Конспект НОД «НАД КРЫМОМ ЛЕТЯТ РЕБЯТА – ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС, ЗВЕРЯТА!» с использованием элементов сказкотерапии и регионального компонента
план-конспект занятия (старшая группа)

Морозова Варвара Васильевна

Цель – создание благоприятного эмоционального состояния для обобщения представлений о Родном крае, природных зонах Крыма и их обитателей, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 88 «Слонёнок»

муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым

295044, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Аральская, д.69а, тел: 49-62-30

        

КОНСПЕКТ НОД

в старшей логопедической группе

«НАД КРЫМОМ ЛЕТЯТ РЕБЯТА –

ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС, ЗВЕРЯТА!»

с использованием элементов сказкотерапии и

регионального компонента

Подготовила:

воспитатель Морозова В.В.

г. Симферополь 

Цель – создание благоприятного эмоционального состояния для обобщения представлений о Родном крае, природных зонах Крыма и их обитателей, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать знания детей об территории и природных зонах полуострова с помощью 3D-модели Крыма (горы, леса, степи, море).
  • уточнить и обобщить представление детей о животных и их детенышах, обитающих на территории Крыма (олень, лиса, лань, барсук, кабан, летучие мыши, дельфины, суслик, хомяк, тушканчик, степная гадюка);
  • сформировать умения и навыки правильного использования в речи словообразовательных конструкций (образование и использование притяжательных прилагательных, согласование слов в предложении);
  • совершенствовать умение пересказывать и рассказывать сказки, продумывать продолжение к сказкам, сочинять новые сказки.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, навыки ориентировки в пространстве и на карте;
  • развивать фантазию, творческое воображение, расширять кругозор посредством умений создавать иллюстрации к сказке;
  • сформировать грамматически правильную связную речь и обогатить активный словарный запас;
  • препятствовать появлению в речи детей аграмматизмов.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к Родному краю, доброты и любознательности;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к занятиям;
  • вызывать эмоциональное удовлетворение в коллективной работе.

Материалы и оборудование: изготовленный из поролона 3D-макет Крыма; дидактическая игра «Мемо: Крым» с изображениями достопримечательностей Крыма, его флорой и фауной; пластмассовые планшетки (ценники); игрушечный дельтаплан; альбомные листы, краски, кисточки.

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Методы и приемы:

Словесные методы: рассказ в сочетании с показом, беседа.

Наглядные методы: работа с предметными картинками, объемной моделью, детскими иллюстрациями.

Практические методы: моделирование.

Приемы по обогащению словарного запаса:

  • называние пропущенных слов в сказке (у лисы – лисенок, лисята, у волка – …, у лося – … и т.д.);
  • название слов-признаков, слов-действий из сказки (что делали дети? (летали, кружили, удивлялись), какое бывает море? (тихое, буйное, теплое);
  • придумывание нового названия сказки и его героев;

Приемы для формирования правильного грамматического строя:

  • дидактические игры «Назови детеныша», «Где чей хвост?»;
  • составление предложений с определенным словом или с несколькими словами;
  • составление предложений по опорным картинкам (карточки Мемо);

Место проведения: МБДОУ № 88, старшая логопедическая группа.

Возраст воспитанников: 5-6 лет

План проведения:

Интеграция сказки как элемента занятия.

I. Вводная часть – 1 минута.

  • организационный момент, заинтересованность детьми ходом занятия.

II. Основная часть – 16 минут.

  • знакомство с макетом, рассматривание и беседа о Крыме, его природных зонах и животных;
  • рассматривание дидактических карточек Мемо, составление описательных предложений об изображенных на них животных Крыма;
  • предложение отправиться в сказочное путешествие на дельтаплане по Крыму за прослушиванием текста сказки;
  • чтение сказки педагогом, первичная беседа по услышанному;
  • повторное чтение сказки с параллельными распределением карточек Мемо на ценниках по макету Крыма;
  • работа с текстом сказки, в процессе которой дети выполняют задания с лексико-грамматической и словесной нагрузкой, пересказ сказки с опорой на картинки.
  • создание детьми иллюстраций к сказке.

III. Заключительная часть – 3 минуты.

  • определение с детьми содержания следующей сказки, ее названия.
  • беседа по итогу занятия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вводная часть

Педагог: Дети, сегодня у нас не простое занятие, а почти сказочное. Но для начала, давайте посмотрим, что же нас тут ждет (дети знакомятся с объемным макетом Крыма, изучают его детали). 

II. Основная часть

Происходит рассматривание макета, обсуждение основных природных зон полуострова: Крымские горы (выпуклая объемная часть), леса (ярко-зеленый цвет в горной зоне), степи (желтый цвет в северо-западной части Крыма), море (зона вокруг Крыма).

Педагог: Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужен транспорт. Сегодня он у нас необычный, воздушный. Узнаете? Это – дельтаплан. Он поможет нам отправиться в сказочное путешествие и узнать как можно больше о нашем родном крае, а именно – о его животных и птицах.

Рассматривание дидактических карточек Мемо, беседа по ним о животных, составление описательных предложений.  

Педагог: Ну что, дети, вы готовы окунуться в сказку? Всем на борт!

Чтение педагогом текста сказки.

«Над Крымом летят ребята – приветствуем Вас, зверята!»

Мы летим на дельтаплане –

Света, Катя, Петя, Ваня.

Дельтаплан наш необычный –

многоместный, непривычный.

Цель полета непроста,

нас не манит высота.

Знаете, что мы хотим?

