Гендерные различия мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенности их воспитания и обучения
методическая разработка на тему
Психосоциальные различия мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения. Особенности организации предметно-развивающей среды с учетом гендерных различий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_vorobeva_t.p.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерные различия мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенности их воспитания и обучения
(творческий отчет)
Исполнитель: Воробьева Татьяна Петровна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47, г. Полысаево | |
Содержание
Введение…………………………………………………………..................... | 3 | |
1. | Психосоциальные различия мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения ………………………………………………… | 4 |
2. | Особенности организации предметно-пространственной среды с учетом гендерных различий дошкольников ……………………………. | 8 |
3. | Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников по вопросу гендерного воспитания …………………………………………………. | 10 |
Заключение…………………………………………………………………… | 11 | |
Список литературы…………………………………………………………… | 12 | |
Приложения | ||
Приложение 1. Конспект НОД по образовательной области – социально-коммуникативное развитие «Девочки и мальчики в детсском саду» …….. Приложение 2. Мальчики и девочки. Стереотипы воспитания. Консультация для родителей ………………………………………………… | 13 20 |
Введение
Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать.
Ж. Руссо
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.
Научное обоснование существующей проблемы:
- документы ООН;
- Приказ министерства образования и науки РФ от 22.01.2003 г. «Об освещении вопросов гендерного воспитания в системе образования»
- ФГОС ДО федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. И.С. Кон приводит такие данные: у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию.
Психосоциальные различия мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Целью гендерного подхода в дошкольной педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений и многом другом.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики (таблица 1). Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Таблица 1.
Психолого-педагогический портрет
девочки | мальчики |
сфера интересов связана: | |
- с человеком и сферой непосредственного бытия (взаимоотношения, окружающие предметы потребления, домашняя деятельность, создание уюта и комфорта, конкретизация действий, создание порядка и т.д.) | -с высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности, пренебрежение существующим порядком; |
организация пространства: | |
- направлена на контроль ограниченного пространства, - тщательно прорабатывается и обозначается как пространство игры, так и пространство занятий (опыты Ж. Пиаже с детьми раннего возраста: расползание в стороны мальчиков, объединение в группы и кучки с обозначением границ игрушками и предметами у девочек); | - отсутствие ограничений пространства как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости; в связи с чем многие детали непосредственного окружения ускользают от внимания, не замечаются перестановки, перемещаются предметы, создается кажущийся беспорядок, не отражаются в сознании; - как следствие, беспомощны в бытовых ситуациях, хуже приучаются к самообслуживанию; - используют все пространство; |
отношение к вещам: | |
- лучше понимают назначение вещи, ее потребительскую ценность; | - лучше понимают устройство вещей, ломая – интересуются тем, что есть внутри, - используют в различных целях, - сознательно находят неожиданное применение; - используют предметы без особой бережливости и не по прямому назначению; |
включение в деятельность: | |
- быстрое, активное, - проявляется выраженная потребность одобрения (взгляды, жесты, мимика и т.д.); -вопросы задаются не столько для организации работы, сколько для установления контакта; | - скорее физиологическое, чем психологическое, связанное с потребностью подготовиться, спланировать, дольше включаются, реже смотрят в лицо другого в процессе деятельности; - вопросы задают для получения информации, - не боятся ошибиться; |
склонность к деятельности: | |
- попечительская, опекающая, менторская; - опора на ближнее действие; | -подвижные, без правил; - опора на дальнюю перспективу; |
конструкторские игры: | |
- с большим удовольствием работают по образцу, творчество ограничивается планом и названными правилами; | - изобретательность, масштабность, конструирование, проектирование с использованием всего пространства; |
речь: | |
- предметно-оценочная, - больше существительных, прилагательных, отрицаний и утверждений; | - больше слов, обозначающих отдаленные предметы и общие понятия; - больше глаголов и междометий; |
особенности мышления: | |
- больше точности и целостности; - более общий взгляд на предметы; - более внушаемы, но и более решительны в действии; - лучше выполняют знаковые задания, более тщательно дорабатывают установленные требования; - более точно передают события, но с субъективным восприятием; - большее внимание на личностную сторону событий; - нуждаются в понимании и постановке цели, конкретизированном задании, незнание – настораживает; | - видят существенное; -склонны к обобщениям, но меньше конкретизируют; - больше желания к поисковой деятельности, новым заданиям; - менее качественно и менее тщательно выполняют задание; - менее аккуратны и точны в оформлении результата; - лучше ориентируются в незнакомой ситуации и воспринимают позитивно; - более привлекают разнообразные виды деятельности, но менее организованы; |
