Проект «Богатыри земли русской»
проект (старшая группа)

Соколова Наталия Вячеславовна

Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект «Богатыри земли русской»129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект старшей группы на тему «Богатыри земли русской»

Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях.

Задачи:

  • Систематизировать, расширять и обобщать знания детей о богатырях русских.
  • Развивать интерес детей к истории родного Отечества.
  • Развивать творчество детей, желание моделировать.

Вид проекта: Информационно-творческий, средней продолжительности.

Срок реализации проекта: январь 2021 –  февраль 2021

Участники проекта:

  • Дети старшей группы (5-6 лет)
  • Воспитатель
  • Родители воспитанников.

Актуальность: Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.

Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Разработка этого проекта даёт возможность воспитать чувство гордости за свой народ, что на нашей земле жили такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и др.

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный

  • Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап: Основной.

  • Реализация проекта.

3 этап: Заключительный.

  • Деятельность по осуществлению проекта «Богатыри земли русской»

Образовательные области

I. Познание

  • «Защитники земли Русской». (Приложение 1).
  • Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.
  • Создание альбома «Богатыри земли русской».
  • Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
  • Презентация «Богатыри Руси».

II. Коммуникация

  • Составление рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри». (Приложение 2).
  • Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?».
  • Физкультминутка «Богатырь».
  • Рассматривание картины.
  • Составление небольшого рассказа.
  • Игровое упражнение «Найди звук».

III. Чтение художественной литературы

  • Чтение «Богатырские сказы» (былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор» и др.)
  • Сказка «Финист – Ясный сокол»
  • Стихотворение В.Берестова «Богатыри».
  • Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.

IV. Социализация

Дидактические

  • «Собери богатыря в поход».

V. Физическая культура

  • Развлечение «Могучи и сильны земли родной богатыри». (Приложение 3)
  • Физкультминутка.
  • Игра-эстафета «Богатырский щит».
  • Состязание «Своя ноша не тянет».
  • Соревнование «Богатырский конь».
  • Состязание «Перетяни канат».

VI. Художественное творчество

  • Рисование - Раскраска силуэтов богатырей. (Изготовление папки с рисунками «Богатыри Русской земли»)
  • Художественный труд
  • Изготовление богатырского шлема, щита, меча.

Предполагаемый результат:

  • Проявление интереса к истории родного Отечества.
  • Воспитание у детей любви к Родине. Воспитание высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость.

Презентация проекта:

  • Квест-игра «По следам Ильи Муромца» (Приложение 4).
  • Оформление и изготовление доспех богатыря.
  • Оформление мини-музея «Богатыри земли русской»
  • Альбом «Богатыри Руси».

Литература

1. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».

3. О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».

7. Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».

9. Н.Ф.Тарловская «Обучение конструированию и ручному труду».

 

Приложение 1

Конспект на тему: «Богатыри-защитники земли русской».

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания названий элементов костюма и оружия русского богатыря, формировать грамматический строй речи.

- Расширять знания о понятии «былина», как жанре народного творчества.

Развивающие:

- Развивать представление о времени, умении ориентироваться в прошлом и настоящем.

- Развивать умение работать в группах и решать сообща проблемные задачи.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен о русских богатырях.

- Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.

Активизация словаря:

Богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Чтение былинных сказок «Русские богатыри».

Просмотр мультфильмов«Алеша Попович и Тугарин Змей»«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и  Соловей-разбойник»

Изучение пословиц и чтение стихотворений о русских богатырях.

Материал: Изображение русских богатырей, меч.

Картинки: лук, копье, меч, щит кольчуга, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны. Карточки с изображением современного оружия: пистолет, ружье, винтовка, автомат.

Ход НОД:

Воспитатель: - Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать?

Например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы.

Давайте с вами поприветствуем друг друга по-русски. А я пожелаю вам здоровья и успехов.

(Сюрпризный момент - стук в дверь, заходит богатырь и приносит для ребят интересный альбом).

