Гендерные различия мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенности их воспитания и обучения
методическая разработка на тему

Воробьева Татьяна Петровна

Психосоциальные различия мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения. Особенности организации предметно-развивающей среды с учетом гендерных различий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_vorobeva_t.p.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерные различия мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенности их воспитания и обучения

 (творческий отчет)

Исполнитель:

Воробьева Татьяна Петровна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47,

г. Полысаево


Содержание

Введение………………………………………………………….....................

3

1.

Психосоциальные различия мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения …………………………………………………

4

2.

Особенности организации предметно-пространственной среды с учетом гендерных различий дошкольников …………………………….

8

3.

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников по вопросу гендерного воспитания ………………………………………………….

10

Заключение……………………………………………………………………

11

Список литературы……………………………………………………………

12

Приложения

Приложение 1. Конспект НОД по образовательной области – социально-коммуникативное развитие «Девочки и мальчики в детсском саду» ……..

Приложение 2. Мальчики и девочки. Стереотипы воспитания. Консультация для родителей …………………………………………………

13

20


Введение

Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать.

Ж. Руссо

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Научное обоснование существующей проблемы:

  • документы ООН;
  • Приказ министерства образования и науки РФ от 22.01.2003 г. «Об освещении вопросов гендерного воспитания в системе образования»
  • ФГОС ДО федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. И.С. Кон приводит такие данные: у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию.


Психосоциальные различия мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в дошкольной педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

  • в физическом развитии и социальном поведении;
  • в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений и многом другом.

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики (таблица 1). Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.


Таблица 1.

Психолого-педагогический портрет

 

девочки

мальчики

сфера интересов связана:

- с человеком и сферой непосредственного бытия (взаимоотношения, окружающие предметы потребления, домашняя деятельность, создание уюта и комфорта, конкретизация действий, создание порядка и т.д.)

-с высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности, пренебрежение существующим порядком;

организация пространства:

- направлена на контроль ограниченного пространства,

- тщательно прорабатывается и обозначается как пространство игры, так и пространство занятий (опыты Ж. Пиаже с детьми раннего возраста: расползание в стороны мальчиков, объединение в группы и кучки с обозначением границ игрушками и предметами у девочек);

- отсутствие ограничений пространства как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости; в связи с чем многие детали непосредственного окружения ускользают от внимания, не замечаются перестановки, перемещаются предметы, создается кажущийся беспорядок, не отражаются в сознании;

- как следствие, беспомощны в бытовых ситуациях, хуже приучаются к самообслуживанию;

- используют все пространство;

отношение к вещам:

- лучше понимают назначение вещи, ее потребительскую ценность;

- лучше понимают устройство вещей, ломая – интересуются тем, что есть внутри,

- используют в различных целях,

- сознательно находят неожиданное применение;

- используют предметы без особой бережливости и не по прямому назначению;

включение в деятельность:

- быстрое, активное,

- проявляется выраженная потребность одобрения (взгляды, жесты, мимика и т.д.);

-вопросы задаются не столько для организации работы, сколько для установления контакта;

- скорее физиологическое, чем психологическое, связанное с потребностью подготовиться, спланировать, дольше включаются, реже смотрят в лицо другого в процессе деятельности;

- вопросы задают для получения информации,

- не боятся ошибиться;

склонность к деятельности:

- попечительская, опекающая, менторская;

- опора на ближнее действие;

-подвижные, без правил;

- опора на дальнюю перспективу;

конструкторские игры:

- с большим удовольствием работают по образцу, творчество ограничивается планом и названными правилами;

- изобретательность, масштабность, конструирование, проектирование с использованием всего пространства;

речь:

- предметно-оценочная,

- больше существительных, прилагательных, отрицаний и утверждений;

-  больше слов, обозначающих отдаленные предметы и общие понятия;

- больше глаголов и междометий;

особенности мышления:

- больше точности и целостности;

- более общий взгляд на предметы;

- более внушаемы, но и более решительны в действии;

- лучше выполняют знаковые задания, более тщательно дорабатывают установленные требования;

- более точно передают события, но с субъективным восприятием;

- большее внимание на личностную сторону событий;

- нуждаются в понимании и постановке цели, конкретизированном задании, незнание – настораживает;

