МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
консультация

Кочуева Галина Владимировна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_modelirovaniya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

«МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ»


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Воспитатель Кочуева Галина Владимировна

2018 год

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа по предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими, как: «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой. 
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. 
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае."
Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, их форма, характер поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование.

Моделирование - это метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов или явлений посредством их моделей.

Многие авторы отмечают огромную роль моделирования в организации курса ознакомления дошкольников с природой:

  1. Моделирование помогает глубже усвоить логическую сущность природоведческих понятий. С помощью моделирования дети более ясно и отчетливо понимают научные понятия, процессы и отношения объективной действительности, что позволяет формировать правильный материалистический взгляд на изучаемые понятия.
  2. Моделирование дает возможность продемонстрировать структуру формируемого понятия: охарактеризовать свойства или функции какого-либо предмета или явления; выделить из всех признаков предмета главные, существенные; выводить из единичных закономерностей общие; объяснить сложные явления; вскрывать основные связи и отношения в изучаемых объектах.
  3. Моделирование активизирует умственную работу детей и позволяет правильно организовать их познавательную деятельность, сделать ее более продуктивной.
  4. Моделирование вносит в обучение экологическую направленность: позволяет объяснить причины сложных природных явлений, помогает в установлении связей между живой и неживой природой.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются различные виды моделей:

  1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий в миниатюре водоем. Самой простой предметной моделью является заводная игрушка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении объекта.
  2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения объектов представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета, можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т.д.
  3.  Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных объектов и явлений. Предметом такой модели могут служить календари погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:
1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.
3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.
4. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).
5. Осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких, как: «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.
Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить вначале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.

Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Лучшим результатом работы по моделированию можно считать такой, когда ребенок начинает сам придумывать модели как иконические, так и произвольные (знаки, похожие на обозначаемый объект; знаки, не имеющие сходства с предметом) обосновывает способы их использования.

Среди разнообразных программ по ознакомлению детей с природой выделяется программа С.Н. Николаевой " Юный эколог ", где разработана технология экологического воспитания дошкольников в условиях детского сада. В технологии широко представлены занятия с использованием метода моделирования. Строя свою работу по обучению детей моделированию в МДОУ «Детский сад № 116» Октябрьского района г. Саратова мы опирались на «Программу воспитания и обучения в детском саду» А.С. Васильевой , по которой долгое время работает и наше учреждение, и дополняли нашу деятельность использованием материалов программы «Юный эколог» . Основной формой организации познавательной деятельности дошкольников были занятия. Занятия были построены таким образом, что к каждому из них была предусмотрена работа с моделями.

Первоначальная работа с моделями была предусмотрена на занятиях в средней группе, где вводилась готовая модель (как правило, предметная ) для подачи нового материала. В старшей группе работа с моделями углублялась. Дети сравнивали два объекта между собой с выявленьями признаков различий, и сходства при помощи предметно-схематической и графической модели. В подготовительной группе была уже поставлена задача научить детей самостоятельно моделировать элементарные обобщенные понятия с помощью моделей различного типа.

Можно отметить, что использование моделей при составлении описательных и сравнительных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связанной речью. Наличие зрительного плана делает описательные рассказы детей четкими, связанными, полными, последовательными и узнаваемыми.

В целом работа по использованию метода моделирования при ознакомлении дошкольников с природой способствует не только лучшему усвоению детьми основных представлений и понятий об объектах и явлениях окружающего мира, но и развивает внимание детей - помогает переключать и сохранять устойчивость внимания на протяжении всего занятия; позволяет увеличить количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени; дает возможность концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

Литература

  1. Васнльева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007
  2. Грушевская Т.Г., Садохин А.П. Концепция современного  

естествознания. М., Высшая школа, 1998.

  1. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., Просвещение, 1992.
  2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2005. - 319 с.
  3. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М., Новая школа, 1993.
  4. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 119.
  5. Пускаева Т.Д. Формирование способов анализа, обеспечивающих создание целостного образа изучаемого объекта // Психологические особенности формирования у школьников способов учебной работы в процессе усвоения знаний. М 1997, с. 95-114.
  6. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.
  7. Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. Путешествие в мир знаков // Начальная школа. 1998, № 10, с. 38-41.
  8. Хайдурова И.А., Саморукова П.Г., Кондратьева Н.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992.
  9. Ю.Шехтер М.С. Целостность восприятия и опознавательные навыки // Вопросы психологии.- 1985.- № 5.- с. 17-29.
  10. П.Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления. М., 1980.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования для развития творческого мышления при ознакомлении детей с природой

Тема воспитания у ребёнка любви и позитивного отношения к природе была актуальной во все времена и не утратила своего значения в настоящее время. Вопрос состоит в том, как донести до детского со...

Методы ознакомления детей с природой.

Цель данной работы - сформировать правильное отношение детей к природе. С помощью наглядных и практических методов познакомить детей с особенностями окружающей нас живой и неживой природы....

Методы и формы ознакомления детей с природой.

Формирование у детей научного познавания природы....

Использование метода моделирования при ознакомлении с художественными произведениями

В материале рассказывается как разыграть сказки, как с помощью моделирования понять содержание, последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Также раскрываются виды моделиров...

Консультация для педагогов "Методы и формы ознакомления детей с природой"

Всесторонее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них- ознакомление с природой....

"Пример использования метода моделирования в ознакомлении детей с природой"

Моделирование-это метод используемый в совместной деятельности педагога и детей по построению и конструированию моделей для ознакомления с окружающим миром....