Статья "Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы"
консультация (подготовительная группа)
В статье представлен материал, как организовывать патриотическое воспитание через организацию эколого-краеведческой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание дошкольников
через организацию эколого-краеведческой работы
Воспитатель МКДОУ «Заброденский д/с №2»
Родионова Татьяна Алексеевна
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» . Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. В процессе формирования патриотических чувств необходимо развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Проблема патриотического воспитания - одна из наиболее актуальных, напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, с аспектами человеческого бытия. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», ориентирована на все социальные слои и социальные группы граждан России. В ней предлагается учитывать «опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства» . Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному наследию своего народу, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей малой Родины. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, чем живем сегодня мы и, что передадим своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности, сохранить и приумножить богатство родного края.
Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Наиболее эффективным средством патриотического воспитания дошкольников является применение в учебно-воспитательном процессе ДОУ местного краеведческого и экологического материала, так как данные сведения более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.
Осознание значимости проблемы развития познавательного интереса и воспитания любви к Родному краю, его природе побудило коллектив МКДОУ «Заброденский детский сад №2» Калачеевского района проведению углубленной эколого-краеведческой работы, основной целью которой является: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
спроектировать культурно-образовательную среду в ДОУ;
ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления эколого-краеведческой работы:
Ознакомление дошкольников с окружающей природой:
животный мир «Воронежской области;
растительный мир «Растительность нашей местности»;
водные объекты «В царстве реки Дон», малые реки Подгорная и Толучеевка;
Ознакомление с особенностями Калачеевского района:
мой детский сад, деревня и район, где я живу;
история Калача «Есть такой хлебосольный городок»;
символика Калачеевского района;
участие в выставке детского художественного творчества в рамках областного ежегодного фестиваля-конкурса детского художественного творчества «Адрес детства – Воронежский край»
знаменитые люди Калачеевского района.
Ознакомление с культурой и искусством родного края:
народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы «Люблю тебя, мой родной».
Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами ДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно, увлекательно.
Опираясь на теоретические положения и результаты анкетирования педагогов, в ДОУ разработаны циклы занятий «Краеведение» и «Экологический калейдоскоп». Такая форма работы позволила педагогам не только расширить свой кругозор, получить полезную и интересную информацию об истории и природе нашего края, но и помогла реализовать поисковый, творческий потенциал воспитателей.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому в системе патриотического воспитания используем разные виды детской деятельности, проводим мероприятия эколого-краеведческого характера:
экскурсии и прогулки по городу Калач;
тематические занятия в библиотеке «Поэты и писатели земли Воронежской», «Этих лет не смолкнет слава…»).
игры (игры, игровые обучающие ситуации, игровые упражнения);
моделирование, конструирование;
изобразительное творчество;
работа с книгой;
досуги и развлечения.
Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Дети совместно с родителями и воспитателями собирали материал в альбомы «История земли Калачеевской», «Участники ВОВ 1941-1945 гг.». Встречи с ветеранами войны и труда, участие и подбор материала к акции «Бессмертный полк», встречи интересными людьми и почетными жителями Калачеевского района, художниками, народными умельцами Козининой О. и скульптором Козининым А. расширили представления о современном мире.
Не менее важным условием работы по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе с семьей организуем проектную деятельность. В ДОУ проводится презентация совместных (родители – дети – педагоги) проектов: «Моя семья», «Профессии», «Наши имена», «Где мы родились», «Когда мы родились».
Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, акция «Братья наши меньшие»), походы к реке, участие в праздниках природы, проводимых в дошкольном учреждении. Вся эта работа учит не только чуткости, доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей, учит понимать и любить природу малой Родины.
Культурно-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков: макро – и микросреды, каждый из которых включает несколько компонентов. Центральным звеном в макросреде ДОУ по знакомству с родным краем является Калачеевкий музей и музейный комплекс под открытым небом, включающий материал о истории района. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой. Помимо этого имеются карты, схемы, модели, символы, буклеты, которые помогают детям лучше усвоить материал. Материал включает как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике нашего района.
В детском саду в каждой группе имеется уголок краеведения (микросреда). С учетом возрастных особенностей детей отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала: альбомы о ближайшем окружении, витрины по микрорайону «Достопримечательности родного района», коллекции семян, камней, гербарий «Лекарственные растения нашего края», витрины продукции нашей области; подобраны карты, схемы города, его герб и флаг. Элементом игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто найдет дорогу к детскому саду» и др.
Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Систематическая работа по изучению родного края позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточный запас знаний и сформировать патриотические чувства, основанные на духовных ценностях, которые рождены веками длительного исторического пути нашего народа.
Библиографический список
1.Васильченко, Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко. // Дошкольная педагогика. 2009. №5. С.6-7.
2.Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.
4. Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. - М., 1993.
5.Шиленок, Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Шиленок //Дошкольное воспитание. 1992. №8. С.13-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.
Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Опыт работы ДОУ по эколого-краеведческой работе с целью приобщения детей к духовным ценностям родного края....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Мы живем в интересноее и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурны...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Организация эколого-краеведческой работы и ее роль в патриотическом воспитании дошкольников. Для педагогов ДОУ...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы...
Тематический педсовет с элементами деловой игры: «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы в условиях ФГОС ДО».
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательн...