Проект «Богатыри земли русской»
проект (старшая группа)
Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Богатыри земли русской» | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект старшей группы на тему «Богатыри земли русской»
Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях.
Задачи:
- Систематизировать, расширять и обобщать знания детей о богатырях русских.
- Развивать интерес детей к истории родного Отечества.
- Развивать творчество детей, желание моделировать.
Вид проекта: Информационно-творческий, средней продолжительности.
Срок реализации проекта: январь 2021 – февраль 2021
Участники проекта:
- Дети старшей группы (5-6 лет)
- Воспитатель
- Родители воспитанников.
Актуальность: Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.
Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Разработка этого проекта даёт возможность воспитать чувство гордости за свой народ, что на нашей земле жили такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и др.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
- Постановка цели и задач.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап: Основной.
- Реализация проекта.
3 этап: Заключительный.
- Деятельность по осуществлению проекта «Богатыри земли русской»
Образовательные области
I. Познание
- «Защитники земли Русской». (Приложение 1).
- Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей».
- Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.
- Создание альбома «Богатыри земли русской».
- Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
- Презентация «Богатыри Руси».
II. Коммуникация
- Составление рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри». (Приложение 2).
- Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?».
- Физкультминутка «Богатырь».
- Рассматривание картины.
- Составление небольшого рассказа.
- Игровое упражнение «Найди звук».
III. Чтение художественной литературы
- Чтение «Богатырские сказы» (былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор» и др.)
- Сказка «Финист – Ясный сокол»
- Стихотворение В.Берестова «Богатыри».
- Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.
IV. Социализация
Дидактические
- «Собери богатыря в поход».
V. Физическая культура
- Развлечение «Могучи и сильны земли родной богатыри». (Приложение 3)
- Физкультминутка.
- Игра-эстафета «Богатырский щит».
- Состязание «Своя ноша не тянет».
- Соревнование «Богатырский конь».
- Состязание «Перетяни канат».
VI. Художественное творчество
- Рисование - Раскраска силуэтов богатырей. (Изготовление папки с рисунками «Богатыри Русской земли»)
- Художественный труд
- Изготовление богатырского шлема, щита, меча.
Предполагаемый результат:
- Проявление интереса к истории родного Отечества.
- Воспитание у детей любви к Родине. Воспитание высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость.
Презентация проекта:
- Квест-игра «По следам Ильи Муромца» (Приложение 4).
- Оформление и изготовление доспех богатыря.
- Оформление мини-музея «Богатыри земли русской»
- Альбом «Богатыри Руси».
Литература
1. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».
3. О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
7. Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».
9. Н.Ф.Тарловская «Обучение конструированию и ручному труду».
Приложение 1
Конспект на тему: «Богатыри-защитники земли русской».
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания названий элементов костюма и оружия русского богатыря, формировать грамматический строй речи.
- Расширять знания о понятии «былина», как жанре народного творчества.
Развивающие:
- Развивать представление о времени, умении ориентироваться в прошлом и настоящем.
- Развивать умение работать в группах и решать сообща проблемные задачи.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен о русских богатырях.
- Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.
Активизация словаря:
Богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение былинных сказок «Русские богатыри».
Просмотр мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Изучение пословиц и чтение стихотворений о русских богатырях.
Материал: Изображение русских богатырей, меч.
Картинки: лук, копье, меч, щит кольчуга, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны. Карточки с изображением современного оружия: пистолет, ружье, винтовка, автомат.
Ход НОД:
Воспитатель: - Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать?
Например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы.
Давайте с вами поприветствуем друг друга по-русски. А я пожелаю вам здоровья и успехов.
(Сюрпризный момент - стук в дверь, заходит богатырь и приносит для ребят интересный альбом).
Воспитатель: - Ребята, хотите посмотреть, что в этом альбоме? (воспитатель открывает альбом, а первая страница пустая)
- Ребята, что могло случиться? (высказывания детей)
- Чтобы найти страницы, приглашаю вас в увлекательное путешествие. Повернем колесо истории назад, и оно покажет нам защитников нашей страны в глубокой древности. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза, пойдем по кругу и скажем такие слова: «Мы по кругу пойдем и в глубокую древность попадем». (звучит музыка)
Сегодня мы с вами поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь?
Ответ детей: защитник земли русской, герои, победитель т. д.
