План занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников старшего возраста
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub.docx | 51.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка будет в пределах нормы.
Особенность детей данного возраста- интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиций на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо прививать детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Поэтому актуальность данной клубной работы очевидна. Необходимо не только способствовать развитию мелкой моторики у детей, но и просвещать родителей по данной проблеме.
Данная программа клуба направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика позволяет детям с интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия и игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.
1.Цель проведения клубной работы.
Коррекция речи у дошкольников путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыки выполнения действий с предметами.
Для достижения поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Содействовать нормализации речевой функции.
3. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
4. Воспитывать усидчивость, внимательность к выполнению заданий.
2. Для успешной реализации целей и задач нами были определены основные принципы работы:
• принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
3. Основные формы работы с детьми.
1. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, ролевые игры)
2. Наглядные- рассматривание картин, иллюстраций,
3. Практические- игры-драматизации, обыгрывание сказок.
4. Используемые развивающие технологии.
-игровая технология
-сказкотерапия
-дидактические игры
-театрализованная деятельность
-чтение художественной литературы
-ИКТ.
5. Режим работы клуба.
Занятия клуба проводятся по 20-25 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по пятницам.
- Планируемые результаты к концу учебного года.
-совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности до уровня, соответствующему данному возрасту;
- развитие творческой активности, пространственного мышления;
-овладение разными видами трудовой деятельности;
-творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности;
-овладение приемами работы с разными инструментами;
-овладение нормами этики поведения.
- Взаимодействие с родителями ( приложение №3 рабочей программы)
- Форма отчетности (карта отчетных мероприятий)
№ п/п | Мероприятие | Форма проведения | Срок проведения/ Ответственный | Методическая копилка |
Распространение педагогического опыта в коллективе | ||||
1 | Семинар- практикум «Развитие графических навыков у дошкольников» | семинар- практикум | ноябрь | пополнение развивающей среды |
2 | Консультация «Приемы подготовки руки к письму» | консультация, выставка игрового оборудования | март | пополнение развивающей среды |
3 | Презентация итоговой работы | презентация | май | пополнение развивающей среды |
Взаимодействие с родителями | ||||
1 | Анкетирование «Речевое развитие дошкольника» | анкетирование | сентябрь | анкеты |
2 | Выставка работ из природного материала «Осенняя палитра» | выставка | октябрь | поделки |
3 | Оформление выставки рисунков: «Ловкие пальчики» | выставка | ноябрь | рисунки |
4 | Семинар- практикум «Развитие графических навыков у дошкольников» | семинар-практикум | декабрь | консультация |
5 | Семейный конкурс «Чудеса из ненужных вещей» | творческий конкурс | январь | поделки |
6 | Лэпбук «Развиваем речь» | стенгазета | февраль | лэпбук |
7 | Консультация «Приемы подготовки руки к письму» | консультация | март | консультация |
8 | Буклеты «Развиваем мелкую моторики» | тематические буклеты | апрель | буклеты |
9 | Презентация «Наш игровой уголок для развития мелкой моторики» | презентация | май | видеоролик на флешке |
Взаимодействие с детьми | ||||
1 | Изготовление с детьми дидактические игры и пособий по развитию мелкой моторики рук детей | работа творческой мастерской | Октябрь- Апрель | пополнение развивающей среды |
2 | Развитие графических навыков, рисование по трафарету, штриховка, дорисовка. | работа творческой мастерской | В течении года | пополнение развивающей среды |
3 | Работа с крупами, бусами. | работа творческой мастерской | Февраль. | пополнение развивающей среды |
4 | Драматизация театра «Теремок» | сказка | май | пополнение развивающей среды |
Приложение к программе клуба
Перспективный план работы клуба «Детские ладошки» на 2021- 2022 учебный год
№ | Тема | Программное содержание | Вне занятий |
Сентябрь | |||
1. | «Детский сад для ребят». Пальчиковая гимнастика: «Дружат пальчики». | 1.Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. 2.Формировать графические умения и навыки. 3.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. 4.Развивать моторику рук. | Пальчиковые упражнения. «Прищепки в корзинке», «Игры с карандашом». |
2. | «Детский сад и игрушки». Пальчиковая гимнастика: «У меня игрушек много». | 1.Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. 2.Развивать подвижность пальцев рук. 3.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. | Пальчиковая игра: «Красивые прищепки», «Грибочки», «Дождик». |
3. | «Осень» Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» | 1.Развивать мелкую моторики и тактильную чувствительность. 2.Закрепить и умение придавливать шарики, добиваясь изображения листа. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Пластилина-графия: «Осеннее дерево» |
