Доклад на тему: «Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников»
учебно-методический материал
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…»
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет первостепенную задачу - охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, в том числе их эмоционального благополучия.
Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок.
На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.
Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода подразумевает гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.
Следовательно, в качестве основных направлений реализации индивидуально - дифференцированного подхода можно выделить:
1. Достигнутый ребенком уровень физического развития, его гармоничность.
2. Уровень иммунитета (частота и длительность инфекционных и соматических заболеваний)
3. Проблемы со здоровьем (наличие или отсутствие приобретенной или наследственной патологии)
4. Гендерные различия
5. Уровень двигательной активности
6. Степень физической подготовленности.
Для реализации индивидуально - дифференцированного подхода при организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных показателя:
1. состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
2. уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
3. уровень двигательной активности - это объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
В первую подгруппу входят дети первой и второй А групп здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.
Вторую подгруппу составляют дети второй Б и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.
Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Немало важной составляющей индивидуально – дифференцированного подхода является планирование образовательной деятельности с учетом гендерных особенностей детей, для которых занятия физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как:
• подбор упражнений,
• нормирование физической нагрузки,
• участие детей в играх и соревнованиях,
• их двигательные предпочтения,
• взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений,
• подбор инвентаря и оборудования,
• диагностика физического состояния.
Для организации и проведения физкультурных занятий с учетом индивидуального подхода предлагается использовать следующие варианты двигательной деятельности:
- занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия - в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;.
все дети занимаются вместе, а некоторые упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.
- “интегрированный вариант” проведения занятия.
которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный полоролевой характер.
На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек. При разработке комплексов упражнений учитываются двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом, скакалкой, обручем и т.д.).
Еще один критерий индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе физического воспитания – это уровень двигательной активности. Несоответствие режима двигательной активности возрастным физиологическим возможностям и потребностям детей приводит к гиподинамии, что может повлечь негативные изменения в детском организме. Главной задачей дифференцированного подхода к детям по уровню двигательной активности является вовлечение малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключение гиперактивных детей на более спокойную деятельность, чаще всего требующую внимания и сосредоточенности.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими участниками образовательных отношений. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Поэтому важно наладить тесное взаимодействия между родителями и педагогами для успешной реализации индивидуального подхода в физическом воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_individualnyy_podhod_v_fizicheskom_vospitanii.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…» Федеральный закон " Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
ФГОС ДО определяет первостепенную задачу - охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, в том числе их эмоционального благополучия.
Индивидуальный подход в физическом воспитании
Дифференцированный подход в физическом воспитании
Основные направления реализации индивидуально - дифференцированного подхода 1. Уровень физического развития 2. Уровень иммунитета 3. Проблемы со здоровьем 4 . Гендерные различия 5. Уровень двигательной активности 6. Степень физической подготовленности
Уровень двигательной активности Состояние здоровья Показатели распределения детей на подгруппы Уровень физической подготовленности
Учет гендерных особенностей детей • подбор упражнений, • нормирование физической нагрузки, • участие детей в играх и соревнованиях, • их двигательные предпочтения, • взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений, • подбор инвентаря и оборудования, • диагностика физического состояния
Деление на подгруппы по гендерному признаку
Деление на подгруппы по гендерному признаку
«Интегрированный вариант» проведения занятия
«Интегрированный вариант» проведения занятия
«Интегрированный вариант» проведения занятия
Подвижная игра «Зайчики и волк»
Упражнения на сосредоточенность и внимание
Взаимодействие с родителями в физическом воспитании дошкольников
Семейный спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья"
Физкульт – УРА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников».
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников и направления работы...
Программа по самообразованию «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников посредством игры»
Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в э...
«Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ:- сохранение и укрепление здоровья детей, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку....
Доклад на тему: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...
Доклад на тему"Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольников"
Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольников...
Индивидуальный план работы по самообразованию инструктора по ФК. Тема: "Гендерный подход в физическом воспитании"
Данный маетриал разработан для компетентного подхода в получении нового материала, подборе новых приемов ввоспитании положительных нравственно-волевые качеств личности ребенка, в соответствии с ...
Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве проявляются задатки особенностей характера, способностей и...