Воспитатель: - Ребята, хотите посмотреть, что в этом альбоме? (воспитатель открывает альбом, а первая страница пустая)

- Ребята, что могло случиться? (высказывания детей)

- Чтобы найти страницы, приглашаю вас в увлекательное путешествие. Повернем колесо истории назад, и оно покажет нам защитников нашей страны в глубокой древности. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза, пойдем по кругу и скажем такие слова«Мы по кругу пойдем и в глубокую древность попадем»(звучит музыка)

Сегодня мы с вами поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь?

Ответ детей: защитник земли русской, герои, победитель т. д.

Воспитатель: Каких вы знаете русских богатырей?

Ответ детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.

Воспитатель: Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

- Какие разные богатыри, но их объединяет готовность защищать Родину от врагов.

Игра в кругу с мечом.

Воспитатель: Каким должен быть богатырь, какими обладать качествам?

Ответ детей: сильным, храбрым, мужественным, отважным, справедливым и т. д.

Работа в группах:

Задание 1 группе «Сложи картинку» (разрезные картинки с изображением богатыря и щита)

Задание 2 группе «Выбери оружие» (разрезные картинки с изображением современного и старинного оружия)

Задание 3 группе «Собери богатыря в дорогу» (воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, снаряжение, которые подходят русскому богатырю).

(богатырь проходит и проверяет правильность выполнения заданий)

Физминутка:

Воспитатель: Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

Богатырь - вот он каков (показать силу)

Он силен, он здоров.

Он из лука стрелял (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал (приставить ладонь к глазам)

Подрастем мы, и смотри

Станем, как богатыри (поднять руки вверх).

Разминка «Перетягивание каната»

Воспитатель: Ребята, а как в пословицах говорится о великих русских богатырях?

Игра в кругу (передавая по кругу друг другу щит)

• Не родом богатырь славен, а подвигом.

• Если дружба велика, будет Родина крепка.

• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

• Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.

• Тот герой, кто за родину горой.

• Жить-Родине служить.

• Кто смел, тот на коня сел.

• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а сейчас мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину (чтение стихов детьми)

1. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

2. Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

На героя и слава бежит!

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

- Ребята, предлагаю вам нарисовать оружие и вклеить в альбом, который подарил нам богатырь.

Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое России. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

(Ответы детей)

Дарю вам раскраски «Богатыри». Желаю, чтобы вы стали смелыми, честными и добрыми, как богатыри.

Приложение 2

Конспект «Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Образовательные задачи: Составление рассказа по картине. Развивать умение составлять план рассказа. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Развивающие задачи: Продолжать развивать связную речь, мышление. Совершенствовать фонематический слух. Развитие общей моторики (координация речи с движениями)

Воспитательные задачи: Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.

Средства: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; ноутбук, магнитофон

Способы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа, рассматривание картины, составление плана рассказа, рассказывание по картине, анализ рассказов детьми, словесная игра

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Богатырские русские сказки». Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворений о богатырях.

Обогащение словарного запаса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, палица.

Ход образовательной деятельности.

I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний.

Дети стоят возле воспитателя

Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо, его прислали дети из детского сада «Ласточка». В этом письме есть картинки, хотите посмотреть?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: тогда присаживайтесь на стульчики. (слайд с картой России). Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке?

Дети: это карта нашей страны

Воспитатель: Вы правы. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны, какая она – наша Родина?

Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. (2 слайд – карта Древней Руси)

Широко ты, Русь, по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

За тебя в нужде сложить голову!

Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети: Это стихотворение вызывает чувство гордости, восхищения, чувство любви к Родине, захотелось стать на защиту Своей Родины,.

Воспитатель: А кто же защищал Русь в те далекие времена?

Дети: Нашу Родину в давние времена защищали Богатыри.

Воспитатель: Правильно. Хотите сегодня поговорить о богатырях?

