Педагогическая находка
материал (подготовительная группа)

Казакова Ирина Александровна

«Методическая разработка внеурочного занятия (события) по формированию семейных ценностей»

 

 

Педагогический проект

«Моя семья – моё богатство!»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида № 52 г. Амурска Амурского муниципального района  Хабаровского края

«Методическая разработка внеурочного занятия (события) по формированию семейных ценностей»

Педагогический проект

«Моя семья – моё богатство!»

Подготовила: Казакова Ирина Александровна

Амурск 2018 г.

Согласно ФГОС ДО вопрос взаимодействия с семьей стал неотъемлемой частью не только педагогической деятельности, но и обязательной частью образовательной программы ДОУ. На современном этапе необходимо воспринимать родителя как партнера и участника образовательного процесса. Мы не можем воспринимать родителя, как пассивного потребителя услуг, современный родитель хочет быть в курсе всего, что происходит с его ребенком, и зачастую готов руководить и воспитателями. С новой ролью родителя возникают новые отношения между учреждением и семьей. Для педагогического коллектива становится актуально найти новые формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи, научиться новому общению педагога с родителем на основе доверия друг к другу и совместного воспитания каждого ребенка. Необходимо дать понять родителю, что его участие в педагогическом процессе дошкольного учреждения –это не только требования и потребление услуг, но и обязанности. Родителю, так же как и воспитателю приходится учиться быть сотрудниками в воспитании детей, учиться взаимодействовать, а самое главное, доверять друг другу.

В ходе проведения родительского собрания на тему: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста», мы выявили, что у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения, поэтому мы предложили совместно с родителями создать и реализовать проект «Моя семья – моё богатство!» необходимость в котором, была обусловлена выше перечисленными факторами.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад №52 г. Амурска»; родители воспитанников; педагоги.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Руководитель проекта: Казакова Ирина Александровна, воспитатель

Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий

Направления (Образовательные области): «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Проблема: Частичная утеря семейных ценностей и традиций семейного воспитания.

Цель проекта: расширить представление у детей о семье, ее традициях и ценностях через организацию разных видов деятельности, создать условия для вовлечения родителей в жизнь группы, объединения семейного и общественного воспитания.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

           В современных условиях, когда большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

       В   Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются. 

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

          Очень важно в прогрессивную эпоху насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не утратить связь, и ценность поколений. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по человечески близки друг другу, связаны узами родословной, и духовной близости. Человек, что дерево, подруби корни, уничтожь живую память – засохнет.

Особенности проекта:

  • Опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
  • Доступность материала для детей дошкольного возраста;
  • Максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
  • Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты: 

  • Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
  •  Знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,
  • Повысить педагогическую культуру родителей,
  • Установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Перспективное планирование работы с детьми

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
НОД: беседа - игра на тему, «Моя семья» игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение». Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Дидактическая игра: «Домашние хлопоты».

Социально – коммуникативное развитие

Рассказы детей о семье.
Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку). НОД
прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».

Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Художественное – эстетическое развитие

Художественное творчество:

НОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья»;
аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.

Речевое развитие

НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физическое развитие.

Физкультминутка «Семья».

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Работа с родителями

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо». Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная».

Консультация «Семья, главное в жизни!».

Памятка для родителей «10 простых традиций для счастливой семьи»

Индивидуальные семейные консультации.

Внедрение данного проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Родители стали активными субъектами образовательной деятельности, повысилась возможность конструктивного сотрудничества воспитателя с семьями воспитанников, микроклимат в детско-родительском коллективе стал наиболее благоприятный, а также наблюдается:

  • Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.
  • Повысилась психолого-педагогическая культура родителей.
  • Заметно обогатились креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Образовалась более плотная система совместной деятельности: «педагог - ребёнок - родитель» по данной проблеме.
  • Пополнилась предметно – развивающая среда в группе.
  • Организации выставки в группе.
  • Организация мини – музея «Моя семья».

Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познали и освоили новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Данный проект представлен в презентации в приложении.