4. | «Огород. Овощи». Д/и «Чудесный мешочек» (выбрать овощи) | 1.Продолжать учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания | Пальчиковая игра: «Капуста», «Дождик». |
Октябрь | |||
1. | «Фрукты. Ягоды». Пальчиковая гимнастика: «Ягоды». | 1.Учить выкладывать узор из разных семян, вдавливать семена в пластилин поочередно. 2.Развивать движения пальцев рук. 3.Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре. | Пальчиковая игра: «Мы делили апельсин», «Сушка фруктов» |
2. | «Маленькие художники». Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья». | 1.Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу. 2.Упражнять в умении выкладывать по контуру. 3.Создать эмоционально-положительное отношение к игровому заданию. | Пластилина-графия: «Красивая ваза для овощей» |
3. | «Наш дом». Пальчиковая гимнастика: «Мой дом». | 1.Учить складывать комочки из бумажных салфеток. 2.Развивать мелкую моторики. 3.Активизировать речь детей, проговаривая чётко слова. | Выкладывание из геометрических фигур домов разной высоты. |
4 | «Приглашаем в гости» Пальчиковая игра: «Мебель» | 1.Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. 2.Развивать ориентировки на плоскости. 3.Тренировать навык приклеивания мелких деталей. | Выкладывание из счетных палочек шкафа, дивана. |
Ноябрь | |||
1. | «Дорисуй машину» | 1.Упражнять в штриховке. 2.Формировать эмоциональный настой. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Задание «Собери грузовик из геометрических фигур» |
2. | «Выложи узор» Пальчиковая игра: «Дачный домик» | 1.Учить детей выкладывать разнообразные узоры из разных бусинок. 2.Продолжать развивать мелкие движения рук. 3.Формировать интерес овладению предметно-игровыми действиями. | Д/и «Собери разрезные картинки», «Найди отличия» |
3. | Игра «Кляксы» Пальчиковая игра «Ловкие пальчики» | 1.Упражнять в рисование подушечками пальцев рук. 2.Способствовать расслаблению, снятию, напряжения с пальцев рук. 3.Расширять словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику. | Рисование манкой на подносе. |
4. | «Картинки из яичной скорлупы» | 1.Учить измельчат яичную скорлупу, заполнять объем трафарета. 2.Развивать моторику пальцев рук через игру. 3.Вызывать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры. | Упражнение «Поможем золушке». Сортировка круп гороха и фасоли. |
Декабрь | |||
1. | «Гремелки и шуршалки» (изготовление оборудования в физ-ный уголок) | 1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком. 2.Развивать моторику движений пальцев рук. 3.Вызвать интерес и желание работать. | Вырезание красивых снежинок из бумаги. |
2. | «Зима». Пальчиковая гимнастика: «Елочка». | 1.Продолжать учить детей рисовать пальчиком. 2.Формировать представление детей о цвете. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Рисование по точкам «Елочка» |
3. | «Зимние забавы». Пальчиковая гимнастика: «Как на горке снег» | 1.Совершенствовать умение рисовать пальчиками. 2.Формировать навыки соединять точки линией. 3.Активизировать словарь через пальчиковые игры. | «Построим горку» Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия. |
4 | «Бусы на елку» Пальчиковая игра: «Зимушка- зима» | 1.Учить складывать круг пополам, находить середину круга. 2.Учить выкладывать узор, развивать чувство вкуса. 3.Развивать мелкую моторики. | Хороводная игра «Снежная баба». Пластилина-графия «Елочная игрушка» |
5 | «Новый год» Пальчиковая игра: «Елочка» | 1.Упражнять в координации движений с речью. 2.Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. 3.Воспитывать усидчивость, уважение к взрослым и сверстникам. | Игра с манкой «Метелица». |
Январь | |||
1 | «Покормим птиц». Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы» | 1.Учить детей сортировать крупы: гречку, семечки, рис для подкорки птиц. 2.Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством. 3.Активизировать словарь через пальчиковую игру. | Пальчиковая гимнастика: «Снегири». Обводка трафарета «Птичка» |
2. | «Волшебные капельки» Пальчиковая игра: «Снеговик» | 1.Учить детей пипеткой капать капельки воды на контур листа. 2.Продолжать учить определять форму предметов. 3.Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук. | Работа с водой и пипеткой «Птицы хотят пить» |
3. | «Домашние животные» Пальчиковая игра: «На ладошку села кошка» | 1.Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры(кошку). 2.Закрепить название геометрических фигур. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Игра с манкой «Веселый снеговик» |
Февраль | |||
1. | «Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчёлка». | 1.Формировать плавные, свободные движения руки, точность движений. 2.Продолжать работу по развитию мелкой моторики, координацию движений 3.Развивать творческие способности. | Выкладывание салюта из риса по нарисованному контуру. |
2. | «Самоделкины» Пальчиковая игра: «Солнышко» | 1.Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор. 2.Учить действовать по словесной инструкции. 3.Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру. | Пальчиковая игра: «Вышли мы во двор гулять» |
