Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию.
картотека (старшая группа)
Доброта вокруг нас. Постарайтесь задуматься: а что лично я могу сделать, для того чтобы мир изменился к лучшему?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Спешите делать добро. | 334.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
для детей старшего
дошкольного возраста.
Нравственное воспитание.
Беседа: " Чем мы можем помочь другу".
Цель: привитие детям чувства значимости дружбы и умения общаться друг с другом, мотивировать детей на совершение добрых дел.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о воспитанности, добрых поступках, о дружбе между людьми; закрепить у детей понятия «вежливость», «доброта», «дружба».
Развивающие: развивать речь и мышление; упражнять в выполнении добрых поступков, самооценки поведения, оценивать поступки других.
Речевые: активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, заботливость, гордость, застенчивость).
Воспитательные: воспитывать стремление дружить с окружающими, доброжелательность, приобщать детей к добрым поступкам, побуждать к проявлению теплых чувств.
Ход:
Воспитатель вносит игрушку- зайца и просит детей потрогать его и определить, какой он.
Дети: мягкий, пушистый, добрый, гладкий.
Воспитатель: А теперь посмотрите друг на друга. Скажите, какой у вас друг, подруга?
Дети: добрый, умный, хороший.
Воспитатель: А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего, доброго, счастливого дня.
Воспитатель: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют и не ссорятся. Друзья - это люди, с которыми нам хорошо и интересно. Ребята, а вы, знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да-да" или "нет-нет".
- Будем крепко мы дружить? - "да-да"
- Нашей дружбой дорожить? - "да-да"
- Мы научимся играть? - "да-да"
- Будем другу помогать? - "да-да"
- Друга нужно разозлить? - "нет-нет"
- А улыбку подарить? - "да-да"
- Друга стоит обижать? - "нет-нет"
- Будем дружбой дорожить? - "да-да"
Физ. минутка.
Д/и "Найди себе друга".
Воспитатель: А вот и полянка, где Машенька отдыхала. Я предлагаю вам тоже отдохнуть.
(Под музыку дети танцуют, а при остановке мелодии находят пару и подают друг- другу ладошки, подарив другу дружбу).
Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»
Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.
Беседа с постановкой проблемной задачи.
Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?
На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.
Инсценировка стихотворения.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга — Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Дети инсценируют стихотворение.
Обсуждение проблемы, поиск путей решения.
Вопросы к детям:
1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)
2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)
3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)
Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга — Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Подведение итогов.
Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети: Нужно уметь договариваться.
воспитатель: Ребятки, перед вами разрезные карточки «Эмоции и чувства», вам необходимо выбрать карточки только с добрыми эмоциями.
Дети отбирают карточки с нужными эмоциями.
Обсуждение пословиц и поговорок.
Русские народные пословицы и поговорки:
- Плохо жить без забот, худо – без доброго слова.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Добро творить – себя веселить.
- Доброе дело – великое счастье.
- Кто добро творит, того Бог благословит.
- Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
- Доброму всегда добро.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Добрый пример лучше ста слов.
- Свет не без добрых людей.
- Худо тому, кто добра не делает.
Далее воспитатель рассказывает о значении поговорок и пословиц.
“Свет не без добрых людей”. Свет – имеется в виду земля, вселенная. Так говорится, когда человеку, попавшему в беду и нуждающемуся в посторонней помощи, помогают не только близкие, но и посторонние люди. Еще так говорят, когда верят, что человек не одинок и ему обязательно помогут в трудную минуту.
“Как аукнется, так и откликнется”. эта поговорка учит: как сам отнесешься к другому, так и к тебе будут относиться. Обычно так говорят в оправдание поведения того человека, который на недоброжелательное отношение к себе отвечает тем же.
в качестве иллюстративного примера можно привести и обсудить жизненную ситуацию, описанную в рассказе.
Как аукнется, так и откликнется
(рассказ)
Марине на день рождения подарили красивую куклу. У нее были длинные волосы, уложенные в красивую прическу. Кукла была в нарядном бархатном платье, в прекрасных туфельках и с маленькой сумочкой, в которой лежали крохотное зеркальце, расческа и даже духи.