Воспитатель: Каких вы знаете русских богатырей?
Ответ детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.
Воспитатель: Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
- Какие разные богатыри, но их объединяет готовность защищать Родину от врагов.
Игра в кругу с мечом.
Воспитатель: Каким должен быть богатырь, какими обладать качествам?
Ответ детей: сильным, храбрым, мужественным, отважным, справедливым и т. д.
Работа в группах:
Задание 1 группе «Сложи картинку» (разрезные картинки с изображением богатыря и щита)
Задание 2 группе «Выбери оружие» (разрезные картинки с изображением современного и старинного оружия)
Задание 3 группе «Собери богатыря в дорогу» (воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, снаряжение, которые подходят русскому богатырю).
(богатырь проходит и проверяет правильность выполнения заданий)
Физминутка:
Воспитатель: Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.
Богатырь - вот он каков (показать силу)
Он силен, он здоров.
Он из лука стрелял (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал (приставить ладонь к глазам)
Подрастем мы, и смотри
Станем, как богатыри (поднять руки вверх).
Разминка «Перетягивание каната»
Воспитатель: Ребята, а как в пословицах говорится о великих русских богатырях?
Игра в кругу (передавая по кругу друг другу щит)
• Не родом богатырь славен, а подвигом.
• Если дружба велика, будет Родина крепка.
• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
• Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.
• Тот герой, кто за родину горой.
• Жить-Родине служить.
• Кто смел, тот на коня сел.
• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
• Сам погибай, а товарища выручай.
• Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а сейчас мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину (чтение стихов детьми)
1. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
2. Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
На героя и слава бежит!
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
- Ребята, предлагаю вам нарисовать оружие и вклеить в альбом, который подарил нам богатырь.
Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое России. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
(Ответы детей)
Дарю вам раскраски «Богатыри». Желаю, чтобы вы стали смелыми, честными и добрыми, как богатыри.
Приложение 2
Конспект «Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Образовательные задачи: Составление рассказа по картине. Развивать умение составлять план рассказа. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.
Развивающие задачи: Продолжать развивать связную речь, мышление. Совершенствовать фонематический слух. Развитие общей моторики (координация речи с движениями)
Воспитательные задачи: Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.
Средства: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; ноутбук, магнитофон
Способы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа, рассматривание картины, составление плана рассказа, рассказывание по картине, анализ рассказов детьми, словесная игра
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Богатырские русские сказки». Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворений о богатырях.
Обогащение словарного запаса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, палица.
Ход образовательной деятельности.
I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний.
Дети стоят возле воспитателя
Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо, его прислали дети из детского сада «Ласточка». В этом письме есть картинки, хотите посмотреть?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: тогда присаживайтесь на стульчики. (слайд с картой России). Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке?
Дети: это карта нашей страны
Воспитатель: Вы правы. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны, какая она – наша Родина?
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. (2 слайд – карта Древней Руси)
Широко ты, Русь, по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети: Это стихотворение вызывает чувство гордости, восхищения, чувство любви к Родине, захотелось стать на защиту Своей Родины,.
Воспитатель: А кто же защищал Русь в те далекие времена?
Дети: Нашу Родину в давние времена защищали Богатыри.
Воспитатель: Правильно. Хотите сегодня поговорить о богатырях?
Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихотворение про богатырей?
1ребенок: Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
2 ребенок: Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /
Воспитатель: Ребята, что же еще есть в письме? Помотрим?
Дети: да, мы хотим посмотреть.
Воспитатель: (3 слайд – богатырь) Кто же это?
Дети: это богатырь.
Воспитатель: а кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети. Богатыри очень сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Богатыри защищали, охраняли Русь
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Мы знаем о богатырях из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: былина происходит от слова «Было»
Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
2. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/
Воспитатель: Ребята, вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
3. Рассматривание картины.
Воспитатель: Ребята, нам прислали дети не только маленькие картинки, но и самую настоящую, большую картину. Хотите взглянуть на нее?
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Давайте посмотрим внимательно на картину.
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Звучит музыка
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.
Дети: Богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
4. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/
Воспитатель: Ребята, что бы вы самостоятельно могли рассказать о богатырях давайте попробуем составить план рассказа, Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ?
Дети: Нужно назвать имя богатыря и рассказать о нем.
Воспитатель: Правильно, это первый пункт плана. О чем же мы будем говорить дальше?