3. | «Чудеса из бумаги» Пальчиковая игра: «Клоун» | 1.Знакомить с приемами работы с бумагой- оригами. 2.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать чётко слова. 3.Формировать развитие мелкой моторики. | Массаж ладошек. Прокатывание грецкого ореха между ладошками. |
4. | «Транспорт» Пальчиковая игра: «Машинка» | 1.Учить детей складывать пластилин в столбик. 2.Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора. 3.Совершенствовать моторику пальцев рук. | Рисование машинки пальчиком на песке. |
Март | |||
1. | «Мамин праздник» Пальчиковая игра: «Весна» | 1.Тренировать навык аккуратного приклеивания мелких деталей при создании аппликации. 2.Формировать навыки работать самостоятельно. 3.Вызвать интерес к выполнению задания. | Рисование пальчиками по крупе: «Ручейки» |
2. | «На окошке в горшочке» Пальчиковая игра: «Комнатные растения» | 1.Продолжать работать над зрительно- моторных функций. 2.Развивать точность движений, внимание, логику. 3.Активизировать речь через пальчиковые игры. | Игра «Сухой бассейн» |
3. | «Дикие животные» Пальчиковая игра: «Животные» | 1.Закрепить название диких животных. 2.Формировать умение соотносить слова с движением. 3.Развивать моторику, интерес к выполнению задания. | Нанизываение пуговиц с чередованием. Штриховка по трафареты «Дикие звери». |
4. | «Весенние цветы» Пальчиковая игра: «Цветок» | 1.Учить выкладывать кусочек ткани в форме цветка, закрепляя ткань на основе клеем. 2.Развивать мелкую моторику, координацию движений. 3.Воспитывать аккуратность. | Упражнение: «Цветок» «Мотылек». Аппликация «Весенний луг». |
5. | «Перелетные птицу» Пальчиковая игра: «Встреча птиц» | 1.Продолжать учить работать в технике- оригами. 2.Закрепить навыки работы с ножницами. 3.совершенствовать графические навыки. | Выкладывание из палочек «Домик для скворца» |
Апрель | |||
1. | «Мой город» Пальчиковая игра: «Дом» | 1.Упражнять в работе с трафаретами. 2.Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. | «Построй дом». Выкладывание домиков из деревянного конструктора. |
2. | «Про ракету» Пальчиковая гимнастика: «Кораблик». | 1.Учить детей выкладывать крышки по контору. 2.Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы. 3.Совершенствовать моторику рук. | Пальчиковые игры: «Ракета», «Космонавт» |
3. | «ПДД всем знать положено» | 1.Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. 2.Воспитывать у детей интерес к выполнению задания. 3.Развивать творческую способность, смекалку. | Пластилина- графия «Светофор». |
4. | «Рыбки в аквариуме». Пальчиковая гимнастика: «Рыбка». | 1.Продолжать учить работать с пластилином. 2.Развивать зрительное внимание, память. 3.Активизировать речь через развитие пальцев рук. | Рисование по песку: «Рыбки плавают в паруду». |
Май | |||
1. | «Такие разные насекомые» Пальчиковая игра: «Бабочка», «Жук». | 1.Учить детей рисовать на крупе. 2.Совершенствовать графические навыки. 3.Формировать умение создавать игровую обстановку. | Аппликация из комочков «Гусеница» |
2. | «Предметы в квартире» Пальчиковая игра: «Пылесос», «Часы» | 1.Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком. 2.Развивать ощущение собственных движений. 3.Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику. | Выкладывание фигур из счетных палочек. |
3. | «Нарисуй любимую игрушку». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики». | 1.Закрепить умение рисовать ватными палочками. 2.Активизировать речь через пальчиковую гимнастику. 3.Развивать мелкие движения пальцев рук. | Игра «Обведи клубочек по точкам» |
4. | «Здравствуй, лето». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик». | 1.Упражнять в аккуратном раскрашивании. 2.Развивать движения пальцев рук. 3.Активизировать словарь. | Коллективная аппликация: «Веселый луг» (аппликация из ткани). |
9. Используемая литература:.
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
4. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
5. Мальцева И.В. «Упражнения для пальчиков» М.: Карапуз 2000.
6. Рымчук Н.В «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
7. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики» М.: АСТ 2007.
8. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников» М.: АСТ 1999.
9. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» М.: Эксмо 2006.
10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-занятия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Упражнения для комплексов мини-занятий были подобраны по принципу, предложенному в методике Л.В.Лопатиной. А именно, комплекс включает в себя упражнения для развития кинестетической основы...
Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста
Реферат на тему : Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста...
Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста.
Работа с детьми....
Конспект занятия по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Конспект занятия по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Программа занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Чудесные приключения пальчиков»
Программа учитывает возрастные особенности детей. Возраст воспитанников, обучающихся по данной программе: старший и подготовительный. Работа проводится два раза в неделю в форме занятий, также элемент...
План самообразования "Развитие мелкой моторики рук детей старшего возраста через нетрадиционную технику рисования"
Воспитатель: Каримова Н.И....
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...
- Мне нравится (1)