Конспект НОД «НАД КРЫМОМ ЛЕТЯТ РЕБЯТА – ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС, ЗВЕРЯТА!» с использованием элементов сказкотерапии и регионального компонента
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель – создание благоприятного эмоционального состояния для обобщения представлений о Родном крае, природных зонах Крыма и их обитателей, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 88 «Слонёнок»
муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым
295044, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Аральская, д.69а, тел: 49-62-30
КОНСПЕКТ НОД
в старшей логопедической группе
«НАД КРЫМОМ ЛЕТЯТ РЕБЯТА –
ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС, ЗВЕРЯТА!»
с использованием элементов сказкотерапии и
регионального компонента
Подготовила:
воспитатель Морозова В.В.
г. Симферополь
Цель – создание благоприятного эмоционального состояния для обобщения представлений о Родном крае, природных зонах Крыма и их обитателей, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать знания детей об территории и природных зонах полуострова с помощью 3D-модели Крыма (горы, леса, степи, море).
- уточнить и обобщить представление детей о животных и их детенышах, обитающих на территории Крыма (олень, лиса, лань, барсук, кабан, летучие мыши, дельфины, суслик, хомяк, тушканчик, степная гадюка);
- сформировать умения и навыки правильного использования в речи словообразовательных конструкций (образование и использование притяжательных прилагательных, согласование слов в предложении);
- совершенствовать умение пересказывать и рассказывать сказки, продумывать продолжение к сказкам, сочинять новые сказки.
Коррекционно-развивающие:
- развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, навыки ориентировки в пространстве и на карте;
- развивать фантазию, творческое воображение, расширять кругозор посредством умений создавать иллюстрации к сказке;
- сформировать грамматически правильную связную речь и обогатить активный словарный запас;
- препятствовать появлению в речи детей аграмматизмов.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к Родному краю, доброты и любознательности;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к занятиям;
- вызывать эмоциональное удовлетворение в коллективной работе.
Материалы и оборудование: изготовленный из поролона 3D-макет Крыма; дидактическая игра «Мемо: Крым» с изображениями достопримечательностей Крыма, его флорой и фауной; пластмассовые планшетки (ценники); игрушечный дельтаплан; альбомные листы, краски, кисточки.
Форма проведения: подгрупповое занятие.
Методы и приемы:
Словесные методы: рассказ в сочетании с показом, беседа.
Наглядные методы: работа с предметными картинками, объемной моделью, детскими иллюстрациями.
Практические методы: моделирование.
Приемы по обогащению словарного запаса:
- называние пропущенных слов в сказке (у лисы – лисенок, лисята, у волка – …, у лося – … и т.д.);
- название слов-признаков, слов-действий из сказки (что делали дети? (летали, кружили, удивлялись), какое бывает море? (тихое, буйное, теплое);
- придумывание нового названия сказки и его героев;
Приемы для формирования правильного грамматического строя:
- дидактические игры «Назови детеныша», «Где чей хвост?»;
- составление предложений с определенным словом или с несколькими словами;
- составление предложений по опорным картинкам (карточки Мемо);
Место проведения: МБДОУ № 88, старшая логопедическая группа.
Возраст воспитанников: 5-6 лет
План проведения:
Интеграция сказки как элемента занятия.
I. Вводная часть – 1 минута.
- организационный момент, заинтересованность детьми ходом занятия.
II. Основная часть – 16 минут.
- знакомство с макетом, рассматривание и беседа о Крыме, его природных зонах и животных;
- рассматривание дидактических карточек Мемо, составление описательных предложений об изображенных на них животных Крыма;
- предложение отправиться в сказочное путешествие на дельтаплане по Крыму за прослушиванием текста сказки;
- чтение сказки педагогом, первичная беседа по услышанному;
- повторное чтение сказки с параллельными распределением карточек Мемо на ценниках по макету Крыма;
- работа с текстом сказки, в процессе которой дети выполняют задания с лексико-грамматической и словесной нагрузкой, пересказ сказки с опорой на картинки.
- создание детьми иллюстраций к сказке.
III. Заключительная часть – 3 минуты.
- определение с детьми содержания следующей сказки, ее названия.
- беседа по итогу занятия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вводная часть
Педагог: Дети, сегодня у нас не простое занятие, а почти сказочное. Но для начала, давайте посмотрим, что же нас тут ждет (дети знакомятся с объемным макетом Крыма, изучают его детали).
II. Основная часть
Происходит рассматривание макета, обсуждение основных природных зон полуострова: Крымские горы (выпуклая объемная часть), леса (ярко-зеленый цвет в горной зоне), степи (желтый цвет в северо-западной части Крыма), море (зона вокруг Крыма).
Педагог: Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужен транспорт. Сегодня он у нас необычный, воздушный. Узнаете? Это – дельтаплан. Он поможет нам отправиться в сказочное путешествие и узнать как можно больше о нашем родном крае, а именно – о его животных и птицах.
Рассматривание дидактических карточек Мемо, беседа по ним о животных, составление описательных предложений.
Педагог: Ну что, дети, вы готовы окунуться в сказку? Всем на борт!
Чтение педагогом текста сказки.
«Над Крымом летят ребята – приветствуем Вас, зверята!»
Мы летим на дельтаплане –
Света, Катя, Петя, Ваня.
Дельтаплан наш необычный –
многоместный, непривычный.
Цель полета непроста,
нас не манит высота.
Знаете, что мы хотим?