Дети: Мы должны сказать во что одеты богатыри и какое у них есть оружие.
Воспитатель: Молодцы, вы верно ответили, это будет второй пункт плана. А как мы завершим свой рассказ?
Дети: В последнюю очередь мы расскажем о богатырском коне.
Воспитатель: Все верно. Кто хочет повторить все пункты плана?
Ребенок: 1 пункт плана – мы называем богатыря и характеризуем его, 2 пункт – мы говорим о его доспехах и оружии, а 3 пункт – мы рассказываем о коне.
Воспитатель: Ребята, кто желает рассказать о Илье Муромце?
Ребенок: в центре картины находится богатырь Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий богатырь. На Илье Муромце надета кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье, а на другой руке висит палица. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный.
Воспитатель: Молодец. Давайте теперь расскажем о втором богатыре, Добрыне Никитиче.
Ребенок: Справа от Ильи Муромца находится богатырь Добрыня Никитич. Это славный воин, храбрый и сильный. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. Добрыня Никитич достает меч из ножен, он готовится к бою. Конь у богатыря белого цвета. У него на ветру развивается грива.
Воспитатель: Хорошо. А кто нам расскажет о третьем богатыре?
Ребенок: Богатырь слева, это Алеша Попович, он самый молодой. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он смелый и красивый. У богатыря есть шлем и кольчуга. Алеша держит в руке лук со стрелой, также мы видим колчан со стрелами. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.
Воспитатель: Молодец. Может быть кто то из вас хочет рассказать о всех богатырях сразу?
Ребенок: на картине мы видим трех богатырей. Из зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Все богатыри сильные и могучие. У каждого из них есть кольчуга, шлем и щит, а оружие у них разное: у Добрыни – меч, у Ильи – палица и копье, а у Алеши – лук. У каждого богатыря есть конь. У Добыни конь белый, у Ильи черный, у Алеши рыжего цвета.
Воспитатель: очень хорошо. Ребята, а сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о рассказах. Чей рассказ вам понравился больше всего, что запомнилось из рассказов детей?
5. Игровое упражнение «Найди звук» /Развитие мышления, фонематического слуха. Обогащение словаря по теме. /
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами знакомились с одним звуком. Кто помнит о каком звуке мы говорили?
Дети: мы знакомились со звуками «л» и «к»
Воспитатель: Верно, а вы хотите найти на картине «Богатыри» слова со звуком «л»?
Дети: Да, это лук, стрела, шлем, елка, гусли
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас попробуем найти слова со звуком «к»
Дети: кольчуга, конь, лук т. д.
Воспитатель: Очень хорошо, вы справились с заданием.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказали о трех богатырях на картине В. Васнецова. А каких богатырей вы еще знаете?
Дети: Мы знаем Никиту Кожемяку, Микулу Селяновича, Святогора, Бурю Богатыря.
Воспитатель: Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время на земле русской?
Дети: да, это пожарные, пограничники, врачи и т. д.
Воспитатель: Хотите посмотреть на них? (презентация)
Воспитатель: Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.
Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины нашей.
Приложение 3
Конспект развлечения «Могучи и сильны, земли родной богатыри».
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Задачи:
- Прививать любовь и чувство гордости к Отечеству, уважение к героическим воинским традициям.
- Развивать чувство ритма, коммуникативные способности детей (умение общаться, отвечать на вопросы, отгадывать загадки).
- Способствовать развитию двигательных качеств: ловкости, силы, быстроты, прыгучести, меткости.
- Закрепить правила эстафетных игр, следить за четким выполнением двигательных заданий
- Воспитывать морально-волевые качества.
Предварительная работа:
Чтение отрывков о былинных героях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Просмотр мультипликационного фильма «Илья Муромец»;
Рассматривание картин М. В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского –Корсакова, А. Бородина, М. Глинки;
Толкование пословиц и поговорок о богатырях;
Совместная художественная деятельность «Русские богатыри».
Ход мероприятия
Дети входят в зал под музыку С. Намина «Богатырская наша сила»
Ведущий:
Ой, вы гости, добры молодцы и молодушки! Собрались мы сегодня не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Велика и могуча Русь. Вот и в наши дни, 23-го февраля мы отмечаем большой праздник – День защитника Отечества. Не зря всегда Русь гордилась своими воинами – и солдатами и генералами. Откуда же у русских воинов сила великая? А досталась она им от предков – былинных русских богатырей. А кто такие богатыри? (Силачи, воины, защитники).
