. проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. |
Пальчиковая гимнастика | тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. | (индивидуально, подгруппой, или группой в любой удобный отрезок времени, |
Бодрящая гимнастика | Проводится для постепенного, аккуратного запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статистической позы сна прямо в постелях. Ее основными элементами являются потягивающие упражнения, имитация позы животных, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость и красоту. | На кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым поверхностям, лёгкий бег. Длительность – 5-10 мин. |
Гимнастика для глаз | Упражнения для снятия глазного напряжения | Ежедневно по 3-5 мин. В свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендована наглядность и показ воспитателя. |
Дыхательная гимнастика | Специальные упражнения, очищающие слизистую дыхательных путей, укрепление дыхательных путей, дыхательной мускулатуры, улучшение самочувствия ребёнка. | Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: включаются в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке и т.д. Дыхательная гимнастика – оборудование является частью предметно - развивающей среды (вертушки, султанчики, мыльные пузыри). С удовольствие «дуют на снежинку», «нюхают цветочек», показывают как «работает насос». |
Гимнастика пробуждения | Направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна. | Проводится в постели: потягивание, имитируя позы животных, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. Хождение босиком, воздушные ванны, ходьба по дорожкам, сделанных из нетрадиционного материала, для профилактики и исправления плоскостопия. |
Релаксация | Система расслабляющих упражнений, способствующая восстановлению между процессами равновесия возбуждения и торможения, снижение двигательного беспокойства ( дыхание, мышечное расслабление) | По мере утомляемости детей, минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц. Проводятся в любом подходящем помещении. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. |
Технологии эстетической направленности | Эмоциональное благополучие ребёнка | Реализуется в НОД художественно-эстетического цикла, при оформлении помещений к праздникам. Большое значение имеет работа с семьёй, привитие детям эстетического вкуса. |
- Технологии обучения здоровому образу жизни
Название технологии | Определение | Место в образовательном процессе |
Утренняя гимнастика | Важная составляющая двигательного режима, средства поднятия эмоционального тонуса. Обеспечивает раскованность в поведении, хорошее настроение. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, игра и общение. | Продолжительность 3-5 мин., с музыкальным сопровождением. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. |
Физкультурное занятие | Организованная форма обучения. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. | Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 10 минут и состоят из трех частей: вводной (ходьба, чередующая с бегом, основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом) и заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа). |
Самомассаж | Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. | Использованием массажного Шарика су-джок Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу. |
Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия | Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание, память, осязание, воображение, творческую фантазию. | Может быть организовано не заметно для ребёнка. Педагог включается в игровой процесс. В свободное время. Строго время не фиксируется, всё зависит от поставленных задач. Количество детей не более 10 |
Физкультурный досуг | Одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. | Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняют физические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркие впечатления. |
- Коррекционные технологии
Название технологии | Определение | Место в образовательном процессе |
Технология музыкального воздействия | Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыка перед сном помогает с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. | Использование спокойной музыки. В течение всего дня встречаем, укладываем спать, поднимаем после дневного сна под соответствующую музыку, используем ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. |
Сказкотерапия | Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.
| Сказки не только нужно читать, но и обсуждать с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используют кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. |
Артикуляционная гимнастика – | Это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. | Средняя продолжительность занятия артикуляционной гимнастикой для детей 2-3 лет составляет не более 10 минут. Занятие проводится в непринужденной атмосфере в виде игры, основанной на имитации движений и звуков животных и предметов, изображенных на тематических картинках. Каждое упражнение повторяется 5-7 раз. |
- Технология валеологического просвещения родителей, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы:
- папки-передвижки,
- консультации, рекомендации, беседы,
- родительские собрания,
- информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
- информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей).
5. Медико-профuлактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ,
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты.
Закаливания солнечными лучами и воздухом, водой, воздушные ванны; способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.
Прогулки дают возможность достаточно двигаться.
Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены.
Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям, приучает организм к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему от переутомлений. Четкое соблюдение режимных моментов, сопровождающееся соответствующими словами, настраивает детей на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.
Привитие культурно – гигиенических навыков жизненно необходимо для полноценного развития детей. В процессе повседневной работы стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постоянно совершенствовались.
- Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
6. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе. "В гости к Мишке"
Данное занятие направлено на расширение знаний об окружающем мире, на закрепление знания цветов, на развитие мелкой и общей моторики, а также координации движений. Совершенствование двигательных навык...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/28/picture-375220-1482908074.jpg)
Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе
Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/07/picture-79583-1460053281.jpg)
Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе "Помощники большого солнца"
В процессе данного занятия дети первой младшей группы сначала помогают солнышку собрать потерянные лучики, а затем помогают зверятам в лесу....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-1002128-1518707650.jpg)
Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе
Цель:· расширять знания об окружающем мире;· продолжать учить различать цвета (красный, синий, зелёный...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/22/picture-298637-1398171148.jpg)
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе"
Описание и иллюстрация форм, методов здоровьесберегающих технологий, применяемых в группе раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1087153-1543479533.jpg)
Интегрированная ООД с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Приключения колобка».
ООД с элементами сказкатерапии...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/10/picture-46490.jpg)
Открытое музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе
Цель: Формировать певческие навыки. Учить детей подпевать не только повторяющиеся слоги, но и отдельные фразы; активизировать движение и пение детей; воспитывать эмоциональную отзывчивость; выраб...