Проектная деятельность у дошкольников
методическая разработка (средняя группа)
самообразование педагога по теме: "Проектная деятельность, как средство познавательного развития активности у детей среднего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профессионального саморазвития педагога.
Сроки реализации программы 2020-2021 учебный год.
«Проектная деятельность как средство познавательного развития активности у детей среднего дошкольного возраста»
Разработала Морозова Мария Игоревна
Воспитатель средней группы «Сказка»
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы:
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с введением методов проекта как средства развития познавательной активности ребёнка.
Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. В качестве основных методов соответствующих данному требованию является проектный метод. По сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, в нем можно выделить следующие его особенности:
развитие социальных навыков дошкольников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
высокую степень самостоятельности, инициативности детей и их познавательной мотивированности;
В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектная деятельность расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями: несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.
Основываясь на данном противоречии, считаю, что актуальность исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы развития проектной деятельности на дошкольном этапе развития детей. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов развития принесет желаемый результат в формировании познавательной сферы ребенка.
Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для развития познавательной активности детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада.
Цель: внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
Задачи для воспитателя:
1) Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить сущность понятия проектная деятельность;
2) определить особенности формирования познавательной активности в рамках организации проектной деятельности;
3) Определить сущность технологии проектной деятельности как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
4) Описать и испытать практическую работу по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Задачи для детей:
- Создавать развитие у детей познавательного интереса
- Расширять кругозор
- Формировать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями
- Развитие любознательности
Задачи для родителей:
- Формирование развития интереса со стороны родителей к проектной деятельности
- Распространение педагогических знаний среди родителей
Работа воспитателя:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Разработать и реализовать работу по взаимодействию с родителями
- Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми в соответствие с комплесно –тематическим планированием ООП ;
- Создать современную РППС
- Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов ;
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах.
Работа с родителями:
- Изучить, насколько готовы родители к сотрудничеству с ДОУ
- заинтересовать в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
- Вовлечь и заинтересовать родителей к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
Работа с детьми:
- Предоставление информации по выбранной теме
- Предоставление дидактических игр по выбранному банку проектов
- Беседы, чтение стихотворений, сказок
Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы.
Планируемый результат самообразования:
- У меня, как педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
- умение активизировать творческие способности и применять полученные знания на практике;
- пополнение копилки профессиональных достижений.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 учебный год
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 учебного года
2020-2021 учебный год
Месяц, тема проекта | Цель | Результат | Продукт |
Сентябрь, | Изучение литературы по выбранной теме | Составление перспективного плана | |
Октябрь | внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности. испытать проектную технологию, как средство формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. | Выступление на родительском собрании на тему «Проектная деятельность» | Создание банка проектов в соответствие с КТП Пополнение РППС продуктами проектов реализованных |
Ноябрь, разработка и реализация проекта «Мамочка моя» | Формировать представление о празднике «День матери». Раскрыть детям многообразный образ матери, как самого близкого родного человека, повышение роли матери в становлении личности ребенка. Развитие духовно-нравственной личности ребенка. | Подбор сказок, стихотворений, пальчиковых игр. Чтение литературы, рассматривание иллюстраций . | Изготовление необходимых дидактических игр. : «Лото: Мамины помощники», «Узнай по описанию», «Профессии», «Животные и их детеныши?», «Собери картинку» |
Ноябрь, Разработка и реализация проекта на тему «Мой любимый город Дзержинск» | Цель: уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о родном крае. Анкетирование для родителей «Патриотическое воспитание ребенка» | Беседа «Что мы знаем о Дзержинске» | • Конструирование моделей «Дома моего города» • Лото «Наш город» • Аппликация «Дом, в котором я живу» • Беседа + рассматривание альбомов «Животные родного края» • Беседа + рассматривание альбомов «Растения родного края» • Чтение В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом»; Н. Забила «Путями-дорогами». • Игры с лепбуком «Мой родной город» |
Декабрь, Длительный проект на тему «Зимушка-зима» | Цель: Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь, наблюдательность. | Беседы: «Первый снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери и птицы зимой», «Зимние игры и забавы». Загадки о зиме. Оформление папок-передвижек для родителей: 1.«Зима пришла», «Игры на прогулке», «Давайте поиграем», «Развиваемся играя», «Читаем дома вместе», «Учимся наблюдать». 2. Мастер класс для родителей «Рисуем зимний лес» (свеча и гуашь). 3. Консультация «Одеваем детей по сезону». 4. Изготовление кормушек для птиц. | Чтение сказок: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка», «Снегурочка», «Рукавичка». Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Зимушка хрустальная», «Пришла зима», «Едут санки». Разучивание стихотворений: «Птичьи гнезда опустели», «Если снег идет». |
Январь _ Февраль | |||
Март, Мини-проект на тему «8 марта» | Цель: Расширить знания детей о празднике 8 Марта, воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку, произведения изобразительного искусства. Привлечь детей к совместному изготовлению подарков самым близким людям – мамам и бабушкам. | Беседа о маме: «8 Марта – Международный женский день»; «Женщина – труженица»; «Семейные традиции»; «Моя любимая мама»; «Мамы разные важны, мамы всякие нужны»; рассматривание альбома «Наши мамы»; «Кем работает моя мама»; «Что ты делаешь, когда огорчается мама?» | Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные) Слушание детских песен о маме. «Пусть всегда будет солнце» А. Островский, Л. Ошанин, З. Петрова, С. Богомазов, В. Вайнович. |
Список используемой литературы:
- «Развитие речи в детском саду», В. В. Гербова
- «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова
- «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома»
- Федеральные Государственные Общеобразовательные Стандарты.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность для дошкольников (буклет)
Буклет для родителей...
проектная деятельность старших дошкольников
проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
Проектная деятельность старших дошкольников в условиях ДОУ "Ёлочка, живи!"
Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о ели.Познакомить детей с жизн...
«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.
Проектный метод обучения – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...
«Использование проектной деятельности с дошкольниками с ОНР 3уровня, в условиях группы компенсирующей направленности» Проект: «Поможем пернатым друзьям!!!»
В современном мире актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информ...
Познавательно - проектная деятельность старших дошкольников через ознакомление с экологией: «Огород на подоконнике».
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....
Проектная деятельность с дошкольниками "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."
Презентация результатов краткосрочного проекта с детьми раннего возраста "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."...