Предварительный просмотр:

 «Использование разнообразных форм образовательной деятельности при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

        Подготовила: воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ №52 г. Амурска

Казакова Ирина Александровна

Подвижные как ртуть,

Неугомонные, живые,

Растут они, не ведая забот.

Родительскому сердцу дорогие.

 Но нет большой заслуги нашей в том,

Что всех своих птенцов

Сберег для жизни отчий дом.

Ведь как их не старайся уберечь

От всех несчастий, бед и хворей-

Усилья тщетны - року не перечь.

Но видно прелесть жизни в том и есть,

Что, наперед, судьбы не зная

 Пустым и серым будням предпочесть

Волненья, риск и муки мы желаем:

Неторные пути опасностей, надежд

 Себе всегда без колебаний выбираем

И дети тоже чувствуют, что нет

Гарантий от опасностей и бед.

Но лишь тогда они проявят опасенье

Коль будут знать, чего бояться им.

                          Домокаш Варга перевод с венгерского "Моя педагогическая инициатива"

Слайд 2

        В работе руководствуюсь Всемирной Конвенцией ООН о правах ребенка, статья 6 «признание того, что каждый ребенок имеет право на жизнь, обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, статья 51 «Охрана здоровья воспитанников», образовательной областью «Социально – коммуникативное развитие», которое в соответствии с ФГОС дошкольного образования предусматривает формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе». Имеется необходимость создания условий, способствующих охране и укреплению психофизического здоровья детей, повышению сопротивляемости и защитных сил организма, совершенствованию их физического развития. В ДОО имеется комплексная физкультурно-оздоровительная система, с учетом состояния здоровья детей и условиями детского сада, согласно ей, одним из условий решения воспитательных, развивающих задач является ознакомление детей с основами ОБЖ. 

Слайд 3

Большинство старших дошкольников безынициативные, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждениях стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Слайд 4

Содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, В.В.Колбанов, В.И.Сыренский, Л.Г.Татарникова). Основы безопасности детей дошкольного возраста описаны в трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, опыт формирования необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни прослеживается в трудах В.Г.Алямовской, Г.А.Баранчуковой, К.Л. Казаковцевой. Формированием здоровья детей занимались Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Н.А.Гордова, В.Т. Кудрявцев и др.

Слайд 5

Цель педагогической деятельности -  формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения через использование разнообразных форм и методов организации образовательной деятельности

        Задачи педагогической деятельности:

  • Продолжать знакомить детей с правилами поведения в опасных ситуациях через сюжетно-ролевые и дидактические игры;
  • Формировать навыки безопасного поведения в опасных ситуациях путем участия в различных видах деятельности;
  • Закреплять правила поведения в опасных ситуациях и практические навыки в условиях игрового пространства;
  • Совершенствовать умения детей по применению полученных знаний в конкретных ситуациях (набирать номера телефонов экстренных служб, объяснять ситуацию, правильно называть свой адрес);
  • Развивать чувство ответственности за свои поступки;
  • Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах безопасности детей.

Слайд 6

      Содержание моего педагогического опыта в соответствии с ФГОС дошкольного образования входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и интегрируется с остальными образовательными областями.

Слайд 7

Формирование навыков безопасного поведения воспитанников через их желание освоить предлагаемые способы поведения в опасных ситуациях и стремление применять их дома, в детском саду и на улице.

Слайд 8

       Разработала и реализовала систему мероприятий, состоящую из  трех этапов: подготовительный, основной, заключительный. В теме «Безопасность» выделяют пожарную безопасность, мир вокруг, безопасная дорога.

Слайд 9 – 10

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках ДОО, поэтому важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей. Сотрудничество с родителями начала с мониторинга по выявлению компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности (провела тест: например, как вы будете действовать в экстремальной ситуации (выбрать из предложенных ответов). На основании полученных данных можно сказать, что родители заинтересованы в обеспечении безопасности своих детей, но не всегда знают, как и что следует предпринять. Разработала цикл мероприятий с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в опасных ситуациях.

