Современные подходы в организации музыкально- эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Рассмотрены некоторые аспекты технологии пластического интонирования детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhoty.docx | 36.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
И. Н. Иванова
(МБДОУ детский сад №1
г. Велижа)
«Современные подходы к организации музыкально- эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
(некоторые аспекты технологии пластического интонирования детей дошкольного возраста)
Цель: раскрытие возможностей музыкальных занятий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с методами и приемами работы по развитию пластического интонирования у детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: участники получат знания об эффективных приёмах использования современных технологий пластического интонирования детей дошкольного возраста. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Используемый материал: перчатки-цветы и бабочки из картона, музыкальные инструменты, платок.
Структура:
- Теоретическая часть: вступительное слово по теме:
«Современные подходы к организации музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного возраста». Некоторые аспекты по технологии пластического интонирования детей дошкольного возраста.
- Практическая часть: занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития пластического интонирования у дошкольников.
- Пластическая игра-фантазия «Елочные игрушки».
- Игра-движения «Заколдованный лес».
- Хор рук «Полет бабочек».
- Рефлексия: итог.
Слайд 1.
«Простым жестом – взмахом руки, можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами».
Г. Г. Нейгауз
1. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам использования современных подходов к организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Слайд 2
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей этого возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Слайд 3
Особое место в моей работе занимают музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку.
Слайд 4
А пластическое интонирование – это один из способов активизации музыкального восприятия. Под пластическим интонированием мы понимаем воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.
Слайд 5
Для выполнения этой задачи должны учитываться следующие принципы: систематичность, постепенность, последовательность, повторность, доступность и индивидуализация, сознательность и активность, наглядность.
Слайд 6
Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются следующие способы применения музыкально-ритмических движений:
- пластическое интонирование и тактирование скороговорок, текстов песен;
- свободное дирижирование;
- имитация игры на музыкальных инструментах;
- пластические этюды;
- инсценирование песни;
- танцевальные движения.
Творческий потенциал детей столь высок, что педагогу следует только направлять их фантазии в нужное русло, а также создавать благоприятную атмосферу на занятиях, помня о том, что лишь доброжелательное общение с детьми освобождает их от эмоциональной и физической зажатости, скованности.
Слайд 7
Показателем творческого развития дошкольников является:
1. Высокий уровень интереса.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление сообразительности и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе, умение преодолевать возникшие трудности.
Слайд 8
2. Практическая часть.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько примеров использования на музыкальных занятиях технологий пластического интонирования.
И начну с первого пластического этюда, который называется «Елочные игрушки». Такой пластический этюд можно уже применять в средней группе перед новогодним праздником. Дети еще не обладают большим багажом танцевальных движений. Поэтому вначале необходимо обсудить, пофантазировать, как могут двигаться елочные игрушки. Возможное музыкальное сопровождение любое.
Слайд 9
На занятии проводится беседа следующего содержания.
Педагог: «Все мы любим Новый год.
- А почему этот праздник у многих из нас – самый любимый? (ответы детей).
- Правильно, потому что это время подарков, волшебства и время, когда все наряжают елочку.
- Чем ее наряжают? (ответы детей).
- Верно – огоньками, мишурой, елочными игрушками. Как выглядят эти елочные игрушки? Они яркие, красочные, нарядные, блестящие. Но у них есть одна особенность – они очень хрупкие, потому что, в основном, сделаны из стекла. Поэтому обращаться с ними надо как можно осторожнее. Вот сейчас мы с вами превратимся в такие елочные игрушки и представим, будто оказались в праздничный день Нового года.
- Какие вы знаете елочные игрушки? (Ответы детей).
- Верно, а самая популярная елочная игрушка – шарик. Вот с показа этого шарика мы и начнем выполнять танцевальное движение.
(Далее идет объяснение и поочередный показ нижеследующих действий).
«Елочная звезда». Прыжком дети переводят позицию ног – на ширине плеч, руки разводят в стороны. Попеременно поворачиваются то в правую, то в левую сторону.
«Колокольчик». Дети принимают позицию ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Покачиваются с ноги на ногу – «колокольчик звенит».
Действия педагога: надеть шапочки. Рассказ звучит на фоне музыки.
Педагог: «У окна стояла елка. Зеленая, высокая, пушистая. На ветках покачивались блестящие игрушки: разноцветные шары, серебряный колокольчик, звездочки. И стоило до них только дотронутся, как они начинали тихонько петь. Колокольчик пел тихим тоненьким голоском: «Дин-дон, дин-дон!» ( «колокольчики» поют)
«Шарик» зашумел – Шу-шу-шу, шу-шу-шу, а маленькие «звездочки» запели «ля-ля-ля, ля-ля-ля).
НО только наступала ночь, как игрушки начинали танцевать. (Сначала танцуют шарики, затем колокольчики, а потом звездочки. В конце на финальные такты музыки все собираются в круг, поворачиваются спиной к его центру и принимают любую позу из только что выполняемых – «новогодняя елка оказывается украшенной игрушками».