усвоение нравственных норм: | |
- нравственные понятия формируются несколько раньше, чем мальчики, любят соблюдать правила; - указывают другим, как надо делать; - любят опираться на авторитеты, которые для них очень важны; - лучше приспосабливаются к ситуации, хотя в незнакомой обстановке поначалу теряются, но быстро находят себе место; | - не прислушиваются к авторитетам; - не соблюдают нормы и правила; - не придерживаются границ не из неуважения, а из-за насущной потребности действовать; не соблюдают конкретных правил; - склонны к преобразующей деятельности |
особенности воспитания: | |
- учитывать, что идентификация по полу по достижении 2-3 лет; | |
- устойчивость гендерного само восприятия формируется в 4-7 лет | |
- быстрее развивается левое полушарие (речь); | - дольше доминирует образно-чувственная сфера; |
В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли:
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Гендерная социализация включает в себя три аспекта:
- когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);
- эмоциональный - поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт мужчины (мальчика) и женщины (девочки) (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман);
- поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Особенности организации предметно-пространственной среды с учетом гендерных различий дошкольников
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.д), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Рис.1. Особенности игр мальчиков и девочек
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах детского сада созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников по вопросу гендерного воспитания
Дошкольное образовательное учреждение подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.
Основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать ООП ДО по вопросу гендерного воспитания: встречи в родительском клубе «СемьЯ» по теме «Девочки и мальчики в детском саду», художественно-творческий проект «Мир в твоем окне»; родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование гендерного воспитания в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек», «Как и во что играют мальчики и девочки» и др.; проектная деятельность «Птица семейного счастья». В группах оформлены фотогазеты «Наши замечательные мальчики», «Я и моя мама», «Моя дружная семейка», «Играют - мальчики, играют – девочки», «Один день из жизни группы». Проведены выставки творческих семейных работ среди родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы». Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно-досуговые мероприятия: «Не страшны преграды, если мама рядом», «Папа может все, что угодно», «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники.
Заключение
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.
Список литературы
- Ускембаева, М. Методики развития гендерного самосознания детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / - М.: Изд-во Просвещение, 1989. – 153
- Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду [Текст] / пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2009. -194 с.
- Шишова, Т. Из чего только сделаны девочки? //Домашнее воспитание, 2004, №2. 19-27 с.
- Шишова, Т. Как воспитать не мальчика, но мужа? // Домашнее воспитание, 2004, №3. 32-39 с.
- Костикова, И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России 2001. № 2. - 38-45 с.
- Попова, Л. Тендерные особенности психического развития в дошкольном детстве. // Детский сад от А до Я. 2004. №2, - 110-123 с.
Приложение 1
Конспект НОД по образовательной области – социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: средняя группа
Тема: Мальчики и девочки в детском саду
Программные задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- Приучать детей к вежливости
- Развивать умение имитировать характерные действия персонажей
- Формировать образ Я – первичных гендерных представлений (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные)
- Формировать образ Я – первичных представлений о правах детей в детском саду (право на имя, право на игру, право на детский сад)
Физическое развитие:
- Формировать правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
- Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.
Речевое развитие:
- Закреплять правильное произношение согласных звуков: «з» и «ж».
- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Способы организации детей: полукруг, круг, работа за круглым столом, на стульях
Оборудование: мультимидийный проектор, экран, ноутбук, волшебный пакет, кукла, цветы, три корзины, детские игрушки,
Предварительная работа: игры гендерной направленности, беседы по теме «Детский сад»
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Игра «Встаньте в круг»
Цель: создание положительного эмоционального настроя
Ход игры:
Эй, ребята! Встаньте в круг
Вот как много стало рук
Чьи же руки подскажите
И ладошки покажите
Теперь за руки возьмитесь
И по кругу пробегитесь
Сделали поуже круг
Крышу сделали из рук
Получился дом имен
В этом доме мы живем!