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихотворение про богатырей?

1ребенок: Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

2 ребенок: Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /

Воспитатель: Ребята, что же еще есть в письме? Помотрим?

Дети: да, мы хотим посмотреть.

Воспитатель: (3 слайд – богатырь) Кто же это?

Дети: это богатырь.

Воспитатель: а кто такие богатыри?

Дети: Богатыри – это воины, борцы, защитники.

Воспитатель: А какие они были?

Дети. Богатыри очень сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.

Воспитатель: А что они делали?

Дети: Богатыри защищали, охраняли Русь

Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Мы знаем о богатырях из былин, русских народных сказок, поэм.

Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Дети: былина происходит от слова «Было»

Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.

2. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/

Воспитатель: Ребята, вы хотите быть такими же сильными как богатыри?

За высокими горами, (поднимают руки вверх)

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

3. Рассматривание картины.

Воспитатель: Ребята, нам прислали дети не только маленькие картинки, но и самую настоящую, большую картину. Хотите взглянуть на нее?

Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Давайте посмотрим внимательно на картину.

Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Звучит музыка

Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.

Дети: Богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

4. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/

Воспитатель: Ребята, что бы вы самостоятельно могли рассказать о богатырях давайте попробуем составить план рассказа, Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ?

Дети: Нужно назвать имя богатыря и рассказать о нем.

Воспитатель: Правильно, это первый пункт плана. О чем же мы будем говорить дальше?

Дети: Мы должны сказать во что одеты богатыри и какое у них есть оружие.

Воспитатель: Молодцы, вы верно ответили, это будет второй пункт плана. А как мы завершим свой рассказ?

Дети: В последнюю очередь мы расскажем о богатырском коне.

Воспитатель: Все верно. Кто хочет повторить все пункты плана?

Ребенок: 1 пункт плана – мы называем богатыря и характеризуем его, 2 пункт – мы говорим о его доспехах и оружии, а 3 пункт – мы рассказываем о коне.

Воспитатель: Ребята, кто желает рассказать о Илье Муромце?

Ребенок: в центре картины находится богатырь Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий богатырь. На Илье Муромце надета кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье, а на другой руке висит палица. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный.

Воспитатель: Молодец. Давайте теперь расскажем о втором богатыре, Добрыне Никитиче.

Ребенок: Справа от Ильи Муромца находится богатырь Добрыня Никитич. Это славный воин, храбрый и сильный. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. Добрыня Никитич достает меч из ножен, он готовится к бою. Конь у богатыря белого цвета. У него на ветру развивается грива.

Воспитатель: Хорошо. А кто нам расскажет о третьем богатыре?

Ребенок: Богатырь слева, это Алеша Попович, он самый молодой. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он смелый и красивый. У богатыря есть шлем и кольчуга. Алеша держит в руке лук со стрелой, также мы видим колчан со стрелами. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.

Воспитатель: Молодец. Может быть кто то из вас хочет рассказать о всех богатырях сразу?

Ребенок: на картине мы видим трех богатырей. Из зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Все богатыри сильные и могучие. У каждого из них есть кольчуга, шлем и щит, а оружие у них разное: у Добрыни – меч, у Ильи – палица и копье, а у Алеши – лук. У каждого богатыря есть конь. У Добыни конь белый, у Ильи черный, у Алеши рыжего цвета.

Воспитатель: очень хорошо. Ребята, а сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о рассказах. Чей рассказ вам понравился больше всего, что запомнилось из рассказов детей?

5. Игровое упражнение «Найди звук» /Развитие мышления, фонематического слуха. Обогащение словаря по теме. /

Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами знакомились с одним звуком. Кто помнит о каком звуке мы говорили?

Дети: мы знакомились со звуками «л» и «к»

Воспитатель: Верно, а вы хотите найти на картине «Богатыри» слова со звуком «л»?

Дети: Да, это лук, стрела, шлем, елка, гусли

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас попробуем найти слова со звуком «к»

Дети: кольчуга, конь, лук т. д.

