Гендерные особенности мальчиков и девочек
консультация

Зайцева Мария Андреевна

Выступление на на собрании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_tekst_osobennosti_m_i_d.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога Зайцевой М.А.

на собрании для воспитателей

тема: Гендерные особенности развития мальчиков и девочек

Уже к году развитие психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. Родители, а потом и воспитатели, учителя принимают непосредственное участие в воспитании мальчика и девочки. Но одинаковые ли получаются результаты?

Свое отношение к ребенку мы подчиняем выработанным педагогическим правилам и тогда "Ребенок в 2 года должен уметь..." И все силы бросаются на то, чтобы он или она умела. А какой ребенок - мальчик или девочка в педагогической литературе обычно не обозначается. А ведь даже очередность созревания некоторых психических функций у мальчиков и девочек разные. Девочки обычно начинают раньше говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне "оречевления". А у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. И это сказывается в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного.

Если рассмотреть рисунки мальчиков и девочек подготовительной группы, например на темы "После снегопада". Мальчики преимущественно будут рисовать снегоуборочную технику, прорисовывая детали, а девочки нарисуют себя прыгающих через сугроб, играющих и т.п. Если попросить детей нарисовать дорогу в детский сад, то мальчики скорее нарисуют транспорт, который встретили или схему, а девочки себя с мамой за руку.  И даже если девочка нарисует автобус, то из окна будет торчать ее она с прорисованными ресничками, бантиками и т.д.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом "паспортном" возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и "забивают" их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Отвечая на занятиях, мальчики чаще смотрят в сторону, в стол, или перед собой и если знает ответ, отвечает уверенно, а девочки смотрят в лицо воспитателю и, отвечая, ищут подтверждения в глазах правильности ответа и только после кивка могут более правильно ответить. Мальчики чаще задавая вопрос взрослым, ориентированы на получение конкретной информации (как у нас следующий урок), а девочки на установление контакта (а вы к нам еще придете).

Отличается у мальчиков и девочек период вхождения в занятие. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются дольше. Именно с этим феноменом может быть связано то, что мальчик на уроке что-то не усвоил.

Мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики.

Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики. А это именно то, что требуют в школе. Сначала объясняется, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке. Минимальные требования к поиску и новаторству, максимальные - к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Этим мы, конечно, не научим его аккуратной и последовательной записи в тетради, но только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается.

В области зрительно-пространственных способностей установлены следующие закономерности. По неаналитическим способностям (определение пространственных отношений и ориентация в пространстве) мальчики, в основном, превосходят девочек. Если и обнаруживается превосходство девочек, то только в ограниченном периоде (3-4 года и 5-9 лет). По аналитическим зрительно-пространственным способностям наблюдается явное превосходство мужского пола, но в ограниченном возрастном промежутке (примерно от 8 до 39 лет), в остальные периоды (раннее и дошкольное детство и пожилой возраст) различий, как правило, нет (превосходство девочек обнаружено только по запечатлению фигур в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин - на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин - со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).

Общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован.

По математическим способностям наблюдаются отсутствие половых различий по вычислительным способностям, превосходство девочек в заданиях по нумерации и мальчиков и мужчин - в области вычислений.

Исследования эмоциональных реакции маленьких детей показали, что в большинстве случаев половые различия в плаче и страхе отсутствуют, но у мальчиков это не только эмоциональная, но и исследовательская реакция на новый стимул и новизну ситуации, а у девочек - «коммуникативный» плач (вызываемый угрозой лишения общения с окружающими).

В большинстве случаев мальчики и девочки одинаково склонны испытывать страх в незнакомых и опасных ситуациях, но в ряде исследований девочки продемонстрировали больший уровень страха, а мальчики ни разу не показывали такого превосходства.

Исследования эмоциональности по большей части демонстрируют превосходство женщин. Так, у женщин имеется более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительности к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще наблюдаются депрессии, сообщения о своих негативных эмоциях, отмечается большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других.

Для мальчиков и мужчин характерно стремление скрывать свои эмоции, особенно негативные, эмоциональная сдержанность - даже с друзьями своего пола, и более жесткая регламентация со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний. Однако иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: это касается таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение, а также точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.

Можно говорить о существовании гендерно типичных «мужских» и «женских» эмоций: для мужчин это гнев, а для женщин - печаль и страх.

Изменения самооценки в сторону любования собой (нарциссизм) обнаруживаются в равной степени у детей обоего пола, но девочки восхищаются своим внешним видом, а мальчики - своими физическими кондициями и социальным статусом.

Самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин. На эти половые различия влияют 4 фактора: степень открытости во взаимоотношениях, реакция на обратную связь, стресс, связанный с отношениями с близкими людьми, и защитные механизмы (компенсаторное поведение, стратегии самопрезентации и самоусиления).

Мужчины выстраивают более мощную защиту своей самооценки.

С дошкольного до подросткового возраста мальчики и девочки практически не отличаются по уровню притязаний и мотивации по отношению к учебе и оценкам ее успешности. В то же время девочки превосходят мальчиков по стремлению к автономным достижениям и по реальным успехам в школе на протяжении всего периода обучения.

В целом ни один пол не проявляет большего интереса, чем другой, ни к самой деятельности, ни к наградам и одобрению, которые с ней связаны.

Мальчикам свойственны  агрессивное поведение (и по отношению к мальчикам, и по отношению к девочкам); эгоистические особенности (только в возрасте 3-6 лет), и более грубый вариант манипулирования. Они делают большее число попыток доминирования -  и над детьми, и над взрослыми (в 4-5 лет) и считают себя более доминантным полом. Доминируют они и в смешанных по полу группах. Девочкам свойственна просоциальная доминантность (в 3-6 лет), доминирование в однополых парах (2-6 лет) и более тонкая форма манипулирования. Девочки проявляют нежелание подчиняться, но только по отношению к сверстникам обоего пола, а не к взрослым.

Половые различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым, начиная с детского возраста. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. Половые различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы).

В детском саду и школе девочки превосходят мальчиков по объективным показателям успеваемости и по интересу к занятиям, но учителя и воспитатели либо считают оба пола одинаковыми, либо отдают предпочтение мальчикам (практически во всех возрастах).

При неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек ситуации деятельности, вызывающие эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус. Мозг девочки как бы готовиться к ответу на любые неприятности, поддерживает состояние готовности все структуры мозга, чтобы в любую минуту отреагировать на воздействие с любой стороны. Мужчины же быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживания переключаются на продуктивную деятельность. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.

Использованная литература

  1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.:  Питер, 2006. — 431 с
  2. Еремеева В.Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб.:"Тускарора", 2006. - 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...

Воспитание с учетом гендерных особенностей. Игры для девочек и мальчиков.

Образовательная область "Социализация". Воспитание с учетом гендерных  особенностей....

Гендерные особенности мальчиков и девочек

Этот конспект родительского собрания будет интересен воспитателям старших групп детского сада...

Гендерные различия мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенности их воспитания и обучения

Психосоциальные различия мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения. Особенности организации предметно-развивающей среды с учетом гендерных различий....

план-конспект родительского собрания "Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек"

Тема: «Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек»Цель: ознакомление с полоролевыми вопросами в воспитании детей дошкольного возраста.Задачи:1.    Показать актуал...

«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...