Облететь прекрасный Крым,

чтобы быстро, без заминки

все прекрасные картинки

моря, гор, лесов, степей –

все объять, узнать, успеть.

Познакомиться хотим –

кем богат наш милый Крым?

Где какие звери, птицы?

Кто и как живет, гнездиться?

Вот такой наш интерес!

Вот под нами крымский лес,

благородный там олень,

лисы, лани и барсук,

и кабан, и волк, и сойка,

села пестрая на сук.

Много птиц, зверей, букашек

обитает в лесу нашем.

– Ой, смотри,  –  лиса лисёнков

провела среди сосёнков! –

тут Катюша говорит:

– Слушайте сюда, ребята:

у лисы всегда лисята,

и ведет их, вот уро,

средь пушистых сосенок.

Мы летим все дальше, выше.

Ветерок сильнее, тише.

Расступились облака,

гор хребтистая река

протянулась вдоль и ввысь.

Мы над ними пронеслись.

Вот муфлон, бежит куница,

прошмыгнула, словно птица.

И мышей летучих рой

опустились над горой.

Ваня задает вопрос:

– У летучих, у мышов,

гнезды есть, как у птицей?

– Нет, Ванюша, все не так!

Чтобы не попасть впросак,

нужно знать нам всем о том,

что мышей летучих дом –

это твердая скала,

как у птиц, как у орла.

Заслепило вдруг глаза,

волн прекрасных бирюза.

Это что внизу такое? –

Это ласковое море.

Плеск волны и чаек крик,

и дельфин вдали возник.

И пропел, увидев нас

песнь, похожую на плач.

– Ты не плакай, милый друг!

заявляет Света вдруг.

– «Ты не плачь!», скажи ему –

хоть не плохо одному

в волнах прыгать и резвиться,

песни петь и веселиться!

Путь лежит наш дальше, выше,

пролетаем вышки, крыши.

Свежий ветер стал сильней

вот под нами степь, – эгей!

Ширь, свобода, необъятность,

воздух чистый и приятный.

Видишь суслик с хомяком,

и с тушканчиком-дружком,

бегают и веселятся,

и гадюки не боятся.

И не страшен им орел,

лунь степной гулять пошел.

– Ой, суслёнок мягкий, серый,

побежал под кустик первый,

он, наверно, у тушкана

утащил двух-трех бананов!

– Тише, Света, не спеши,

и ребят ты не смеши!

– Суслик, Света, он такой,

за тушканчика горой.

Не нужны им слишком рано

на двоих два-три банана.

Так смеясь и веселясь

мы летим к заходу солнца.

И оно, потухшее, простясь,

провалилось в горизонта донце.

Мы уставшие летим домой,

скоро приземлимся у порога.

Как прекрасен Крым наш дорогой!

Поучительна веселая дорога.

Педагог: Вам понравилась сказка? Подскажите, все ли слова были правильно произнесены? Давайте еще раз прослушаем текст (читается только фрагмент с ошибочным употреблением слов, в котором делается пауза и детям предлагается самостоятельно вставить правильное слово и проверить его по тексту сказки. По аналогии задаются вопросы: если у лисы – лисёнок и лисята, тогда у зайца– …, у волка – …, у кабана – ).

Педагог: А теперь нам нужно распределить всех животных из сказки по своим домам. Надевайте карточки в планшетки, и будьте очень внимательны: каждый должен оказаться в той природной зоне, где обитает.

При повторном чтении сказки, дети распределяют планшетки с карточками в нужную часть макета.

Педагог: Молодцы, ребята, теперь каждый у себя дома. Теперь давайте сыграем в игры.

Д/И «Назови детеныша», «Где чей хвост?»,

Педагог: Дети, а мы можем придумать другое название этой сказке? (Варианты детей). Но давайте вспомним любую книгу со сказками: что помимо текста сказки мы можем видеть на страницах? Правильно, рисунки (иллюстрации). Давайте попробуем с вами создать свои рисунки к нашей сказке.

Педагог с детьми вспоминает еще раз о местах и животных Крыма, при необходимости, возвращается к тексту сказки или карточкам Мемо.  

III. Заключительная часть

Педагог: Какие красивые иллюстрации к сказке у нас получились! Вам понравилось? Предлагаю в следующий раз сочинить еще одну сказку о Крыме. О чем она будет? (Варианты детей).

Подводится итог мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"...

КОНСПЕКТ совместной деятельности взрослых и детей с использованием элементов сказкотерапии в период адаптации «Осенняя сказка» для детей 2-3 лет и родителей

в адаптационный период очень важно наладить контакт не только с детьми, но и с их родителями. Именно на это направлено предложенное совместное занятие для детей раннего возраста и родителей с использо...

Конспект открытого урока "Песочные истории" с использованием элементов сказкотерапии .

Тема: «Песочные истории» Цель: развитие  познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками. Программное содержание: 1 .Познакомить детей...

Конспект логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей с использованием элементов сказкотерапии и приёмов мнемотехники. ТЕМА: "Я И МОЯ СЕМЬЯ"

Логопедические цели:    Неречевые1. Развитие слухового внимания.2.Развитие зрительного внимания.3. Развитие общей моторики.    Речевые1.Развитие связной речи: составление...

Использование элементов "сказкотерапии" для развития речи детей с нарушением зрения

На современном этапе развития коррекционной педагогике важным и актуальным остается вопрос освоения речи детьми с нарушением зрения в процессе общения. Для развития языковых способностей у детей с нар...