Воспитатель: Очень хорошо, вы справились с заданием.

III. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказали о трех богатырях на картине В. Васнецова. А каких богатырей вы еще знаете?

Дети: Мы знаем Никиту Кожемяку, Микулу Селяновича, Святогора, Бурю Богатыря.

Воспитатель: Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время на земле русской?

Дети: да, это пожарные, пограничники, врачи и т. д.

Воспитатель: Хотите посмотреть на них? (презентация)

Воспитатель: Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.

Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины нашей.

Приложение 3

Конспект развлечения «Могучи и сильны, земли родной богатыри».

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Задачи:

- Прививать любовь и чувство гордости к Отечеству, уважение к героическим воинским традициям.

- Развивать чувство ритма, коммуникативные способности детей (умение общаться, отвечать на вопросы, отгадывать загадки).

- Способствовать развитию двигательных качеств: ловкости, силы, быстроты, прыгучести, меткости.

- Закрепить правила эстафетных игр, следить за четким выполнением двигательных заданий

- Воспитывать морально-волевые качества.

Предварительная работа:

Чтение отрывков о былинных героях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Просмотр мультипликационного фильма «Илья Муромец»;

Рассматривание картин М. В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского –Корсакова, А. Бородина, М. Глинки;

Толкование пословиц и поговорок о богатырях;

Совместная художественная деятельность «Русские богатыри».

Ход мероприятия

Дети входят в зал под музыку С. Намина «Богатырская наша сила»

Ведущий:

Ой, вы гости, добры молодцы и молодушки! Собрались мы сегодня не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Велика и могуча Русь. Вот и в наши дни, 23-го февраля мы отмечаем большой праздник – День защитника Отечества. Не зря всегда Русь гордилась своими воинами – и солдатами и генералами. Откуда же у русских воинов сила великая? А досталась она им от предков – былинных русских богатырей. А кто такие богатыри? (Силачи, воины, защитники).

- Дети, а теперь покажите, какие они богатыри.

        Физкультминутка

Богатырь – он вот каков:   (показ силача)

Он силен, он здоров.   (по очереди руки к плечам)

Он из лука стрелял,   (имитация стрельбы из лука)

Метко палицу бросал.   (имитация движения)

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал.   (повороты головы вправо-влево с поднятой к глазам ладони)

Подрастем и мы, смотри,

Станем, как богатыри!   (поднять руки высоко вверх)

Ведущий:

Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня через много лет и веков, в праздник Дня защитника Отечества, решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Дети, а какие они были, русские богатыри? (Решительные, храбрые, мужественные, смелые, отважные, бесстрашные). Любит русский народ богатырей, славит их, складывает песни об их подвигах, о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называются эти сказания? (Былины) Сейчас я хочу проверить, как вы их слушали.

Викторина.

1. Назовите богатырей, которых вы знаете.

2. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

3. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)

4. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)

5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника)

6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня – добрый, великий, Никитич – победитель, блестящий)

7. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)

8. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)

9. Кто из богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич)

10. С кем боролся Алеша Попович? (с Тугарином Змеем)

11. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашкой)

Ведущий:

- Слушайте задание для наших девочек: кто из вас быстрее и правильно соберет богатыря в поход.

Игра «Собери богатыря в поход»

 ( участницы должны отобрать картинки с изображением необходимых  предметов)

- Ну, а теперь начнем же забавы богатырские! Для начала испытаем вашу силушку.

Традиционно на Руси битвы начинались с боя богатырей поединщиков, так и мы начнем состязания наши:

«Силушка русская»

(игроки соревнуются парами: отжимаются, мерятся силами на руках, перетягивают друг друга при помощи палки)

Ведущий:

- Что ж, друзья, внимание!

Продолжаем состязания.

А теперь вы разомнетесь,

По веревочке пройдетесь.

