Дидактическое пособие для адаптации детей раннего возраста «Фартук сказок»
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Белоус Ирина Александровна

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению — это сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот время  необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.

Чтобы адаптация дошкольника прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку на детский сад. Детям, которые тяжело привыкают к садику, на помощь может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию, найти выход из нее и стать более уверенными в себе. Роль сказок в процессе развития и воспитания ребенка неоценима. Именно через сказку малыши получают первые знания о мире, о добре и зле, о жизненных ценностях. И от того, какие сказки мы читаем или рассказываем своим детям, часто зависит то, как наш ребенок будет адаптироваться в обществе, относиться к своим родителям, как он будет достигать своих целей и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fartuk_skazok.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»

Дидактическое  пособие

для адаптации детей раннего возраста

«Фартук сказок»

Автор:

Белоус  Ирина Александровна, воспитатель

Губкин, 2020

Дидактическое  пособие для адаптации детей раннего возраста

«Фартук сказок»

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению — это сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот время  необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.

Чтобы адаптация дошкольника прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку на детский сад. Детям, которые тяжело привыкают к садику, на помощь может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию, найти выход из нее и стать более уверенными в себе. Роль сказок в процессе развития и воспитания ребенка неоценима. Именно через сказку малыши получают первые знания о мире, о добре и зле, о жизненных ценностях. И от того, какие сказки мы читаем или рассказываем своим детям, часто зависит то, как наш ребенок будет адаптироваться в обществе, относиться к своим родителям, как он будет достигать своих целей и многое другое.

Дидактическое пособие «Фартук сказок» способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ. Фартук притягивает внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к нему. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами фартука, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.

Цель: создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.

Задачи:

• Воспитывать коммуникативные навыки: тёплые и доверительные отношения со взрослыми и детьми.

• Развивать  творческие способности, воображение, речь.

• Развивать мелкую моторику, установление тесной связи между речевой и двигательной функциями;

• Снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Данное пособие используется во всех образовательных областях (познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие, речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие)

Вид: дидактическое пособие.

Рекомендуемый возраст: от 1, 5 лет до 3 лет.

Материалы: Фартук сделан из прочной ткани, красочно украшен. Декорации к сказке и персонажи сделаны из яркого фетра, крепятся на липучке, картинки с героями сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок».    

         Планируемые результаты использования данного дидактического пособия в системе дошкольного образования:

педагоги:

- успешная адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению; овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия; обогащение материально – технической базы и предметно - пространственной развивающей образовательной среды группы.

дети:

 В работе с детьми раннего возраста хотим создать такую развивающую игровую среду, в которой ребенок:

- легко адаптируется к условиям детского сада;

- увлекаясь, забывает о своих переживаниях;

- получает положительные эмоции;

- учиться быть дружелюбным радостным.

Достоинства пособия:

- многофункциональность;

- возможность использовать пособие в различных видах игр при работе с детьми;

- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.

- яркий, нарядный вид всегда привлекает к себе малышей.

- все детали можно снять, поменять, добавить.

Привлекательный внешне, фартук манит к себе детей, притягивает их внимание, а главное помогает найти контакт с педагогом, привыкнуть к нему тактильно, эмоционально. Любопытство заставляет манипулировать с его деталями, двигаться от одного кармана к другому.

Педагог одевает фартук, звенит колокольчиком, и прячет его в кармашке. Просит найти его. При изучении ребенком  игрового кармана,  воспитатель достает сказочных героев, и рассказывает сказку.  Карманы можно наполнить различными предметами по необходимости (зеркало, колокольчик, фигурки животных, бумага и т.д.) Все детали можно снять, поменять, добавить. Во время прослушивания сказки, на полотно при помощи липучек прикрепляются главные герои, таким образом, сказка оживает.

Фартук можно интегрировать под любое занятие и использовать в разных дидактических играх. Практические действия с дидактическим «Фартуком сказок» отражают свойственный раннему периоду детства наглядно – действенный характер мышления, обогащают чувственный опыт малыша, создают положительный эмоциональный настрой.

Варианты игр:

1. «Расскажи сказку «Репка»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1.Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры

1.Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

2.Как усложнение «Назови ласково героев сказки»

Репка — репонька.

Дед — дедушка.

Бабка — бабушка.

Внучка — внученька.

Собака — собачка.

Кошка — кошечка.

Мышь — мышка.

3. «Найди лишнее»

Цель: развитие внимания и развитие связной речи.

Задачи:

Развивают мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Ход игры

Воспитатель прикрепляет на лесной полянке сказочных героев из различных сказок, и предлагает детям найти лишних персонажей к той или иной сказке.

В процессе  слушания сказок и игр с  их персонажами,  дети отвлекаются от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми в процессе адаптации к образовательному учреждению.

 «Фартук сказок» служит прекрасным помощником в адаптационный период и является отличным дидактическим пособием. Яркий, привлекательный  фартук с карманами, собирает вокруг себя всех ребят. Он превращает педагога в волшебницу, рядом с которой ребенок чувствует себя спокойно и комфортно, которая собирает вокруг себя детей и увлекает их интересной игрой. Даже заплаканный малыш, скучающий по маме, увидев воспитательницу в таком наряде, перестает капризничать.

В результате использования «Фартука сказок» малыши легко адаптируются к условиям детского сада; увлекаясь, забывают о своих переживаниях; получают положительные эмоции; учатся быть дружелюбными и  радостными.

Адаптационно-дидактический «Фартук сказок»  объединяет педагога и ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Проект « Адаптация детей раннего возраста через театрализованную игровую деятельности» «В страну сказок»

Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно добиваясь...

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста. «Адаптация детей раннего возраста»

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста.«Адаптация детей раннего возраста»Ведущие : воспитатели группы.Цель:  Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений ...