План занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников старшего возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Ситдикова Ксения Александровна
План занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub.docx51.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка будет в пределах нормы.

Особенность детей данного возраста- интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиций на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.

Необходимо прививать детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Поэтому актуальность данной клубной работы очевидна. Необходимо не только способствовать развитию мелкой моторики у детей, но и просвещать родителей по данной проблеме.

Данная программа клуба направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика позволяет детям с интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия и игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

    1.Цель проведения клубной работы.

Коррекция речи у дошкольников путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыки выполнения действий с предметами.

Для достижения поставленной цели, решались следующие задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

4. Воспитывать усидчивость, внимательность к выполнению заданий.

   2. Для успешной реализации целей и задач нами были определены основные принципы работы:

• принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

    3. Основные формы работы с детьми.

1. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, ролевые игры)

2. Наглядные- рассматривание картин, иллюстраций,

3. Практические- игры-драматизации, обыгрывание сказок.

     4. Используемые развивающие технологии.

-игровая технология

-сказкотерапия

-дидактические игры

-театрализованная деятельность

-чтение художественной литературы

-ИКТ.

      5. Режим работы клуба.

Занятия клуба проводятся по 20-25 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по пятницам.

  1. Планируемые результаты к концу учебного года.

-совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности до уровня, соответствующему данному возрасту;

- развитие творческой активности, пространственного мышления;

-овладение разными видами трудовой деятельности;

-творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности;

-овладение приемами работы с разными инструментами;

-овладение нормами этики поведения.

  1. Взаимодействие с родителями ( приложение №3 рабочей программы)

  1. Форма отчетности (карта отчетных мероприятий)

№ п/п

Мероприятие

Форма проведения

Срок проведения/

Ответственный

Методическая копилка

Распространение педагогического опыта в коллективе

1

Семинар- практикум

«Развитие графических навыков у дошкольников»

семинар- практикум

ноябрь

пополнение развивающей среды

2

Консультация «Приемы подготовки руки к письму»

консультация, выставка игрового оборудования

март

пополнение развивающей среды

3

Презентация итоговой работы

презентация

май

пополнение развивающей среды

Взаимодействие с родителями

1

Анкетирование «Речевое развитие дошкольника»

анкетирование

сентябрь

анкеты

2

Выставка работ из природного материала «Осенняя палитра»

выставка

октябрь

поделки

3

Оформление выставки рисунков: «Ловкие пальчики»

выставка

ноябрь

рисунки

4

Семинар- практикум

«Развитие графических навыков у дошкольников»

семинар-практикум

декабрь

консультация

5

Семейный конкурс «Чудеса из ненужных вещей»

творческий конкурс

январь

поделки

6

Лэпбук «Развиваем речь»

стенгазета

февраль

лэпбук

7

Консультация «Приемы подготовки руки к письму»

консультация

март

консультация

8

Буклеты «Развиваем мелкую моторики»

тематические буклеты

апрель

буклеты

9

Презентация «Наш игровой уголок для развития мелкой моторики»

презентация

май

видеоролик на флешке

Взаимодействие с детьми

1

Изготовление с детьми дидактические игры и пособий по развитию мелкой моторики рук детей

работа творческой мастерской

Октябрь-

Апрель

пополнение развивающей среды

2

Развитие графических навыков, рисование по трафарету, штриховка, дорисовка.

работа творческой мастерской

В течении года

пополнение развивающей среды

3

Работа с крупами, бусами.

работа творческой мастерской

Февраль.

пополнение развивающей среды

4

Драматизация театра «Теремок»

сказка

май

пополнение развивающей среды

Приложение к программе клуба

Перспективный план работы клуба «Детские ладошки» на 2021- 2022 учебный год

Тема

Программное содержание

Вне занятий

Сентябрь

1.

«Детский сад для ребят». Пальчиковая гимнастика: «Дружат пальчики».

1.Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

2.Формировать графические умения и навыки.

3.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

4.Развивать моторику рук.

Пальчиковые упражнения. «Прищепки в корзинке»,

 «Игры с карандашом».

2.

«Детский сад и игрушки». Пальчиковая гимнастика:

«У меня игрушек много».

1.Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

2.Развивать подвижность пальцев рук.

3.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра: «Красивые прищепки», «Грибочки», «Дождик».

3.

«Осень»

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»

1.Развивать мелкую моторики и тактильную чувствительность.

2.Закрепить и умение придавливать шарики, добиваясь изображения листа.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Пластилина-графия: «Осеннее дерево»

4.

«Огород. Овощи».

Д/и «Чудесный мешочек» (выбрать овощи)

1.Продолжать учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания

Пальчиковая игра: «Капуста», «Дождик».