Облететь прекрасный Крым,
чтобы быстро, без заминки
все прекрасные картинки
моря, гор, лесов, степей –
все объять, узнать, успеть.
Познакомиться хотим –
кем богат наш милый Крым?
Где какие звери, птицы?
Кто и как живет, гнездиться?
Вот такой наш интерес!
Вот под нами крымский лес,
благородный там олень,
лисы, лани и барсук,
и кабан, и волк, и сойка,
села пестрая на сук.
Много птиц, зверей, букашек
обитает в лесу нашем.
– Ой, смотри, – лиса лисёнков
провела среди сосёнков! –
тут Катюша говорит:
– Слушайте сюда, ребята:
у лисы всегда лисята,
и ведет их, вот уро,
средь пушистых сосенок.
Мы летим все дальше, выше.
Ветерок сильнее, тише.
Расступились облака,
гор хребтистая река
протянулась вдоль и ввысь.
Мы над ними пронеслись.
Вот муфлон, бежит куница,
прошмыгнула, словно птица.
И мышей летучих рой
опустились над горой.
Ваня задает вопрос:
– У летучих, у мышов,
гнезды есть, как у птицей?
– Нет, Ванюша, все не так!
Чтобы не попасть впросак,
нужно знать нам всем о том,
что мышей летучих дом –
это твердая скала,
как у птиц, как у орла.
Заслепило вдруг глаза,
волн прекрасных бирюза.
Это что внизу такое? –
Это ласковое море.
Плеск волны и чаек крик,
и дельфин вдали возник.
И пропел, увидев нас
песнь, похожую на плач.
– Ты не плакай, милый друг!
заявляет Света вдруг.
– «Ты не плачь!», скажи ему –
хоть не плохо одному
в волнах прыгать и резвиться,
песни петь и веселиться!
Путь лежит наш дальше, выше,
пролетаем вышки, крыши.
Свежий ветер стал сильней
вот под нами степь, – эгей!
Ширь, свобода, необъятность,
воздух чистый и приятный.
Видишь суслик с хомяком,
и с тушканчиком-дружком,
бегают и веселятся,
и гадюки не боятся.
И не страшен им орел,
лунь степной гулять пошел.
– Ой, суслёнок мягкий, серый,
побежал под кустик первый,
он, наверно, у тушкана
утащил двух-трех бананов!
– Тише, Света, не спеши,
и ребят ты не смеши!
– Суслик, Света, он такой,
за тушканчика горой.
Не нужны им слишком рано
на двоих два-три банана.
Так смеясь и веселясь
мы летим к заходу солнца.
И оно, потухшее, простясь,
провалилось в горизонта донце.
Мы уставшие летим домой,
скоро приземлимся у порога.
Как прекрасен Крым наш дорогой!
Поучительна веселая дорога.
Педагог: Вам понравилась сказка? Подскажите, все ли слова были правильно произнесены? Давайте еще раз прослушаем текст (читается только фрагмент с ошибочным употреблением слов, в котором делается пауза и детям предлагается самостоятельно вставить правильное слово и проверить его по тексту сказки. По аналогии задаются вопросы: если у лисы – лисёнок и лисята, тогда у зайца– …, у волка – …, у кабана – ).
Педагог: А теперь нам нужно распределить всех животных из сказки по своим домам. Надевайте карточки в планшетки, и будьте очень внимательны: каждый должен оказаться в той природной зоне, где обитает.
При повторном чтении сказки, дети распределяют планшетки с карточками в нужную часть макета.
Педагог: Молодцы, ребята, теперь каждый у себя дома. Теперь давайте сыграем в игры.
Д/И «Назови детеныша», «Где чей хвост?»,
Педагог: Дети, а мы можем придумать другое название этой сказке? (Варианты детей). Но давайте вспомним любую книгу со сказками: что помимо текста сказки мы можем видеть на страницах? Правильно, рисунки (иллюстрации). Давайте попробуем с вами создать свои рисунки к нашей сказке.
Педагог с детьми вспоминает еще раз о местах и животных Крыма, при необходимости, возвращается к тексту сказки или карточкам Мемо.
III. Заключительная часть
Педагог: Какие красивые иллюстрации к сказке у нас получились! Вам понравилось? Предлагаю в следующий раз сочинить еще одну сказку о Крыме. О чем она будет? (Варианты детей).
Подводится итог мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"
Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"...
КОНСПЕКТ совместной деятельности взрослых и детей с использованием элементов сказкотерапии в период адаптации «Осенняя сказка» для детей 2-3 лет и родителей
в адаптационный период очень важно наладить контакт не только с детьми, но и с их родителями. Именно на это направлено предложенное совместное занятие для детей раннего возраста и родителей с использо...
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Конспект открытого урока "Песочные истории" с использованием элементов сказкотерапии .
Тема: «Песочные истории» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками. Программное содержание: 1 .Познакомить детей...
Конспект логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей с использованием элементов сказкотерапии и приёмов мнемотехники. ТЕМА: "Я И МОЯ СЕМЬЯ"
Логопедические цели: Неречевые1. Развитие слухового внимания.2.Развитие зрительного внимания.3. Развитие общей моторики. Речевые1.Развитие связной речи: составление...
Использование элементов "сказкотерапии" для развития речи детей с нарушением зрения
На современном этапе развития коррекционной педагогике важным и актуальным остается вопрос освоения речи детьми с нарушением зрения в процессе общения. Для развития языковых способностей у детей с нар...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....