Методика диагностики и развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Еромова Людмила Валерьевна

Методика диагностики и развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики и развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

Для диагностики восприятия в дошкольном возрасте, можно использовать методики диагностики, адекватно заявленной проблеме исследования данного возраста.  Подобранный диагностический материал, позволит выявить способность оценивать ребенком образы, создавать и анализировать связанные между собой события, явления.  Методики, модифицированные разными авторами, можно использовать для исследования когнитивных процессов дошкольников, в том числе и восприятия. Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.

Методика 1 «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали.  Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Специалист с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов:

10 баллов

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

8-9 баллов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд

6-7 баллов

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 до 30 секунд

2-3 балла

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 секунд

0-1 балл

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 секунд

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла – низкий, 0-1 балл – очень низкий

Методика 2 «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Получить полный текст

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке.  К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14

http://pandia.ru/text/78/271/images/image003_8.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Проведение маниторинга выявлений игровых умений у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальные инструменты в развитии слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые, коллеги! Данная консультация представляет собой семинар - практикум для педагогов детского сада. В ней разработана таблица разных видов музыкальных интсрументов, а также есть описание музык...

Развитие слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры и упражнения

Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия и фонематического слуха помогают эффективно развивать связную речь у дошкольников. А. Томатис доказал, что ухо не только воспринимает ...

Методы и технологии по развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства

Наше структурное подразделение имеет инновационный статус – «Территориальная апробационная площадка». Мы задействованы в сетевом проекте «Система работы по развитию у дошкольников предпосылок ценностн...