Октябрь

1.

«Фрукты. Ягоды». Пальчиковая гимнастика: «Ягоды».

1.Учить выкладывать узор из разных семян, вдавливать семена в пластилин поочередно.

2.Развивать движения пальцев рук.

3.Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.

Пальчиковая игра: «Мы делили апельсин», «Сушка фруктов»

2.

«Маленькие художники». Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

1.Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу.

2.Упражнять в умении выкладывать по контуру.

3.Создать эмоционально-положительное отношение к игровому заданию.

Пластилина-графия: «Красивая ваза для овощей»

3.

«Наш дом». Пальчиковая гимнастика: «Мой дом».

1.Учить складывать комочки из бумажных салфеток.

2.Развивать мелкую моторики.

3.Активизировать речь детей, проговаривая чётко слова.

Выкладывание из геометрических фигур домов разной высоты.

4

«Приглашаем в гости» Пальчиковая игра: «Мебель»

1.Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

2.Развивать ориентировки на плоскости.

3.Тренировать навык приклеивания мелких деталей.

Выкладывание из счетных палочек шкафа, дивана.

Ноябрь

1.

«Дорисуй машину»

1.Упражнять в штриховке.

2.Формировать эмоциональный настой.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Задание «Собери грузовик из геометрических фигур»

2.

«Выложи узор»

Пальчиковая игра: «Дачный домик»

1.Учить детей выкладывать разнообразные узоры из разных бусинок.

2.Продолжать развивать мелкие движения рук.

3.Формировать интерес овладению предметно-игровыми действиями.

Д/и «Собери разрезные картинки», «Найди отличия»

3.

Игра «Кляксы»

Пальчиковая игра «Ловкие пальчики»

1.Упражнять в рисование подушечками пальцев рук.

2.Способствовать расслаблению, снятию, напряжения с пальцев рук.

3.Расширять словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

Рисование манкой на подносе.

4.

«Картинки из яичной скорлупы»

1.Учить измельчат яичную скорлупу, заполнять объем трафарета.

2.Развивать моторику пальцев рук через игру.

3.Вызывать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.

Упражнение «Поможем золушке». Сортировка круп гороха и фасоли.

Декабрь

1.

«Гремелки и шуршалки» (изготовление оборудования в физ-ный уголок)

1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

2.Развивать моторику движений пальцев рук.

3.Вызвать интерес и желание работать.

Вырезание красивых снежинок из бумаги.

2.

«Зима». Пальчиковая гимнастика: «Елочка».

1.Продолжать учить детей рисовать пальчиком.

2.Формировать представление детей о цвете.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование по точкам «Елочка»

3.

«Зимние забавы». Пальчиковая гимнастика: «Как на горке снег»

1.Совершенствовать умение рисовать пальчиками.

2.Формировать навыки соединять точки линией.

3.Активизировать словарь через пальчиковые игры.

«Построим горку» Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия.

4

«Бусы на елку» Пальчиковая игра: «Зимушка- зима»

1.Учить складывать круг пополам, находить середину круга.

2.Учить выкладывать узор, развивать чувство вкуса.

3.Развивать мелкую моторики.

Хороводная игра «Снежная баба». Пластилина-графия «Елочная игрушка»

5

«Новый год» Пальчиковая игра: «Елочка»

1.Упражнять в координации движений с речью.

2.Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

3.Воспитывать усидчивость, уважение к взрослым и сверстникам.

Игра с манкой «Метелица».

Январь

1

«Покормим птиц». Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы»

1.Учить детей сортировать крупы: гречку, семечки, рис для подкорки птиц.

2.Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством.

3.Активизировать словарь через пальчиковую игру.

Пальчиковая гимнастика: «Снегири».

Обводка трафарета «Птичка»

2.

«Волшебные капельки»

Пальчиковая игра: «Снеговик»

1.Учить детей пипеткой капать капельки воды на контур листа.

2.Продолжать учить определять форму предметов.

3.Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

Работа с водой и пипеткой «Птицы хотят пить»

3.

«Домашние животные»

Пальчиковая игра: «На ладошку села кошка»

1.Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры(кошку).

2.Закрепить название геометрических фигур.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игра с манкой «Веселый снеговик»

Февраль

1.

«Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчёлка».

1.Формировать плавные, свободные движения руки, точность движений.

2.Продолжать работу по развитию мелкой моторики, координацию движений

3.Развивать творческие способности.

Выкладывание салюта из риса по нарисованному контуру.

2.

«Самоделкины»  Пальчиковая игра: «Солнышко»

1.Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор.

2.Учить действовать по словесной инструкции. 3.Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру.

Пальчиковая игра: «Вышли мы во двор гулять»

3.

«Чудеса из бумаги» Пальчиковая игра: «Клоун»

1.Знакомить с приемами работы с бумагой- оригами.

2.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать чётко слова.

3.Формировать развитие мелкой моторики.

Массаж ладошек. Прокатывание грецкого ореха между ладошками.

4.

«Транспорт»

Пальчиковая игра: «Машинка»

1.Учить детей складывать пластилин в столбик.

2.Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора.

3.Совершенствовать моторику пальцев рук.

Рисование машинки пальчиком на песке.

Март

1.

«Мамин праздник»

Пальчиковая игра: «Весна»

1.Тренировать навык аккуратного приклеивания мелких деталей при создании аппликации.

2.Формировать навыки работать самостоятельно.

3.Вызвать интерес к выполнению задания.

Рисование пальчиками по крупе: «Ручейки»

2.

«На окошке в горшочке»

Пальчиковая игра: «Комнатные растения»

1.Продолжать работать над зрительно- моторных функций.

2.Развивать точность движений, внимание, логику.

3.Активизировать речь через пальчиковые игры.

Игра «Сухой бассейн»

3.

«Дикие животные»

Пальчиковая игра: «Животные»

1.Закрепить название диких животных.

2.Формировать умение соотносить слова с движением.

3.Развивать моторику, интерес к выполнению задания.

Нанизываение пуговиц с чередованием.

Штриховка по трафареты «Дикие звери».

4.

«Весенние цветы»

Пальчиковая игра: «Цветок»

1.Учить выкладывать кусочек ткани в форме цветка, закрепляя ткань на основе клеем.

2.Развивать мелкую моторику, координацию движений.

3.Воспитывать аккуратность.

Упражнение: «Цветок» «Мотылек».

Аппликация «Весенний луг».

5.

«Перелетные птицу»

Пальчиковая игра: «Встреча птиц»

1.Продолжать учить работать в технике- оригами.

2.Закрепить навыки работы с ножницами.

3.совершенствовать графические навыки.

Выкладывание из палочек «Домик для скворца»

Апрель

1.

«Мой город»

Пальчиковая игра: «Дом»

1.Упражнять в работе с трафаретами.

2.Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Построй дом». Выкладывание домиков из деревянного конструктора.

2.

«Про ракету» Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

1.Учить детей выкладывать крышки по контору.

2.Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы.

3.Совершенствовать моторику рук.

Пальчиковые игры: «Ракета», «Космонавт»

3.

«ПДД всем знать положено»

1.Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.

2.Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.

3.Развивать творческую способность, смекалку.

Пластилина- графия «Светофор».

4.

«Рыбки в аквариуме».

Пальчиковая гимнастика: «Рыбка».

1.Продолжать учить работать с пластилином.

2.Развивать зрительное внимание, память.

3.Активизировать речь через развитие пальцев рук.

Рисование по песку: «Рыбки плавают в паруду».

Май

1.

«Такие разные насекомые» Пальчиковая игра: «Бабочка», «Жук».

1.Учить детей рисовать на крупе.

2.Совершенствовать графические навыки.

3.Формировать умение создавать игровую обстановку.

Аппликация из комочков «Гусеница»

2.

«Предметы в квартире» Пальчиковая игра: «Пылесос», «Часы»

1.Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком.

2.Развивать ощущение собственных движений.

3.Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

Выкладывание фигур из счетных палочек.

3.

«Нарисуй любимую игрушку». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».

1.Закрепить умение рисовать ватными палочками.

2.Активизировать речь через пальчиковую гимнастику.

3.Развивать мелкие движения пальцев рук.

Игра «Обведи клубочек по точкам»

4.

«Здравствуй, лето». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

1.Упражнять в аккуратном раскрашивании.

2.Развивать движения пальцев рук.

3.Активизировать словарь.

Коллективная аппликация: «Веселый луг» (аппликация из ткани).

9. Используемая литература:.

1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

4. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

5. Мальцева И.В. «Упражнения для пальчиков» М.: Карапуз 2000.

6. Рымчук  Н.В  «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

7. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики» М.: АСТ 2007.

8. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников» М.: АСТ 1999.

9. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» М.: Эксмо 2006.

10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-занятия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Упражнения для комплексов мини-занятий были подобраны по принципу, предложенному в методике Л.В.Лопатиной. А именно, комплекс включает в себя упражнения для развития кинестетической основы...

Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста

Реферат на тему : Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект занятия по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Программа занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Чудесные приключения пальчиков»

Программа учитывает возрастные особенности детей. Возраст воспитанников, обучающихся по данной программе: старший и подготовительный. Работа проводится два раза в неделю в форме занятий, также элемент...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...