(на полу разложен канат, по которому детям нужно пройти с завязанными глазами, руки на поясе)

Ведущий: А теперь посмотрим на вашу выносливость, быстроту, смекалку

Игра-эстафета «Богатырский щит»

(по сигналу дети по очереди перепрыгивают через препятствия, добегают до стола, берут часть разрезанного щита и бегом возвращаются обратно. Выигрывает та команда, которая первая составит щит)

Ведущий:

Как мы уже говорили, богатыри были сильными, отважными защитниками земли русской и об этих качествах сложено много пословиц. Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет. Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов. Дети говорят пословицы:

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

Кто впереди идет – того страх не берет!

Сам погибай, а товарища выручай.

Тяжело в учении – легко в бою

Где смелость, там и победа.

Военному делу учиться всегда пригодится.

За правое дело стой смело.

Только того бьют, кто боится.

Умелый боец везде молодец!

Победа в воздухе не вьется, а руками достается.

Смекалка на войне помогает вдвойне.

Воюют не числом, а умением.

С родной земли умри, но не сходи.

Ведущий:

 Пора нам и отдохнуть. Да только во время отдыха нужно сил набраться.

А для этого пляска русская народная – хорошая помощница.

Дети исполняют русский народный танец «Барыня».

Ведущий: Пришло время поучаствовать в нашем празднике и зрителям. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей викторины:

1. Богатырское число (3)

2.  Тара для чудес (решето)

3. Главное оружие Соловья-разбойника  (свист)

4. Царский головной убор (корона)

5. Нечистая дюжина (13)

6. Ведьмолет (ступа)

7. Головной убор, рассчитанный на дурака  (колпак)

- А теперь проверим силушку и выносливость богатырей постарше. Ну-ка, папы, выходите, свою силу покажите.

Состязание «Своя ноша не тянет»

  (папы выполняют приседание с ребенком на плечах)

- Теперь мы пап превращаем в богатырских коней.

Соревнование «Богатырский конь»

(папа встает на четвереньки, ребенок садится ему на спину. По сигналу «конь» объезжает преграду и возвращается назад)

-Ай да папы, молодцы! Сколько у вас силы и выносливости! С вами не страшен никакой враг.

Ведущий: А вас, дети, ждет следующее испытание:

- Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти –

Соловей разбойник злой,

Мост сломал здесь над рекой.

 Эстафета «Через речку»

(нужно перейти через речку по камушкам, перекладывая их перед собой)

Ведущий (показывая сундучок):

-В этом сундучке спрятались загадки.

Вы готовы их отгадать, ребятки?

 Загадывание загадок:

Отгадайте загадки, ребята.

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут.

(кольчуга)

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руках удержать.

Снести им легко было голову с плеч,

Ну, что, догадались? Конечно же….

(меч)

Железная шапка с острым концом,

А впереди клюв навис над лицом.

(шлем)

Чтобы грудь защищать от ударов врага

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький…

(щит)

Летит птица перната без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет

(стрела)

Ведущий:

С каждым разом испытания становятся все сложнее. Вот и сейчас

Змей Горыныч трехголовый повстречался на пути,

Тут спасения не жди!

Проводится эстафета «Самый меткий».

Участники поочередно должны верхом на коне подъехать к Зею Горынычу и срубить ему мечом голову (головы Змея Горыныча – воздушные шары, вернуться, передать коня следующему участнику.

- Метко били вы по цели и змеюку одолели.

Ведущий:

- И последнее испытание. Хочу посмотреть я, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: «один в поле не воин». У меня в руках канат, кто сильнейший из ребят?!

Состязание «Перетяни канат»

-Вот и закончились наши состязания,

Это были большие испытания!

Ведущий:

- Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы, показали свою удаль молодецкую да силушку могучую! Не топтать врагу нашу землю-матушку, раз такие защитники на ней подрастают!