- видят существенное;

-склонны к обобщениям, но меньше конкретизируют;

- больше желания к поисковой деятельности, новым заданиям;

- менее качественно и менее тщательно выполняют задание;

- менее аккуратны и точны в оформлении результата;

- лучше ориентируются в незнакомой ситуации и воспринимают позитивно;

- более привлекают разнообразные виды деятельности, но менее организованы;

усвоение нравственных норм:

-  нравственные понятия формируются несколько раньше, чем мальчики, любят соблюдать правила;

- указывают другим, как надо делать;

- любят опираться на авторитеты, которые для них очень важны;

- лучше приспосабливаются к ситуации, хотя в незнакомой обстановке поначалу теряются, но быстро находят себе место;

- не прислушиваются к авторитетам;

- не соблюдают нормы и правила;

- не придерживаются границ не из неуважения, а из-за насущной потребности действовать; не соблюдают конкретных правил;

- склонны к преобразующей деятельности

особенности воспитания:

- учитывать, что идентификация по полу по достижении 2-3 лет;

- устойчивость гендерного само восприятия формируется в 4-7 лет

- быстрее развивается левое полушарие (речь);

- дольше доминирует образно-чувственная сфера;


В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли:

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

  • когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);
  • эмоциональный - поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт мужчины (мальчика) и женщины (девочки) (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман);
  • поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

 


Особенности организации предметно-пространственной среды с учетом гендерных различий дошкольников

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.д), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

Рис.1. Особенности игр мальчиков и девочек


В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах детского сада созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

  • на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.


Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников по вопросу гендерного воспитания

Дошкольное образовательное учреждение подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.

Основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать ООП ДО по вопросу гендерного воспитания: встречи в родительском клубе «СемьЯ» по теме «Девочки и мальчики в детском саду», художественно-творческий проект «Мир в твоем окне»; родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование гендерного воспитания в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек», «Как и во что играют мальчики и девочки» и др.; проектная деятельность «Птица семейного счастья». В группах оформлены фотогазеты «Наши замечательные мальчики», «Я и моя мама», «Моя дружная семейка», «Играют - мальчики, играют – девочки», «Один день из жизни группы». Проведены выставки творческих семейных работ среди родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы». Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно-досуговые мероприятия: «Не страшны преграды, если мама рядом», «Папа может все, что угодно», «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники.

 


Заключение

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.


Список литературы

  1. Ускембаева, М. Методики развития гендерного самосознания детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / - М.: Изд-во Просвещение, 1989. – 153
  2. Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду [Текст] / пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2009. -194 с.
  3. Шишова, Т. Из чего только сделаны девочки? //Домашнее воспитание, 2004, №2. 19-27 с.
  4. Шишова, Т. Как воспитать не мальчика, но мужа? // Домашнее воспитание, 2004, №3. 32-39 с.
  5. Костикова, И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России 2001. № 2. - 38-45 с.
  6. Попова, Л. Тендерные особенности психического развития в дошкольном детстве. // Детский сад от А до Я. 2004. №2, - 110-123 с.

Приложение 1

Конспект НОД по образовательной области – социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: средняя группа

Тема: Мальчики и девочки в детском саду

Программные задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Приучать детей к вежливости
  • Развивать умение имитировать характерные действия персонажей
  • Формировать образ Я – первичных гендерных представлений (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные)
  • Формировать образ Я – первичных представлений о правах детей в детском саду (право на имя, право на игру, право на детский сад)

Физическое развитие:

  • Формировать правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
  • Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

Речевое развитие:

  • Закреплять правильное произношение согласных звуков: «з» и «ж».
  • Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Способы организации детей: полукруг, круг, работа за круглым столом, на стульях

Оборудование: мультимидийный проектор, экран, ноутбук, волшебный пакет, кукла, цветы, три корзины, детские игрушки,  

Предварительная работа: игры гендерной направленности, беседы по теме «Детский сад»


Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Игра «Встаньте в круг»

Цель: создание положительного эмоционального настроя

Ход игры:

Эй, ребята! Встаньте в круг

Вот как много стало рук

Чьи же руки подскажите

И ладошки покажите

Теперь за руки возьмитесь

И по кругу пробегитесь

Сделали поуже круг

Крышу сделали из рук

Получился дом имен

В этом доме мы живем!