С целью выявления представлений детей о действиях в экстремальных ситуациях с ними была проведена игра «Как бы ты поступил?» (Предлагается ряд иллюстраций, с изображением различных ситуаций. Дети должны определить, что нужно сделать). По результатам стало видно, что многие воспитанники плохо владеют информацией о собственной безопасности,   есть такие воспитанники, которые совсем не знают, как правильно вести себя в опасных ситуациях, а некоторые знают правила, но не применяют их.

      Дополнила развивающую предметно-пространственную среду группы новыми пособиями и дидактическими материалами. При наполнении  среды в группе мной были предусмотрены следующие принципы: вариативности, насыщенности, доступности, безопасности.

Заинтересовала и привлекла родителей к обогащению среды группы.

Слайд 11

На втором этапе определила,  что для решения поставленных задач в вопросе безопасного поведения детей необходимо в своей деятельности использовать разнообразные формы организации образовательной деятельности. Общение стимулирует детей к высказываниям, стремлению решать проблемы, выбирая наиболее рациональные способы действия в экстремальных ситуациях.

Игровая деятельность представлена сюжетно – ролевыми играми, театрализацией, играми со строительным материалом, играми-экспериментированием, дидактическими играми, коммуникативными играми.

Слайд 12

Продуктивная деятельность включала в себя конструирование из бросового материала вертолетов спасателей, аппликацию, лепку людей, имеющих профессию пожарный, и рисование специальных машин.

Слайд 13

Ребята принимали участие в туристических играх, организованных с целью обобщения знаний детей по безопасному поведению на природе. Дети проходили различные испытания: «разводили» костер, определяли съедобные и ядовитые растения и грибы, переправлялись через болото и т.д.

Слайд 14

Познавательно-исследовательская деятельность предполагает придумывание вопросов к гостю из пожарной охраны («Страшно ли во время пожара»?,«Почему пошли работать в пожарную охрану»? и т.д.), беседа с инспектором ПДД на перекрестке, проведение Акции «Осторожно, водитель!», продуктом которого стали рисунки детей по ПДД, выставка книг.

Слайд 15

Деятельность на восприятие включает в себя просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций книг, прослушивание литературных произведений на тему безопасности.

Слайд 16

Двигательная деятельность – это подвижные игры в спортивном зале и на площадке детского сада, игры с мячом, спортивные эстафеты.

Слайд 17

  С детьми посетили пожарную часть, где познакомились: с трудом пожарных и действием боевого расчета, тактикой пожаротушения, пожарной техникой, различными подразделениями (диспетчерской службой, боевым расчетом).

Слайд 18

    Итогом работы по теме пожарной безопасности стало родительское собрание, на котором  была доведена до сведения родителей обобщенная информация, а именно, как можно предупредить наступление опасных ситуаций, как научить детей действовать в таких ситуациях. Проведен досуг, организованный совместно с родителями, где дети показали сказку про лисицу и спички, затем были проведены конкурсы с участием родителей. Проведен конкурс рисунков по безопасности.

Слайд 19

   Совместно с родителями и воспитанниками была создана игра «Чтобы не случилось беды». Макет городской улицы с изображением домов, магазинов, проезжей части, пешеходных переходов. Главными героями игры стали персонажи Саша и Маша, которые постоянно попадали в опасные ситуации. Дети выбирали карточку (изображен Саша, прилипший языком к металлической трубе, зимой), необходимо детям назвать номер службы экстренной, в которую необходимо позвонить, позвать на помощь. После этого приходит следующий персонаж, это может быть или полицейский, или врач, или пожарный. Они приезжают на соответствующем транспорте (ребенок обговаривает). Затем дети объясняют, как правильно себя нужно вести, чтобы не случилось беды.

Слайд 20

        По результатам опроса детей и наблюдений в процессе совместной деятельности заполнялась мониторинговая карта на начало и на конец учебного года. Из нее видно, что в начале учебного года более половины воспитанников не могли правильно описать опасную ситуацию и назвать свой адрес. Благодаря правильно организованной воспитательно-образовательной работе, показатели на конец учебного года изменились в лучшую сторону: уже более половины воспитанников владеют знаниями о поведении во время опасных ситуаций, правильно называют свой адрес и набирают номер телефона экстренных служб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...