-А теперь послушайте пожелания наших красных девиц:

 Нам понравилось сейчас, как вы выступали

Вы – мальчишки высший класс, мы гордимся вами!

Богатырского здоровья мы хотим вам пожелать,

Лучше всех на свете бегать и в футбол всех обыграть!

Пусть удача будет с вами, только вы дружите с нами.

Нам во всем вы помогайте, от других нас защищайте.

В общем, милые мальчишки, мы откроем вам секрет:

Лучше вас на белом свете никого на свете нет!

Когда на ваши потасовки, раскрыв глаза, мы все глядим,

Мы верим - с вашей подготовкой страну всегда мы защитим.

Пускай под глазом зацветает синяк пурпурно-голубой,

В ученье тяжело бывает, гораздо легче будет бой.

А мы под вашею защитой вполне спокойно можем жить

Покуда крепки ваши спины нам будет нечего тужить!

Ведущий:

- Защитники нашей прекрасной страны,

Вы дороги нам и безумно нужны.

Приложение 4

Конспект квест-игры «Последам Ильи Муромца».

Цели:

• сформировать доброжелательные, дружеские взаимоотношения в детском коллективе;

• развить у детей сообразительность, самостоятельность мышления в решении задач, умение работать в команде;

• при влечь родителей, специалистов ДОО к организации мероприятия.

Оборудование: указатели с надписями, бумажные стрелки (закрепляются на полу); записки с загадками и заданиями; каравай; изображение богатыря; коробка, гусиное перо, лист бумаги, спички, свечка; следы разных животных; картинки с изображением разного оружия и доспехов; воздушный шарик; сундучок с подарками.

Действующие лица:

Взрослые: ведущий, старший воспитатель, повар, воспитатели, Соловей-разбойник.

Богатырь - ребенок в костюме древнерусского воина и шлеме.

Игроки: дети старшей группы.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, друзья!

 Предлагаю поиграть,

 Следы Ильи Муромца поискать!

 Где мы их уже искали?

Дети: В Музее и библиотеке.

Ведущий: А вы знаете, у нас в детском саду тоже есть много секретов, но найти и разгадать их смогут только самые смелые, сильные и умные! Вы готовы поискать следы богатыря и разгадать секреты?

Дети: Да!

Ведущий: Тогда вперед!

(Участники переходят в музыкальный зал и видят столб с тремя указателями.)

Ведущий: Что же тут написано? (Читает.) «Налево пойдешь - драгоценные камни найдешь! Направо пойдешь - приключения найдешь! Прямо пойдешь - чудес не найдешь!». Куда же нам пойти, чтобы следы Ильи Муромца найти?

Дети: Направо!

Ведущий: В путь!

(Дети выходят из музыкального зала в коридор и на полу видят стрелки. Идут по ним и попадают в методический кабинет.)

Воспитатель: Здравствуйте! Что привело вас ко мне?

Ведущий: Здравствуйте! Помогите нам найти следы Ильи Муромца.

Воспитатель: Отгадаете мою загадку, может, и найдете, чего ищите.

У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Он не прыгает, не скачет,

Не смеется и не плачет.

Тихо у стены стоит.

Кто устал - присесть велит!

Дети: Это стул.

Ведущий: Ребята, давайте поищем подсказку под стульями.

(Под одним из стульев дети находят записку с еще одной загадкой. Ведущий ее читает.)

Ведущий: Ходит в белом колпаке,

 С поварешкою в руке.

 Он готовит нам обед:

 Кашу, щи и винегрет.

 О ком это, ребята, и куда нам идти?

Дети: Это повар. Он работает на кухне.

Ведущий: Наше путешествие продолжается. Идем на кухню!

(Дети и ведущий идут в пищеблок ДОУ).

Повар: Здравствуйте! Что привело вас ко мне?

Ведущий: Здравствуйте! Мы ищем следы Ильи Муромца. Подсказки привели нас сюда.