- Дети, а теперь покажите, какие они богатыри.
Физкультминутка
Богатырь – он вот каков: (показ силача)
Он силен, он здоров. (по очереди руки к плечам)
Он из лука стрелял, (имитация стрельбы из лука)
Метко палицу бросал. (имитация движения)
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал. (повороты головы вправо-влево с поднятой к глазам ладони)
Подрастем и мы, смотри,
Станем, как богатыри! (поднять руки высоко вверх)
Ведущий:
Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня через много лет и веков, в праздник Дня защитника Отечества, решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Дети, а какие они были, русские богатыри? (Решительные, храбрые, мужественные, смелые, отважные, бесстрашные). Любит русский народ богатырей, славит их, складывает песни об их подвигах, о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называются эти сказания? (Былины) Сейчас я хочу проверить, как вы их слушали.
Викторина.
1. Назовите богатырей, которых вы знаете.
2. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
3. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
4. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)
5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника)
6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня – добрый, великий, Никитич – победитель, блестящий)
7. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
8. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
9. Кто из богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич)
10. С кем боролся Алеша Попович? (с Тугарином Змеем)
11. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашкой)
Ведущий:
- Слушайте задание для наших девочек: кто из вас быстрее и правильно соберет богатыря в поход.
Игра «Собери богатыря в поход»
( участницы должны отобрать картинки с изображением необходимых предметов)
- Ну, а теперь начнем же забавы богатырские! Для начала испытаем вашу силушку.
Традиционно на Руси битвы начинались с боя богатырей поединщиков, так и мы начнем состязания наши:
«Силушка русская»
(игроки соревнуются парами: отжимаются, мерятся силами на руках, перетягивают друг друга при помощи палки)
Ведущий:
- Что ж, друзья, внимание!
Продолжаем состязания.
А теперь вы разомнетесь,
По веревочке пройдетесь.
(на полу разложен канат, по которому детям нужно пройти с завязанными глазами, руки на поясе)
Ведущий: А теперь посмотрим на вашу выносливость, быстроту, смекалку
Игра-эстафета «Богатырский щит»
(по сигналу дети по очереди перепрыгивают через препятствия, добегают до стола, берут часть разрезанного щита и бегом возвращаются обратно. Выигрывает та команда, которая первая составит щит)
Ведущий:
Как мы уже говорили, богатыри были сильными, отважными защитниками земли русской и об этих качествах сложено много пословиц. Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет. Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов. Дети говорят пословицы:
Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
Кто впереди идет – того страх не берет!
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в учении – легко в бою
Где смелость, там и победа.
Военному делу учиться всегда пригодится.
За правое дело стой смело.
Только того бьют, кто боится.
Умелый боец везде молодец!
Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Воюют не числом, а умением.
С родной земли умри, но не сходи.
Ведущий:
Пора нам и отдохнуть. Да только во время отдыха нужно сил набраться.
А для этого пляска русская народная – хорошая помощница.
Дети исполняют русский народный танец «Барыня».
Ведущий: Пришло время поучаствовать в нашем празднике и зрителям. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей викторины:
1. Богатырское число (3)
2. Тара для чудес (решето)
3. Главное оружие Соловья-разбойника (свист)
4. Царский головной убор (корона)
5. Нечистая дюжина (13)
6. Ведьмолет (ступа)
7. Головной убор, рассчитанный на дурака (колпак)
- А теперь проверим силушку и выносливость богатырей постарше. Ну-ка, папы, выходите, свою силу покажите.
Состязание «Своя ноша не тянет»
(папы выполняют приседание с ребенком на плечах)
- Теперь мы пап превращаем в богатырских коней.
Соревнование «Богатырский конь»
(папа встает на четвереньки, ребенок садится ему на спину. По сигналу «конь» объезжает преграду и возвращается назад)
-Ай да папы, молодцы! Сколько у вас силы и выносливости! С вами не страшен никакой враг.
Ведущий: А вас, дети, ждет следующее испытание:
- Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти –
Соловей разбойник злой,
Мост сломал здесь над рекой.
Эстафета «Через речку»
(нужно перейти через речку по камушкам, перекладывая их перед собой)
Ведущий (показывая сундучок):
-В этом сундучке спрятались загадки.
Вы готовы их отгадать, ребятки?
Загадывание загадок:
Отгадайте загадки, ребята.
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут.
(кольчуга)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руках удержать.
Снести им легко было голову с плеч,
Ну, что, догадались? Конечно же….
(меч)
Железная шапка с острым концом,
А впереди клюв навис над лицом.
(шлем)
Чтобы грудь защищать от ударов врага
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький…
(щит)
Летит птица перната без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет
(стрела)
Ведущий:
С каждым разом испытания становятся все сложнее. Вот и сейчас
Змей Горыныч трехголовый повстречался на пути,
Тут спасения не жди!
Проводится эстафета «Самый меткий».
Участники поочередно должны верхом на коне подъехать к Зею Горынычу и срубить ему мечом голову (головы Змея Горыныча – воздушные шары, вернуться, передать коня следующему участнику.
- Метко били вы по цели и змеюку одолели.
Ведущий:
- И последнее испытание. Хочу посмотреть я, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: «один в поле не воин». У меня в руках канат, кто сильнейший из ребят?!
Состязание «Перетяни канат»
-Вот и закончились наши состязания,
Это были большие испытания!
Ведущий:
- Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы, показали свою удаль молодецкую да силушку могучую! Не топтать врагу нашу землю-матушку, раз такие защитники на ней подрастают!
-А теперь послушайте пожелания наших красных девиц:
Нам понравилось сейчас, как вы выступали
Вы – мальчишки высший класс, мы гордимся вами!
Богатырского здоровья мы хотим вам пожелать,
Лучше всех на свете бегать и в футбол всех обыграть!
Пусть удача будет с вами, только вы дружите с нами.
Нам во всем вы помогайте, от других нас защищайте.
В общем, милые мальчишки, мы откроем вам секрет:
Лучше вас на белом свете никого на свете нет!
Когда на ваши потасовки, раскрыв глаза, мы все глядим,
Мы верим - с вашей подготовкой страну всегда мы защитим.
Пускай под глазом зацветает синяк пурпурно-голубой,
В ученье тяжело бывает, гораздо легче будет бой.
А мы под вашею защитой вполне спокойно можем жить
Покуда крепки ваши спины нам будет нечего тужить!
Ведущий:
- Защитники нашей прекрасной страны,
Вы дороги нам и безумно нужны.
Приложение 4
Конспект квест-игры «Последам Ильи Муромца».
Цели:
• сформировать доброжелательные, дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
• развить у детей сообразительность, самостоятельность мышления в решении задач, умение работать в команде;
• при влечь родителей, специалистов ДОО к организации мероприятия.
Оборудование: указатели с надписями, бумажные стрелки (закрепляются на полу); записки с загадками и заданиями; каравай; изображение богатыря; коробка, гусиное перо, лист бумаги, спички, свечка; следы разных животных; картинки с изображением разного оружия и доспехов; воздушный шарик; сундучок с подарками.
Действующие лица:
Взрослые: ведущий, старший воспитатель, повар, воспитатели, Соловей-разбойник.
Богатырь - ребенок в костюме древнерусского воина и шлеме.
Игроки: дети старшей группы.
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, друзья!
Предлагаю поиграть,
Следы Ильи Муромца поискать!
Где мы их уже искали?
Дети: В Музее и библиотеке.
Ведущий: А вы знаете, у нас в детском саду тоже есть много секретов, но найти и разгадать их смогут только самые смелые, сильные и умные! Вы готовы поискать следы богатыря и разгадать секреты?
Дети: Да!
Ведущий: Тогда вперед!
(Участники переходят в музыкальный зал и видят столб с тремя указателями.)
Ведущий: Что же тут написано? (Читает.) «Налево пойдешь - драгоценные камни найдешь! Направо пойдешь - приключения найдешь! Прямо пойдешь - чудес не найдешь!». Куда же нам пойти, чтобы следы Ильи Муромца найти?
Дети: Направо!
Ведущий: В путь!
(Дети выходят из музыкального зала в коридор и на полу видят стрелки. Идут по ним и попадают в методический кабинет.)
Воспитатель: Здравствуйте! Что привело вас ко мне?