В этой игре я использовала метод «Зеркала». Зеркально отражая пластическую импровизацию музыкального руководителя, производимую с помощью выразительных незвучащих
жестов дети всецело концентрируются на этой игре (быть «зеркалом» взрослого и вместе с ним рисовать звучащую музыку). Такая сосредоточенность внимания захватывает в своё поле и музыку, адекватным отражением которой являются жесты (пластический этюд) взрослого.
У детей мобилизируется восприятие: слух и эмоциональное сопереживание.
Следующая пластическая игра-фантазия называется «Заколдованный лес»
Слайд 10
Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Слайд 11
Ребята, вы были когда-нибудь в лесу? Что интересного вам запомнилось?
А я вам хочу сегодня предложить отправиться в сказочный лес. Как вы думаете, он будет чем-нибудь отличаться от обычного леса? (ответы)
В нем тоже растут деревья, но они необычные. В этом лесу растут деревья, на ветках которых, вместо листвы висят музыкальные инструменты. (здесь можно использовать настоящие музыкальные инструменты, так и воображаемые). Задание: выбрать детей на роль деревьев, ветерка.
- А как вы думаете, какие животные и птицы могут жить в этом волшебном лесу?
(предположения детей)
- Все звери и птицы тоже волшебные, сказочные, небывалой красоты. (распределить роли зверей и птиц).
Итак, сказка начинается. (Рассказ звучит на фоне музыки)
Педагог: « В одном волшебном лесу растет чудо-трава. Баба-яга варит из нее сонное зелье. Это зелье может усыпить даже огромного дракона. Здесь очень тихо. Все спит. Не слышно ни пения птиц, ни шороха травы, ни журчания ручейка.
Слайд 12
И только когда в лес залетает ветерок, деревья оживают, ветки начинают покачиваться, а от этого музыкальные инструменты начинают издавать приятное звучание.
Слайд 13.
Ветерок пролетел над кронами одного дерева, затем другого, разбудил все музыкальные инструменты. Когда он пролетал быстро – музыкальные инструменты играли громче. Когда ветерок затихал, то и музыка становилась тихой, спокойной.
И от этих звуков ожил весь сказочный лес. Невиданные звери выползли из нор и берлог, заморские птицы расправили свое красивое оперение.
Слайд 14.
И когда ветерок полетел к себе на облака, звери опять попрятались в свои берлоги, музыкальные инструменты замолчали. Деревья больше не качали своими кронами. Все стихло и замерло. Наступила ночь».
Такие пластические игры – движения, помогают ребенку приобрести опыт самовыражения в коммуникативной деятельности, опыт самореализации через близкие и доступные формы, знакомые с детства.
Очень часто в своей работе я использую «Хор рук».
Слайд 15
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Мы сейчас с вами разделимся на две группы и попробуем исполнить пластический этюд. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.).
Вашему вниманию я предлагаю пластическую композицию «Полет бабочек».
Слайд 16
«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.
Особенностями технологии является:
1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
3. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
4. Способствует развитию чувства ритма.
5. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков
6. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
7. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности
Данная форма направлена на развитие:
• координационной свободы движения,
• чувства ритма,
• внимания,
• ансамблевой слаженности,
• способности к двигательной импровизации.
3. Рефлексия.
Подводя итоги своей работы, мне хочется отметить, что эта тема очень многогранная, интересная. Я буду продолжать искать новые пути, методы, инновационные технологии по данной теме. Надеюсь, что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста. Ведь не зря говорят, что движение – это жизнь. А ученые доказали, что наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим и 90% из того, что мы делаем.
Слайд 17
Литература
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. Москва. Творческий центр «Сфера», 2004.
- Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. Москва. Творческий центр «Сфера», 2004.
- Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — Москва. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
- Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – Санкт-Петербург. Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
- Видмер М. С. Музыка - танец - игра. Модель художественно ориентированной “педагогики многообразия” - Вестник педагогического общества Карла Орфа №11, 2002.
- Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – Моска. «Вако» 2006.
- Дмитриев Д. С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. — Москва. 1992. — С.100–115; Шамова Т. И. Менеджмент в управлении школой. — М.: 1992.– С.239–401.
- Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - Москва. 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании на тему: "Современные подходы к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Цель: Воспитание детей, как ценность общества.Задачи:Формирование нравственного долга детей перед родителями;Развитие положительных эмоций и чувств.Оборудование:Плакаты: «Правила гигиены», «Этик...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...
«Современные подходы в организации трудового воспитания детей дошкольного возраста»
Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном обра...
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (использование проектной деятельности)
В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании, как необходимом элементе сохранения дальнейшего развития социу...
Использование гендерного подхода в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Основной задачей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, на основе гендерного подхода, является воспитание разносторонней, интеллектуально, творчески и нестандартно мыслящей л...
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
laquo;Современные подходык нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»...
Консультация «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Консультация «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»Патриотизм — это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране,...