Статья «Место педагогической диагностики в образовательном процессе»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья о важности педагогической диагностики в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_pedagogicheskoy_diagnostike.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 60 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Статья
«Какое место занимает педагогическая диагностика
в образовательном процессе»
Подготовил воспитатель:
Солонинкина Татьяна Алексеевна
Санкт-Петербург
Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка.
Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольника. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Настоящая методическая разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста по Правилам дорожного движения представляет собой результат опыта практической работы автора с детьми дошкольного возраста.
Данная методическая разработка может быть интересна педагогам учреждений дошкольного образования.
Что такое педагогическая диагностика?
Педагогическая диагностика призвана оценить формирование личности ребёнка, отдельных его сторон как относительно устойчивых образований, охарактеризовать целостный педагогический процесс, направленный на формирование личности ребёнка.
Диагностика педагогического процесса выполняет ряд функций, обеспечивающих её объективный и независимый характер.
Первая функция – обратная связь. Не контролируя своих действий, педагог теряет возможность управлять процессом формирования личности. Поэтому необходимы такие сведения о педагогическом процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение педагогического решения.
Вторая функция – оценка результативности педагогической деятельности. Она основывается на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.
Третья функция – воспитательно - побуждающая. Диагностику педагогического процесса отличает то, что её невозможно оторвать от реальной жизни ОУ. При педагогической диагностике нужно не только получить информацию о каждом в отдельности ребёнке, но и активно включиться в их реальную деятельность, в сложившиеся отношения.
Четвёртая и пятая функции – коммуникативная и конструктивная. Выполнение этих функций возможно при условии, когда диагностика определяет индивидуально – типологические особенности детей и педагогов в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения воспитательного результата.
Шестая функция – информационная. Результаты педагогической диагностики интересны всем педагогам, родителям и руководителям образования, как в ДОУ, так и в районе, городе.
Седьмая функция - прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определение перспективы развития диагностируемого объекта.
Таким образом, педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы:
- Что и зачем изучать?
- По каким показателям это делать?
- Какими методами пользоваться?
- Где и как использовать результаты?
- Как включить диагностику в целостный воспитательно-образовательный процесс?
Эти вопросы должен учитывать педагог дошкольного учреждения в воспитательно-образовательной работе и по формированию основ безопасного поведения детей на улицах и дорогах, при изучении Правил дорожного движения.
В нашем дошкольном учреждении программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью образовательной программы. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности мы рекомендуем изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Речевое развитие включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в том числе по тематике дорожной безопасности и т. д.
Содержание диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста для выявления уровней усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения.
Современные образовательные программы уделяют внимание вопросам охраны жизни и здоровья детей. К сожалению, в их содержании недостаточно представлены вопросы охраны жизни и здоровья детей на дороге и отсутствует дифференциация знаний и умений детей в возрастном аспекте
Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, системность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо было организовать так воспитательно-образовательную работу, чтобы в этом процессе работа велась в комплексе. В нашей группе организовалась некая воспитательно-образовательная система по формированию основ безопасного поведения, включающая все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно–оздоровительную). На наш взгляд, под воспитательно-образовательной системой по основам безопасности жизни следует понимать целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирование опыта безопасного поведения.
До того, как начать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, мы предложили анкеты диагностики для детей и анкеты для родителей по ПДД, с помощью которых оценивали уровень развития навыков пешехода у ребёнка.
Считается возможным предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.
Грамотно, правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье и жизни детей. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо.
В своей работе использую разнообразные виды деятельности: игры, беседы, досуги, целевые прогулки, наблюдения, конкурсы и т.п.
Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.
Для ребёнка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний по ПДД он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
Педагогический совет на тему: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс».
Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения....
Справка по результатам педагогической диагностики освоения образовательной программы МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»
Результаты освоения образовательной программы на конец учебного года детей 2 младшей и средней групп....
Результаты педагогической диагностики освоения образовательной программы на каждом возрастном этапе.
Представлен сравнительный анализ и справки по усвоению образовательной программы воспитанниками (2016-2019год)...
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Музыка"
Педагогическая диагностика проводилась с целью определить уровень развития музыкальных способностей детей на середину учебного года, проанализировать эффективность педагогического воздействия. Ме...
Результаты педагогической диагностики освоения образовательной программы по математическому развитию в 1 младшей группе на начало года
Материал по выявлению знаний у детей третьего года жизни по разделу "Формирование элементарных математических редставлений"...
Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...