Обеспечение индивидуального подхода в музыкальном воспитании дошкольников
материал

Левченко Елена Фридриховна

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛНОГО ПОДХОДА В МУЗЫКАЛНГОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. В статье проанализирован опыт работы педагогов по обеспечению индивидуального подхода в музыкальном образовании  дошкольников. Автором предложены методы и формы индивидуальной работы  непосредственно в учебной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Е.Ф. Левченко

Лесосибирский педагогический институт – филиал

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

г. Лесосибирск, Россия

В статье проанализирован опыт работы педагогов по обеспечению индивидуального подхода в музыкальном образовании  дошкольников. Автором предложены методы и формы индивидуальной работы  непосредственно в учебной деятельности.

Ключевые слова: индивидуализация, показатели музыкальной одаренности, обеспечение индивидуального подхода в музыкальном образовании  дошкольников.

The article analyzes the experience of teachers in providing an individual approach to music education of preschool children. The author suggests methods and forms of individual work directly in educational activities.

Keywords: individualization, indicators of musical giftedness, providing an individual approach in music education of preschool children.

Прежде чем начать разговор об обеспечении индивидуального подхода необходимо  напомнить, что обозначает термин «индивидуализация»?

1. Индивидуализация-это поддержка  инициативы  детей  в  различных  видах  деятельности.  

 Музыка может раскрывать безграничные возможности во всех видах деятельности, так как является одной  из наиболее распространённых и доступных форм искусства оказываеющих воздействие на детей. Она является ещё и лечебной. Уже в Древней Греции Пифагор в своём университете начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы возбудить активность, а вечером – успокоиться.

Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять психологическое напряжение, успокоится, сосредоточиться. Музыка способствует преодолению отклонений, как в психическом, так и физическом развитии.

Необходимо сделать акцент на  детях  имеющих музыкальные способности.  Для этого рассмотрим показатели музыкальной одаренности.

Показатели музыкальной одаренности:

  • музыкальный слух
  • феноменальная память
  • скоординированный  двигательный аппарат
  • высокая обучаемость
  • работоспособность

Система работы музыкального  руководителя очень многогранна,  включает многообразные  виды деятельности, но самый важный считаю индивидуальную работу с детьми. Так, как главной задачей педагога становиться необходимость поддержать индивидуальные творческие проявления ребенка, дать возможность раскрыть свои скрытые возможности посредством осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

Осуществляя индивидуальную работу с одаренными детьми, обращаю внимание на то, что ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Для выявления музыкальных способностей в детском саду осуществляются постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

 Согласно методике, индивидуальные музыкальные занятия проводятся в свободное от других занятий время. Проблема в том - как найти это свободное время? Режим дня детей в ДОУ и так перегружен различными мероприятиями.

Со старшим воспитателем  мы нашли такие варианты. Индивидуальные занятия проводить сразу после основного муз. занятия - особенно с "отстающими" детьми, например, по причине пропусков занятий или болезни. Оставляем таких детей на 5-10-15 мин.

В процессе индивидуальных муз. занятий заметила, что дети лучше "раскрываются" в этих условиях: педагог - ребенок. Детям особенно нравится, когда им персонально взрослый уделяет свое внимание!! Видимо, современные дети тоже остро ощущают "дефицит общения - глаза в глаза", они сами напрашиваются пойти в муз. зал...!!

Удобно проводить индивидуальную работу сразу после ужина - после 17 час. И дети свободны, и педагоги не слишком заняты.

Часто вечерами консультирую родителей по вопросам муз. развития их ребенка - есть возможность практически показать муз. достижения сына или дочки,  при этом необходимо обратить внимание родителей на природный дар их ребенка для возможного углубления работы в данном направлении в специализированном учреждении.

В вечернее время удается позаниматься подольше - никто не торопит и не подгоняет...!! Сколько по времени получается? Это зависит от детей, от их работоспособности, но не более 15 - 20 минут, все очень индивидуально. Включаю разные виды деятельности: пение, игра на муз. инструментах, муз. творчество, дидакт. игры, движение под музыку и т.д.

В индивидуальной работе необходимо уделять  внимание развитию следующих музыкальных навыков таких как:

Чистота интонации – самый сложные певческий навык, он связан с развитием слуха. Конечно, стараюсь выбирать песню с фразами с которыми ребенок сможет справиться, взять верно дыхание. От правильного вдоха зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации.

Для этого использую музыкальные игры-песни такие как «Песня сосульки» муз. и слова Т. Титичеевой , Русская народная попевка «Волк и Лиса», попевка  «Два кота» и др.

Так же необходимо развивать музыкальный слух. Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребёнка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха. Важнейшее проявление музыкального слуха – восприятие высоты звука.  Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления.

Для развития всех видов музыкального слуха использую в своей работе: 

Вокально-инструментальные игра-импровизации «Солнышко и ручеек», «Тише, громче в бубен бей», «Угадай-ка», «Лесенка» и др.

Следующее,  над чем необходимо работать – это музыкально-ритмические упражнения.

Музыкально-ритмические упражнения - способствуют развитию координации движений под музыку.

Включаю в занятия музыкальные этюды и игры. Такие как: этюд«Заводная игрушка», музыкально-дидактическая игра «Юный хореограф» с использованием метода моделирования танцевальных движений — мнемотехники.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию ритма , такта, творческой фантазии. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

Дидактические игры  с музыкальными инструментами: «Веселый Оркестр»,

«Музыкальный магазинчик».«Дирижер»,«Игра в кругу»,«Игра с бубном».

Задачи: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них, развивать фантазию и воображение детей.

Результаты индивидуальной работы с гиперактивными и  музыкально-одаренными детьми - это исполнительство в любых видах  музыкальной деятельности, следует показывать на общесадовых, групповых и других праздниках, тем самым рекламируя достигнутые успехи и самоутверждая личность музыкально-одаренного ребенка.

В теплое время года мы занимаемся индивидуально на улице, устраивая импровизированные концерты где выступают все дети, желающие показать свои достижения.

Система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Вывод

Таким образом,  в процессе работы еще раз убедилась в благотворном влиянии музыки на развитие ребёнка. А индивидуальные  занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают их музыкальные способности.

Список литературы:

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.

2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 2003. – 255 с.

3. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. – М.: просвещение, 2006. – 144 с.

4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. – 2-е из. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде иск...

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников.

В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё недоста...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В последнее время специалисты и ученные обращают все больше  внимание на то, что воспитание , обучение и лечение детей без учета их их пола чревато многими последствиями, сказывающими не только ...

Доклад на тему: «Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников»

laquo;Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятель...

"Обеспечение индивидуального подхода в музыкальном воспитании дошкольников" выступление на городских педагогических чтениях.

quot;Обеспечение индивидуального подхода в музыкальном воспитании дошкольников" выступление на городских педагогических чтениях....