Повар: Дорога ваша неблизкая ... В старину, когда отправлялись в дальнюю дорогу, брали с собой горсть земли русской и кусок хлеба. Вот вам хлеб в дорогу, подкрепитесь!

(Повар дает детям каравай, внутри которого спрятана записка с загадкой.)

Ведущий: Спасибо. Съедим по кусочку хлебушка да решим, куда же дальше идти.

(Ведущий разламывает каравай и находит записку.)

Ведущий: Смотрите! Здесь подсказка-загадка! (Читает.) «Лежит на спине - никому не нужна, прислони к стене - заберешься вверх по ней». Ничего не понимаю ... А вы догадались, куда дальше лежит наш путь?

Дети: Да, надо пройти по лестнице на второй этаж.

(Дети и ведущий поднимаются по лестнице.)

Ведущий: Кажется, мы потеряли следы... Что же делать? Давайте оглядимся, может, найдем еще подсказку.

(Дети ходят по коридору. На двери одной из групп видят изображение богатыря.)

Дети: Может, нам туда?

(Заходят в группу. Их встречает 1-й воспитатель.)

l-й воспитатель: Ой, вы гости-господа! Вы откуда и куда?

Дети: Мы ищем следы Ильи Муромца!

l-й воспитатель: Есть у нас для вас подсказка. Но сначала отгадайте загадки.

(1-й воспитатель загадывает детям загадки про кольчугу, шлем, щит, меч и т. д.)

l-й воспитатель: Все отгадали. Вот вам подсказка: «Прямо через дверь пройдешь, Что-то в комнате найдешь».

(Дети переходят в соседнюю группу через смежную дверь и встречают 2-го воспитателя.)

Ведущий: Здравствуйте, не видали ли вы следов Ильи Муромца?

2-й воспитатель: Про следы я ничего не знаю, а вот странную коробочку с необычными вещами утром нашла... Что с ними делать, ума не приложу.

(Ведущий и дети открывают коробочку. В ней лежат гусиное перо, лист бумаги, спички и свечка.)

Ведущий: Это, наверное, подсказка. Но на листочке ничего не написано. А перо есть... Куда же пропали буквы? И для чего свечка со спичками?

(Дети догадываются, что надо зажечь свечку и погреть над ней бумагу, тогда надпись появится.)

Ведущий (читает подсказку): «Соберите лестницу из спичек. А спичек надо взять столько, сколько детей идет по следу Ильи Муромца».

(Дети считают, сколько их, выкладывают лесенку из спичек и выходят из группы. На лестнице встречают Соловья-разбойника.)

Соловей-разбойник: Стойте! Дальше нет пути!

Без отгадок не пройти!

Вы загадку разгадайте

И тогда вперед шагайте!

А не справитесь с заданьем,

Уходите! До свиданья!

Кто тут сильный, умный, смелый?

Кто все делает умело?

Дети: Мы все!

Соловей-разбойник: Закончите пословицу! Если отгадаете одну - делаете один шаг вперед!

Задание «Закончи пословицу»: Один за всех (и все за одного).

Всякому мила (своя сторона).

За правое дело (стой смело).

Нет друга - так ищи, а нашел... (береги).

Один в поле (не воин).

Сам погибай (а товарища выручай).

Умелый боец везде... (молодец).

Соловей-разбойник: Вот так-так! Все отгадали! Ну что ж, проходите!

Ведущий: А куда нам идти?

Соловей-разбойник: Известно куда, по следам копыт коня Ильи Муромца!

Все преграды вы прошли,

Дальше в путь пустились бы...

Но, увы, не тут-то было,

Вихрем все здесь закружило.

Змей Горыныч пролетал,

Все следы перемешал.

Выбирайте те, что нужно,

И по ним идите дружно!

(На полу разложены следы разных животных. Дети выбирают следы от подков лошади, идут по ним и входят в физкультурный зал.)

Ведущий: Здесь нас ждет настоящее испытание! Чтобы добраться до следующей подсказки, надо пройти полосу препятствий.

