«Богатыри Руси»
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка для педагогических работников дошкольного, общего и дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_rusi.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики
Методическая разработка для педагогических работников дошкольного, общего и дополнительного образования
«Богатыри Руси»
Подготовил воспитатель МБДОУ
детский сад №1 «Колосок»
Каримуллина Тензиле Ринатовна
с.Комсомольское-2021 год
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
Программное содержание.
1. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси,
самом любимом народном герое-богатыре - Илье Муромце, а также Добрыне Никитиче, Алеше Поповичем
- Формировать и воспитывать патриотическую память, историческую память, представление о доброте и красоте.
- Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать и побуждать интерес к древним корням.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок,
экскурсия в музей,
чтение и разучивание пословиц и поговорок.
Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, булава,
снаряжение, шлем, лук, колчан.
Оборудование: иллюстрация - репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Магнитофонная запись. «Сражение Ильи Муромца с Соловьем -разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем», карандаши, бумага, канат.
Ход занятия.
- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя -Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она -наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.
- А какая наша Родина? (Большая, огромная , необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса).
- А как называлась наша страна раньше? (Русь)
- Как называли себя наши предки? (Славяне).
- Кто защищал землю русскую? (Богатыри).
Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.
- А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).
- А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). Быль, правда - то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину.
- А теперь послушайте отрывок из былины (идет запись). О ком это былина? Кто сражался с Соловьем - разбойником? (Богатырь Илья Муромец).
- Да, это Илья Муромец - крестьянский сын. И еще прослушайте. (Идет запись).
- О ком это? (О богатыре Добрыне Никитиче. Он сражался с Чудищем). Правильно, это Добрыня Никитич - сын воина.
- И еще об одном богатыре мы читали сказку. Как зовут богатыря? (Алеша Попович - сын священника. Он сражался со Змеем Горынычем).
Показ картины «Богатыри»
- Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре? А кто рядом с ним?
- Посмотрите, как одеты богатыри? Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Зачем она богатырю?
То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.
- Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
- А как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).
- В старину воина называли ратник ( от слова «рать» - войско).
- Зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-дружинников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» - значит сильная, непобедимая.
- А как бы вы назвали эту картину? Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».
Три защитника, три брата,
Три богатыря!
«Русь на воинов богата!» -
Говорят не зря!
С поля боя нет возврата,
За спиною Русь,
Мать-земля, родные хаты...
- Эй! Смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь...
Враг! Не тронь родной державы, Охраняет Русь по праву Богатырской русской славы
Боевой огонь!
(Т. Курбатова).
- Ребята, посмотрите внимательно на картину, вспомните былины и сказки о богатырях и скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).
- А вы умеете упражняться в силе и ловкости. Покажите.
Перетягивание каната.
- А вы знаете, ребята, что Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги и не двигались руки. Много молился Илья и днем и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики перехожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля Русская, защищать ее надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец.
- Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?
- Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?
- Дети, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать?
Работа детей.
- Слышите - будто мечи наших предков звенят. Так пусть эта работа
напоминает нам о богатырской славе русичей, о великой русской силе.
Ой, вы гой еси, богатыри да русские!
Ай седлали вы коней добрых
Да стояли вы за веру и отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Дети делают низкий поклон до земли.
Обряд – поклонение «Дубок»
Дети встают в круг и выполняют движения.
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. На столах- памятка написания синквейна.
Синквейн
Богатырь
Смелый, отважный.
Сражается, охраняет, защищает.
Не перевелись на Руси богатыри!
Воин
Работали вы дружно, сплочённо. А где дружбой дорожат, там враги дрожат. И вы должны встать на защиту Земли русской, если потребуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Богатыри Руси"
Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слове, раз...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Богатыри Руси"
Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой....
НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе "Богатыри Руси"
Патриотическое воспитание в ДОУ...
КОНСПЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «БОГАТЫРИ РУСИ»
знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой....
Богатыри Руси
Цель: сформировать патриотическое и гражданское чувство дошкольников.Задачи: сформировать представление детей о героическом прошлом русскогонарода Древней Руси, великих русских богатырях – защит...
Викторина для детей подготовительной группы «Богатыри Руси Великой»
Формирование представлений о прошлом народа Древней Руси, о русских богатырях через игру-викторину «Богатыри Руси Великой». ...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри Руси»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри Руси»...