Сюрпризный момент
Воспитатель:
- Посмотрите, какой у меня красивый пакет. Он необычный, волшебный, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Когда я была маленькой, меня называли ласково: Танечка. Я возьму своё имя и положу в этот пакет.
- А вас как ласково называют мамы? Хотите положить, и вы своё ласковое имя в пакет? (собрать имена)
Игровое упражнение «Чье имя – мальчика или девочки»
Цель: развивать умение определять принадлежность имени к мужскому или женскому полу.
- Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись….
- Что же нам теперь делать?
- Я поймала имя Юлечка. Это девочка или мальчик?
- Где у нас Юлечка? Возьми своё имя Юлечка. и т. д.
Беседа «Право на имя»
Воспитатель:
- Какие у вас красивые имена.
- Каждый человек имеет право имя!
- Кто дал вам эти имена? Правильно, родители.
- Когда вы родились, они дали вам имена.
Игровое упражнение «Слушайте внимательно…»
Цель: развивать слуховое внимание
А я сейчас посмотрю:
- Хорошо ли вы знаете свои имена
- Умеете ли вы внимательно слушать
Сначала на стулья садятся все Алисы, теперь все Даши …
Сюрпризный момент
В определенный момент слышится детский плач.
Создание проблемной ситуации «У куклы нарушено право на имя…»
Воспитатель: Что случилось куколка? Почему ты плачешь?
Кукла: Вы ко всем ребятам в группе обращаетесь по имени, а меня по-прежнему называете: «Куколка». Это так не приятно. Я тоже хочу, чтобы меня называли по имени, но у меня нет имени, поэтому я плачу.
Воспитатель: У тебя нет имени? Куколка, имена есть у всех! Каждый ребенок при рождении имеет право на имя.
Воспитатель: Куколка, я предлагаю и тебе дать имя. Ребята, помогите мне.
Кукла (радостно хлопая в ладоши): Мне нравится имя ………. Ласково будут звать ……….
Кукла: А у вас у всех есть имена?
Воспитатель: Конечно, есть! Имена есть у всех детей.
Кукла: Как вас зовут?
Воспитатель: Представитесь кукле – скажите, как вас зовут.
Игровое упражнение «Представьтесь кукле»
Цель: развитие коммуникативных навыков
- Настя, представься кукле, скажи – как тебя зовут
- Настя
- Молодец.
- А можешь сказать: «Меня зовут Настя».
Игра «Девочки похлопайте, мальчики потопайте»
Цель: формирование образа Я.
Кукла: Мне очень нравится у вас в детском саду.
А много у вас в группе девочек?
Воспитатель: Девочки похлопайте.
Кукла: Много, все такие красивые, нежные.
Кукла: А много у вас в группе мальчиков?
Воспитатель: Мальчики потопайте.
Кукла: Много, все такие сильные, смелые.
Кукла: У вас так хорошо в детском саду. Что вы делаете в детском саду?
Беседа – рассказ со слайдовым сопровождением «Что мы делаем в детском саду»
Кукла: а в вашем детском саду мальчики дружно играют с девочками.
Воспитатель: Сейчас увидишь.
- А сейчас с помощью моего волшебной палочки я превращу нашу группу в цветочную поляну, а вас в пчелок и шмелей.
Подвижная игра «Пчёлы и шмели».
Цель: развитие двигательной активности.
Цель: Игра учит детей выразительным образным движениям, соответствующим представлению о женском и мужском поле.
Ход игры: Распределить на две команды - девочек и мальчиков. Девочки изображать пчёлок они передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: «з-з-з-з», а мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки. По сигналу воспитателя дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, словно большие шмели: «ж-ж-ж…», а девочки изображают красивые цветы.
Дети сели на стульчики.
Куколка: а в вашем детском саду можно играть?
Воспитатель: Конечно, каждый ребенок имеет право на игру.
Куколка: Ребята, а у вас в детском саду много игрушек?
Воспитатель:
- Дуняша, конечно у нас много игрушек в детском саду, у каждого ребенка есть своя любимая игрушка. Алиса, с какой игрушкой ты больше всего любишь играть? И т.д.
