"Современные подходы к организации социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Куземина Ирина Александровна

"Современные подходы к организации социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая зачетная работа по программе «Современные подходы к организации социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» на тему «Игры для преодоления коммуникативных трудностей дошкольников» . Студентки Куземиной Ирины Александровны Группы 44 Преподаватель ХХХХХХХХХХХХХ

Слайд 2

Проблемы общения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Детские психологи выделяют у малышей несколько личностных качеств, которые способны затруднить их общение с другими детьми: Эгоизм . В общении со сверстниками эгоистичный ребенок сталкивается с эффектом бумеранга: не получая от него поддержки, понимания и сопереживания, дети проявляют равнодушие и к его собственным чувствам. Агрессивность . Частые вспышки гнева и склонность к опасным, причиняющим боль играм способны отпугнуть даже самых доброжелательно настроенных ребят. Обидчивость . Привычка малыша постоянно выяснять отношения и пускать слезу по любому поводу приводит к тому, что сверстникам надоедает оправдываться и извиняться. «Обидчивый ребенок» рассчитывает на то, что все помчатся его утешать, но через некоторое время друзья перестают поддаваться на манипуляции. Пассивность . Отсутствие собственного мнения, прочной привязанности к друзьям не позволяют ребенку завоевать уважения сверстников. Кроме того, малыш не может самостоятельно придумать интересную игру, с трудом находит, чем занять себя в одиночестве. Застенчивость . Само по себе это качество не отталкивает сверстников. Однако, если ребенок настолько застенчив, что в коллективе чаще всего молчит, это может привести к серьезным проблемам.

Слайд 3

Как создать атмосферу, которая будет располагать детей к позитивному общению и активному взаимодействию. Основная задача игр на общение - это развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Также игры на общение направлены на формирование эмоционального контакта и доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.

Слайд 4

Рекомендации : - не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре); - используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течении 20 - 25 минут; - не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы; - помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений; - игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.

Слайд 5

Игры на преодоления коммуникативных трудностей дошкольников. Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием.

Слайд 6

Картотека игр по БЛОКАМ. Блок взаимопонимания . Цель: развитие невербальных и предметных способов взаимодействия « Если «да» -похлопай, если «нет» - потопай (авторы — О. Хухлаев , О.Хухлаева )»: Взрослый называет предложения , а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно (« Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее », « Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним », « Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила »). «СЛОЖИ КАРТИНКУ»: Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост), например, собаки, кота. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное. «МЕНЯЛКИ»: Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим . «День наступает, всё оживает ...»: Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу . «Упражнение Кто быстрее ?»: Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры : квадрат ; треугольник; ромб; букву; птичий косяк . Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Слайд 7

Блок взаимодействия. Цель : развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. « Царевна Несмеяна »: воспитатель рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить. «Секрет» (для детей с 6 лет ): Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет . «Дотронься до ...»: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий . Замечание : Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника . «Испорченный телефон»: Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился. « Волшебники»: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т.п.

Слайд 8

Блок взаимоуважения. Цель : умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. « В гости »: дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости. Разыгрывается ситуация «по ролям ». «Сундучок»: На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве , свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке . Правило : на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет ». «Я бросаю тебе мяч»: Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т. д .)». «Коробка добрых поступков»: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки . Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды. «Тень»: о дин играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

Слайд 9

Блок дружбы. Цель : умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов. «Коврик примирения »: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку ». «КОМПЛИМЕНТ»: Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми . «Пожелание»: Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д . «Сделай подарок»: Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга. «Дрозды»: Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия: Я дрозд. (Показывают на себя.) И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.) У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.) У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.) У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.) У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.) У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.) “ Возьмёмся за руки, друзья”

Слайд 10

Блок взаимоотношений . Цель: создание свободного общения и эмоциональной близости, научить детей взаимодействовать друг с другом: слышать, слушать, понимать без слов. «Что и когда я чувствую »: в едущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. Дети отвечают: злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. п. Далее каждому ребенку предлагается выбрать из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния одну карточку и рассказать, когда он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Мне бывает страшно, когда...» и т. п .) «Рисунок на спине»: Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ(домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами . « Ручеек»: Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д . «Рукавички»: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. «Дотронься до... »: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. «Тень»: Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

Слайд 11

Цели воспитателя

Слайд 12

Использованные материалы и Интернет-ресурсы: Н.В . Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению». https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/kartoteka-kommunikativnyh-igr-dlya-detey-5-7-let#1 studbooks.net/1815535/ pedagogika /ispolzovanie_obschenie_rabote_razvitiyu_kommunikativnyh_navykov_doshkolnikov http://fullref.ru/job_6db06dd55981b47e2315a759cce84c9a.html https://edu-time.ru/pub/102656 http://lyshkova_e_m.a2b2.ru/section/7263/item/38690 http:// pedportal.net/po-tipu-materiala/dlya-roditeley-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/formirovanie-kommunikativnosti-ndash-vazhnoe-uslovie-normalnogo-psihologicheskogo-razvitiya-rebenka-65131


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Итоговая аттестационная работа. Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста.

Проект рабочей программы по познавательному развитию детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС ДО "Уважайте светофор"....

Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста

Новые подхода к организации логико - математического развития детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО".

Консультация "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошколного возраста согласно требованиям ФГОС ДО" предназначена для воспитателей ДОУ. Данная консультация  поможет ...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Современные подходы в организации музыкально- эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Рассмотрены некоторые аспекты технологии пластического интонирования детей дошкольного возраста....

ОПЫТ РАБОТЫ Один из современных подходов в области художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста

Материал полезен для воспитателей ДОУ. Он раскрывает современные подходы  к проблеме художественно - эстетического развития дошкольников....