Каждый ребенок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям
консультация
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит и определенный уровень мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при иерархической системе мотивов.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения должен быть достигнут сравнительно высокий уровень эмоциональной устойчивости, на фоне которого и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Личностная готовность к школе включает и определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Таким образом, с того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное учреждение
детский сад № 6 «Антошка» Коченёвского района Новосибирской области
Консультация для педагогов на тему:
« Каждый ребенок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям»
Составила:
Педагог-психолог
Студенкова О.А.
Коченёво, 2020
«Быть готовым к школе уже сегодня
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться!»
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит и определенный уровень мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при иерархической системе мотивов.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения должен быть достигнут сравнительно высокий уровень эмоциональной устойчивости, на фоне которого и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Личностная готовность к школе включает и определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Таким образом, с того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Подготовка к школе детей с особыми возможностями здоровья
На современном этапе имеется изрядное количество разных подходов по решению проблем психологической готовности детей к школе, но многие разработки содержат утверждение – к моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня интеллектуального, речевого и личностного развития, что приведет к успешной адаптации ребенка в 1 классе.
Специальное образование ребёнка с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются:
- характером отклонения (отклонений) в развитии;
- сохранностью анализаторов, функций и систем организма;
- временем возникновения и тяжестью нарушения;
- социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи;
- желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования;
- возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования;
- уровнем профессиональной компетенции педагогов и специалистов, работающих с ребенком и его семьей.
Поэтому подготовка детей к школе производится с учетом характера отклонения и тяжести нарушения.
Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:
- замедленное и ограниченное восприятие;
- недостатки развития моторики;
- недостатки речевого развития;
- недостатки развития мыслительной деятельности;
- недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;
- пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
- недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением.
Правила работы с детьми,
имеющих особенности психического и физического развития
Отношение к ребенку должно быть корректным и чутким. Ребенку необходимо предоставить безопасное, комфортное место. Неуклонно придерживаться режима дня, постоянного порядка действий. Придерживаться порядка и чистоты в окружении ребенка. Больше обращать внимание на усилия ребенка, а не на результат. Детей чаще поощрять и поддерживать, стимулируя желание и мотивацию для деятельности, но при этом учить преодолевать и справляться с трудностями. Для того чтобы создать детям ситуацию успеха, необходимо: предлагать детям более разнообразные короткие задания, чередуя их с разнообразными видами деятельности; ¬начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; новые более трудные задания нужно сочетать с уже известными заданиями, более легкими; в программу обучения следует включать развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.
Вся деятельность детей с ОВЗ должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Работая с детьми с ОВЗ необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам. Внимание у детей данной категории неустойчивое, привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, необходима частая смена видов деятельности. По мере взросления ребенка количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий должно происходить в новых ситуациях и на новых предметах, для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации, на этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира. ϖ Важным условием организации занятий оказывается игровая форма занятий.
Итак, уровень готовности к школьному обучению зависит от ряда факторов:
∙ состояния здоровья и лечения основного заболевания
∙ системы работы ДОУ;
∙ условий в семье и отношения родителей к ребенку
Хочется отметить, что при комплексном сопровождении ребенка, т.е медицинском, педагогическом и психологическом каждый ребенок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждый ребенок имеет законное право на счастливое детство.
В преддверии праздника наш детский сад «Звездочка» провел день открытых дверей по теме «Права ребенка»....
информационно-практико ориентированный проект "Каждый ребенок имеет право"
«Права ребенка» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой пра...
Каждый ребенок имеет право
праздник для подготовительной группы...
Конспект занятия по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и лечение»
Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потре...
Консультация для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения."
материал для родителей о том, как подготовить ребенка к обучению в школе...
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...
Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению
Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....