Полоса препятствий «Собери богатыря в бой!»: Дети делятся на две команды и проходят полосу препятствий: обегают кегли, проползают под дугой, подбегают к столу, выбирают картинку с изображением оружия или доспехов богатыря, откладывают ее и возвращаются к команде. В конце эстафеты ведущий проверяет, правильно ли дети отобрали картинки.

Ведущий: Молодцы! Вы справились с заданием. Но куда же идти дальше? Где подсказка?

(Дети переворачивают картинки и видят буквы на обратной стороне, складывают из них слово «изба».)

Дети: Дальше надо идти в «Русскую избу».

(Дети и ведущий идут к помещению, стилизованному под русскую избу. Но дверь закрыта, к дверной ручке привязан воздушный шарик.)

Ведущий: Где же ключ? А шарик, кажется, с сюрпризом! Там внутри записка, только как ее достать?

(Дети лопают шарик и достают записку.)

Ведущий: (читает загадку): «Героев угадаете, где ключ тогда узнаете».

Задание «Назови сказочного героя»:

Ждали маму с молоком,

 А пустили волка в дом.

 Кем же были эти

 Маленькие дети? (Ответ: козлята.)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

(Ответ: гадкий утенок.)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Ответ: Емеля.)

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

(Ответ: Соловей-разбойник.)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Ответ: Снегурочка.)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Ответ: мышка.)

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

(Ответ: муха-цокотуха.)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Ответ: три медведя.)

Ильи Муромца жена

И красива, и стройна,

Да к тому же журналистка

И совсем не скандалистка -

Славная лебедушка,

Звать ее...(Ответ: Аленушка.)

Ведущий: Мы все отгадали, но где же ключ?

(Дети находят в книге со сказками ключ и открывают им «Русскую избу». Их встречает Богатырь.)

Богатырь: Вас приветствую, друзья!

Из богатырей известных

Самым младшим буду я!

Я от Муромца Ильи

Привез поклон вам до земли.

Он сюда меня послал,

Сам же в Киев ускакал.

Все вы - муромцы, а значит,

Потомки Муромца Ильи!

И загадки вам под силу,

Ведь вы почти богатыри!

На вопросы отвечайте

Да подарки забирайте!

Игра «Да - нет»: Богатырь читает начало фразы, дети продолжают ее, отвечая соответственно «да» или «нет».

Богатырь: Наша Родина сильна... да.

И у нас она одна... да.

На Руси богатыри есть да.

Им всегда хвала и честь да.

Илья Муромец - герой да.

Он был самый молодой нет.

Соловья он победил ... да.

Из автомата подстрелил ... нет.

Алеша Попович тоже герой ... да.

Он сильный, смелый, молодой ... да.

Он в Киеве-граде дружинником был... да

Карабаса в бою победил... нет.

На танках боролись богатыри с врагом ... нет.

Они воевали с мечом и копьем ... да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым... нет.

Он змея сумел победить своей силой ... да.

Гордимся мы нашими богатырями ... да.

Хотим ли быть такими же сами... да.

Богатырь: Дружба помогла пройти

Все преграды на пути!

Вы подарки заслужили,

Ну а мне пора идти!

(Богатырь отдает сундучок с подарками (книгой о богатырях и золотыми шоколадными монетами), прощается и уходит.)

Ведущий: Следы Ильи Муромца здесь теряются ... Но впереди нас ждет еще много интересного: прогулка в Окский парк к памятнику Ильи Муромца, экскурсии в Спасо-Преображенский монастырь и Дом народного творчества и, наконец, поездка к Святому источнику Ильи Муромца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Богатыри земли русской"

Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....

Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста            ...

Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"

ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...

Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...

Проект "Богатыри земли русской"

Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности  в контексте прое...

Проект "Богатыри земли русской"

Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...

Проект:"Богатыри земли русской"

Презентация про богатырей...