Ведущий: Здравствуйте! Помогите нам найти следы Ильи Муромца.
Воспитатель: Отгадаете мою загадку, может, и найдете, чего ищите.
У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Он не прыгает, не скачет,
Не смеется и не плачет.
Тихо у стены стоит.
Кто устал - присесть велит!
Дети: Это стул.
Ведущий: Ребята, давайте поищем подсказку под стульями.
(Под одним из стульев дети находят записку с еще одной загадкой. Ведущий ее читает.)
Ведущий: Ходит в белом колпаке,
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
О ком это, ребята, и куда нам идти?
Дети: Это повар. Он работает на кухне.
Ведущий: Наше путешествие продолжается. Идем на кухню!
(Дети и ведущий идут в пищеблок ДОУ).
Повар: Здравствуйте! Что привело вас ко мне?
Ведущий: Здравствуйте! Мы ищем следы Ильи Муромца. Подсказки привели нас сюда.
Повар: Дорога ваша неблизкая ... В старину, когда отправлялись в дальнюю дорогу, брали с собой горсть земли русской и кусок хлеба. Вот вам хлеб в дорогу, подкрепитесь!
(Повар дает детям каравай, внутри которого спрятана записка с загадкой.)
Ведущий: Спасибо. Съедим по кусочку хлебушка да решим, куда же дальше идти.
(Ведущий разламывает каравай и находит записку.)
Ведущий: Смотрите! Здесь подсказка-загадка! (Читает.) «Лежит на спине - никому не нужна, прислони к стене - заберешься вверх по ней». Ничего не понимаю ... А вы догадались, куда дальше лежит наш путь?
Дети: Да, надо пройти по лестнице на второй этаж.
(Дети и ведущий поднимаются по лестнице.)
Ведущий: Кажется, мы потеряли следы... Что же делать? Давайте оглядимся, может, найдем еще подсказку.
(Дети ходят по коридору. На двери одной из групп видят изображение богатыря.)
Дети: Может, нам туда?
(Заходят в группу. Их встречает 1-й воспитатель.)
l-й воспитатель: Ой, вы гости-господа! Вы откуда и куда?
Дети: Мы ищем следы Ильи Муромца!
l-й воспитатель: Есть у нас для вас подсказка. Но сначала отгадайте загадки.
(1-й воспитатель загадывает детям загадки про кольчугу, шлем, щит, меч и т. д.)
l-й воспитатель: Все отгадали. Вот вам подсказка: «Прямо через дверь пройдешь, Что-то в комнате найдешь».
(Дети переходят в соседнюю группу через смежную дверь и встречают 2-го воспитателя.)
Ведущий: Здравствуйте, не видали ли вы следов Ильи Муромца?
2-й воспитатель: Про следы я ничего не знаю, а вот странную коробочку с необычными вещами утром нашла... Что с ними делать, ума не приложу.
(Ведущий и дети открывают коробочку. В ней лежат гусиное перо, лист бумаги, спички и свечка.)
Ведущий: Это, наверное, подсказка. Но на листочке ничего не написано. А перо есть... Куда же пропали буквы? И для чего свечка со спичками?
(Дети догадываются, что надо зажечь свечку и погреть над ней бумагу, тогда надпись появится.)
Ведущий (читает подсказку): «Соберите лестницу из спичек. А спичек надо взять столько, сколько детей идет по следу Ильи Муромца».
(Дети считают, сколько их, выкладывают лесенку из спичек и выходят из группы. На лестнице встречают Соловья-разбойника.)
Соловей-разбойник: Стойте! Дальше нет пути!
Без отгадок не пройти!
Вы загадку разгадайте
И тогда вперед шагайте!
А не справитесь с заданьем,
Уходите! До свиданья!
Кто тут сильный, умный, смелый?
Кто все делает умело?
Дети: Мы все!
Соловей-разбойник: Закончите пословицу! Если отгадаете одну - делаете один шаг вперед!
Задание «Закончи пословицу»: Один за всех (и все за одного).
Всякому мила (своя сторона).
За правое дело (стой смело).
Нет друга - так ищи, а нашел... (береги).
Один в поле (не воин).
Сам погибай (а товарища выручай).
Умелый боец везде... (молодец).
Соловей-разбойник: Вот так-так! Все отгадали! Ну что ж, проходите!
Ведущий: А куда нам идти?