Сюрпризный момент

Воспитатель:

  • Посмотрите, какой у меня красивый пакет. Он необычный, волшебный, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Когда я была маленькой, меня называли ласково: Танечка. Я возьму своё имя и положу в этот пакет.
  • А вас как ласково называют мамы? Хотите положить, и вы своё ласковое имя в пакет?  (собрать имена)

Игровое упражнение «Чье имя – мальчика или девочки»

Цель: развивать умение определять принадлежность имени к мужскому или женскому полу.

  • Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись….
  • Что же нам теперь делать?
  • Я поймала имя Юлечка. Это девочка или мальчик?
  • Где у нас Юлечка? Возьми своё имя Юлечка. и т. д.

Беседа «Право на имя»

Воспитатель:

  • Какие у вас красивые имена.
  • Каждый человек имеет право имя! 
  • Кто дал вам эти имена? Правильно, родители.
  • Когда вы родились, они дали вам имена.

Игровое упражнение «Слушайте внимательно…»

Цель: развивать слуховое внимание

А я сейчас посмотрю:

  • Хорошо ли вы знаете свои имена
  • Умеете ли вы внимательно слушать

Сначала на стулья садятся все Алисы, теперь все Даши …      

Сюрпризный момент

В определенный момент слышится детский плач.

Создание проблемной ситуации «У куклы нарушено право на имя…»

Воспитатель: Что случилось куколка? Почему ты плачешь?

Кукла: Вы ко всем ребятам в группе обращаетесь по имени, а меня по-прежнему называете: «Куколка». Это так не приятно. Я тоже хочу, чтобы меня называли по имени, но у меня нет имени, поэтому я плачу.


Воспитатель: У тебя нет имени? Куколка, имена есть у всех! Каждый ребенок при рождении имеет право на имя.

Воспитатель: Куколка, я предлагаю и тебе дать имя. Ребята, помогите мне.

Кукла (радостно хлопая в ладоши): Мне нравится имя ………. Ласково будут звать ……….

Кукла: А у вас у всех есть имена?

Воспитатель: Конечно, есть! Имена есть у всех детей.

Кукла: Как вас зовут?

Воспитатель: Представитесь кукле – скажите, как вас зовут.

Игровое упражнение «Представьтесь кукле»

Цель: развитие коммуникативных навыков

  • Настя, представься кукле, скажи – как тебя зовут
  • Настя
  • Молодец.
  • А можешь сказать: «Меня зовут Настя».

Игра «Девочки похлопайте, мальчики потопайте»

Цель: формирование образа Я.

Кукла: Мне очень нравится у вас в детском саду.

А много у вас в группе девочек?

Воспитатель: Девочки похлопайте.

Кукла: Много, все такие красивые, нежные.

Кукла: А много у вас в группе мальчиков?

Воспитатель: Мальчики потопайте.

Кукла: Много, все такие сильные, смелые.

Кукла: У вас так хорошо в детском саду. Что вы делаете в детском саду?

Беседа – рассказ со слайдовым сопровождением «Что мы делаем в детском саду»

Кукла: а в вашем детском саду мальчики дружно играют с девочками.

Воспитатель: Сейчас увидишь.

  • А сейчас с помощью моего волшебной палочки я превращу нашу группу в цветочную поляну, а вас в пчелок и шмелей.

Подвижная игра «Пчёлы и шмели».

Цель: развитие двигательной активности.

Цель: Игра учит детей выразительным образным движениям, соответствующим представлению о женском и мужском поле.

Ход игры: Распределить на две команды - девочек и мальчиков. Девочки изображать пчёлок они передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: «з-з-з-з», а мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки. По сигналу воспитателя дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, словно большие шмели: «ж-ж-ж…», а девочки изображают красивые цветы.

Дети сели на стульчики.


Куколка: а в вашем детском саду можно играть?

Воспитатель: Конечно, каждый ребенок имеет право на игру.

Куколка: Ребята, а у вас в детском саду много игрушек?

Воспитатель: 

  • Дуняша, конечно у нас много игрушек в детском саду, у каждого ребенка есть своя любимая игрушка. Алиса, с какой игрушкой ты больше всего любишь играть? И т.д.
  • Дуняша, девочки в нашей группе любят играть в куклы, в домик. А мальчики в машинки и конструктор.