- Дуняша, девочки в нашей группе любят играть в куклы, в домик. А мальчики в машинки и конструктор.
Куколка: а я не знаю, в какие игрушки любят играть девочки, а в какие игрушки любят играть мальчики.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с детьми в игру, и ты все поймешь.
Дуняша сидит.
Воспитатель: Ребята, игра называется «Угадай, чья игрушка»
Игровое упражнение «Чья игрушка»
Описание игры: в корзине лежат предметы - игрушки (пистолет, машина, кукла, сумочка и т.д), дети должны по одному достать игрушку, определить кто в нее играет – девочка или мальчик, обосновать свой ответ.
Куколка: вот теперь я знаю в какие игрушки буду играть в детском саду! А вы меня возьмете в детский сад?
Воспитатель:
- Конечно, каждый ребенок имеет право посещать детский сад.
- Ребята, в жизни нашей куклы произошло важное событие (она пошла в детский сад, где будет играть с детьми, у нее появилось имя, теперь к ней будут обращаться по имени)
“Возьмёмся за руки, друзья”
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом, со словами: «Саша, дай мне пожалуйста, руку». И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу со словами обращения. Постепенно круг замыкается.
Приложение 2
Мальчики и девочки. Стереотипы воспитания
Консультация для родителей
Верны ли распространенные представления об отличиях в психологических особенностях мальчиков и девочек?
Французские психологи составили тест, который поможет вам проверить, насколько ваши представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют действительности.
Вам предлагаются 20 утверждений. Вы можете либо согласиться, либо не согласиться с каждым из этих утверждений. Затем сопоставьте свои ответы с правильными и решите, насколько ваше мнение совпадает с данными психологических исследований.
Что думаете вы?
- Девочки более послушны, чем мальчики.
- Девочки лучше относятся к природе.
- Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
- Мальчики испытывают большее желание отличиться.
- Мальчики более одарены в математике.
- Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
- Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
- У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.
- Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
- Мальчики агрессивнее.
- Девочки менее активны.
- Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
- Девочки более ласковы.
- Девочки легче подпадают под чужое влияние.
- Мальчики более предприимчивы.
- Девочки более трусливы.
- Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
- Девочки реже соперничают между собой.
- Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
- У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
А как на самом деле?
- В раннем детстве девочки действительно более послушны.
- Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет.
- Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков.
- До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
- Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
- Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.
- До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
- Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
- До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.
- Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.
- Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
- Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно мальчики. Это положение сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.
- До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.
- Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
- В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
- Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.
- Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
- В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики, и девочки.
- Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.
- В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.
Что же в итоге?
Вы смогли сопоставить свои наблюдения с данными французских психологов. Возможно, не со всеми их выкладками можно согласиться на 100 процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10-13 лет.
Отечественные исследования показывают, что как раз в дошкольном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии вербальных (речевых) функций.
Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий.
Другое дело, что не всегда девочка или мальчик могут полностью реализовать свои природные способности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов.
Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Например, очень важно, чтобы в свое время ребенок осознал себя представителем своего пола. Или: даже самые свободомыслящие родители вряд ли будут сознательно ориентировать свою дочь на увлечение наиболее опасными из экстремальных видов спорта. И все же стоит иногда задуматься, насколько помогают или мешают нам некоторые стереотипы воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. Мальчики и девочки дошкольного возраста
В консультации изложен материал на тему физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста, даются некоторые советы по воспитанию....
Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек).
Аннотация: в статье освещаются результаты исследования дошкольников ДОУ Санкт- Петербурга по вопросу различий игровых предпочтений у мальчиков и девочек. Приводятся описания авторских методик По...
Доклад «Различия в психофизиологическом развитии и поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста»
Различия в психофизиологическом развитии и поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста, доклад, презентация и консультация для воспитателей, что такое гендер....
Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...
Консультация для педагогов и родителей «Особенности развития мальчиков и девочек дошкольного возраста»
в данной статье описаны особенности в психологическом и речевом развитии мальчиков и девочек, а также даны советы по развитию речи с учетом гендерных различий....
презентация Учет гендерных различий у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации образовательной программы ДОУ.
презентация для дошкольных педагогов-психологов,работающих по программе "Детство"...
Гендерные различия мальчиков и девочек
Консультация для педагогов...