Соловей-разбойник: Известно куда, по следам копыт коня Ильи Муромца!
Все преграды вы прошли,
Дальше в путь пустились бы...
Но, увы, не тут-то было,
Вихрем все здесь закружило.
Змей Горыныч пролетал,
Все следы перемешал.
Выбирайте те, что нужно,
И по ним идите дружно!
(На полу разложены следы разных животных. Дети выбирают следы от подков лошади, идут по ним и входят в физкультурный зал.)
Ведущий: Здесь нас ждет настоящее испытание! Чтобы добраться до следующей подсказки, надо пройти полосу препятствий.
Полоса препятствий «Собери богатыря в бой!»: Дети делятся на две команды и проходят полосу препятствий: обегают кегли, проползают под дугой, подбегают к столу, выбирают картинку с изображением оружия или доспехов богатыря, откладывают ее и возвращаются к команде. В конце эстафеты ведущий проверяет, правильно ли дети отобрали картинки.
Ведущий: Молодцы! Вы справились с заданием. Но куда же идти дальше? Где подсказка?
(Дети переворачивают картинки и видят буквы на обратной стороне, складывают из них слово «изба».)
Дети: Дальше надо идти в «Русскую избу».
(Дети и ведущий идут к помещению, стилизованному под русскую избу. Но дверь закрыта, к дверной ручке привязан воздушный шарик.)
Ведущий: Где же ключ? А шарик, кажется, с сюрпризом! Там внутри записка, только как ее достать?
(Дети лопают шарик и достают записку.)
Ведущий: (читает загадку): «Героев угадаете, где ключ тогда узнаете».
Задание «Назови сказочного героя»:
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Ответ: козлята.)
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Ответ: гадкий утенок.)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Ответ: Емеля.)
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Ответ: Соловей-разбойник.)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Ответ: Снегурочка.)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Ответ: мышка.)
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Ответ: муха-цокотуха.)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Ответ: три медведя.)
Ильи Муромца жена
И красива, и стройна,
Да к тому же журналистка
И совсем не скандалистка -
Славная лебедушка,
Звать ее...(Ответ: Аленушка.)
Ведущий: Мы все отгадали, но где же ключ?
(Дети находят в книге со сказками ключ и открывают им «Русскую избу». Их встречает Богатырь.)
Богатырь: Вас приветствую, друзья!
Из богатырей известных
Самым младшим буду я!
Я от Муромца Ильи
Привез поклон вам до земли.
Он сюда меня послал,
Сам же в Киев ускакал.
Все вы - муромцы, а значит,
Потомки Муромца Ильи!
И загадки вам под силу,
Ведь вы почти богатыри!
На вопросы отвечайте
Да подарки забирайте!
Игра «Да - нет»: Богатырь читает начало фразы, дети продолжают ее, отвечая соответственно «да» или «нет».
Богатырь: Наша Родина сильна... да.
И у нас она одна... да.
На Руси богатыри есть да.
Им всегда хвала и честь да.
Илья Муромец - герой да.
Он был самый молодой нет.
Соловья он победил ... да.
Из автомата подстрелил ... нет.
Алеша Попович тоже герой ... да.
Он сильный, смелый, молодой ... да.
Он в Киеве-граде дружинником был... да
Карабаса в бою победил... нет.
На танках боролись богатыри с врагом ... нет.
Они воевали с мечом и копьем ... да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым... нет.
Он змея сумел победить своей силой ... да.
Гордимся мы нашими богатырями ... да.
Хотим ли быть такими же сами... да.
Богатырь: Дружба помогла пройти
Все преграды на пути!
Вы подарки заслужили,
Ну а мне пора идти!
(Богатырь отдает сундучок с подарками (книгой о богатырях и золотыми шоколадными монетами), прощается и уходит.)
Ведущий: Следы Ильи Муромца здесь теряются ... Но впереди нас ждет еще много интересного: прогулка в Окский парк к памятнику Ильи Муромца, экскурсии в Спасо-Преображенский монастырь и Дом народного творчества и, наконец, поездка к Святому источнику Ильи Муромца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Богатыри земли русской"
Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....
Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста ...
Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"
ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...
Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...
Проект "Богатыри земли русской"
Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности в контексте прое...
Проект "Богатыри земли русской"
Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...
Проект:"Богатыри земли русской"
Презентация про богатырей...