Куколка: а я не знаю, в какие игрушки любят играть девочки, а в какие игрушки любят играть мальчики.


Воспитатель: Сейчас мы поиграем с детьми в игру, и ты все поймешь.

Дуняша сидит.

Воспитатель: Ребята, игра называется «Угадай, чья игрушка»

Игровое упражнение «Чья игрушка»

Описание игры: в корзине лежат предметы - игрушки (пистолет, машина, кукла, сумочка и т.д), дети должны по одному достать игрушку, определить кто в нее играет – девочка или мальчик, обосновать свой ответ.

Куколка: вот теперь я знаю в какие игрушки буду играть в детском саду! А вы меня возьмете в детский сад?

Воспитатель:

  • Конечно, каждый ребенок имеет право посещать детский сад.
  • Ребята, в жизни нашей куклы произошло важное событие (она пошла в детский сад, где будет играть с детьми, у нее появилось имя, теперь к ней будут обращаться по имени)

“Возьмёмся за руки, друзья”

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом, со словами: «Саша, дай мне пожалуйста, руку». И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу со словами обращения. Постепенно круг замыкается.


Приложение 2

Мальчики и девочки. Стереотипы воспитания

Консультация для родителей

Верны ли распространенные представления об отличиях в психологических особенностях мальчиков и девочек?

Французские психологи составили тест, который поможет вам проверить, насколько ваши представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют действительности.

Вам предлагаются 20 утверждений. Вы можете либо согласиться, либо не согласиться с каждым из этих утверждений. Затем сопоставьте свои ответы с правильными и решите, насколько ваше мнение совпадает с данными психологических исследований.

Что думаете вы?

  1. Девочки более послушны, чем мальчики.
  2.  Девочки лучше относятся к природе.
  3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
  4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
  5. Мальчики более одарены в математике.
  6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
  7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
  8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.
  9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
  10.  Мальчики агрессивнее.
  11.  Девочки менее активны.
  12.  Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
  13.  Девочки более ласковы.
  14.  Девочки легче подпадают под чужое влияние.
  15.  Мальчики более предприимчивы.
  16.  Девочки более трусливы.
  17.  Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
  18.  Девочки реже соперничают между собой.
  19.  Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
  20.  У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

А как на самом деле?

  1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.
  2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет.
  3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков.
  4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
  5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
  6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.
  7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
  8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
  9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.
  10.  Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.
  11.  Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
  12.  Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно мальчики. Это положение сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.
  13.  До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.
  14.  Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
  15.  В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
  16.  Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.
  17.  Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
  18.  В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики, и девочки.
  19.  Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.
  20.  В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Что же в итоге?

Вы смогли сопоставить свои наблюдения с данными французских психологов. Возможно, не со всеми их выкладками можно согласиться на 100 процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10-13 лет.

Отечественные исследования показывают, что как раз в дошкольном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии вербальных (речевых) функций.

Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий.

Другое дело, что не всегда девочка или мальчик могут полностью реализовать свои природные способности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов.

Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Например, очень важно, чтобы в свое время ребенок осознал себя представителем своего пола. Или: даже самые свободомыслящие родители вряд ли будут сознательно ориентировать свою дочь на увлечение наиболее опасными из экстремальных видов спорта. И все же стоит иногда задуматься, насколько помогают или мешают нам некоторые стереотипы воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Мальчики и девочки дошкольного возраста

В консультации изложен материал на тему физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста, даются некоторые советы по воспитанию....

Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек).

Аннотация: в статье освещаются результаты исследования дошкольников ДОУ Санкт- Петербурга по вопросу различий игровых предпочтений у мальчиков и девочек. Приводятся описания авторских методик По...

Доклад «Различия в психофизиологическом развитии и поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста»

Различия в психофизиологическом развитии и поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста, доклад, презентация и консультация для воспитателей, что такое гендер....

Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...

Консультация для педагогов и родителей «Особенности развития мальчиков и девочек дошкольного возраста»

в данной статье описаны особенности в психологическом и речевом развитии мальчиков и девочек, а также даны советы по развитию речи с учетом гендерных различий....

Гендерные различия мальчиков и девочек

Консультация для педагогов...