Девочка принесла свой подарок в детский сад. Марину сразу же окружили подружки. С восхищением и восторгом они разглядывали ее подарок. Всем хотелось потрогать и подержать в руках чудесную игрушку.
– Уберите руки! Не трогайте мою куклу! – сказала Марина и прижала ее к себе.
Девочки обиженно отошли от Марины и продолжили свою игру. Марина осталась одна со своей игрушкой. Она показала своей кукле группу, кроватку, на которой спала, и столик, за которым кушала. Та неподвижно сидела на руках и равнодушно хлопала красивыми глазами. Марине стало скучно, и она подошла к девочкам. Те увлеченно играли в кукольном уголке в дочки-матери. Сейчас они решили уложить своих “дочек” спать: раздевали и укладывали их в маленькие кукольные кроватки,
а платьица развешивали в кукольном шкафу.
– Можно мне с вами поиграть? – спросила девочек Марина.
– Нет! – хором воскликнули девочки.
– Почему? – Марина очень удивилась отказу.
– Для тебя здесь нет места! – сказала одна из девочек.
– И твоя кукла может испачкаться или сломаться, а ее платье измяться и порваться…
– Подумаешь! И без вас обойдусь! – воскликнула Марина и, закусив губы от обиды, отошла прочь.
В о п р о с ы:
1. Почему девочки не захотели играть с Мариной в дочки-матери?
2. Как вы понимаете поговорку “Как аукнется, так и откликнется”?
Доброе слово – хороший поступок
(рассказ)
Был праздничный майский день. Владик вышел во двор своего дома прогуляться.
- Владик, мы здесь! – окликнули его приятели с другого конца двора.
- Иду! – прокричал в ответ Владик и направился к ним.
Навстречу мальчику шел пожилой человек. На его груди поблескивали ордена и медали. Он медленно шел, опираясь на палку.
- Здравствуйте, – приветствовал прохожего Владик. Тот кивнул в ответ.
- С праздником вас, дедушка! – продолжил Владик и протянул руку. Ветеран остановился и крепко пожал руку.
- Спасибо! – проговорил он и улыбнулся.
Владик, кивнув на прощание головой, побежал к приятелям. Вечером за ужином он рассказал родителям о том, что во дворе видел ветерана с настоящими боевыми медалями и орденами.
- Я с ним поздоровался и поздравил с праздником!
- Молодец! – похвалил папа.
- А почему ты так поступил, Владик? – поинтересовалась мама. – Ведь ты даже незнаком с этим человеком?
- Потому что он ветеран, участник войны. А ветеранов надо уважать, так нам в садике говорили. Дедушка был таким грустным и печальным. Я хотел, чтобы он улыбнулся.
В о п р о с ы:
1. С каким праздником поздравил Владик ветерана?
2. Почему ветеран, несмотря на праздник, был грустным и печальным?
3. “Вежливый”, “воспитанный”, “искренний”, “добрый”, “заботливый”, “внимательный”, “веселый” – какое из перечисленных слов характеризует мальчика?
Ситуативная игра-история «Машина».
Котику мама купила машину:
Кузов нарядный, красивые шины,
Пульт управления, мощный мотор.
Котик довольный помчался во двор.
Ежик машину увидел, и вот
Молча у друга ее он берет.
Чудо-игрушку хочет отнять,
Котик ему не готов уступать.
И говорит он, надувшись, Ежу:
«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».
Выход из проблемной ситуации.
Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.
Очень мила мне машина твоя.
Дай мне, пожалуйста с ней поиграть,
Её аккуратно я буду катать».
Котик ответил: «Конечно, бери.
Кнопку для старта скорее нажми!».
Ситуативная игра-история «Случай в малине».
День был июльский, и жаркий, и длинный.
Котик и Ёж собирали малину.
Только в траве, возле старой березы,
Котику в лапу вонзилась заноза.
Просит он Ёжика: «Друг, помоги!
Мама малинку ждет в пироги!»
«Я не желаю тебе помогать,
Лапкой одной можешь ягоды рвать.
Не я уколол тебя», — Ёжик сказал,
В помощи другу он отказал.
Выход из проблемной ситуации.
-Не огорчайся, мой друг, не беда!
Ведь помогаю тебе я всегда!
-Вместе мы сладкой малины нарвем,
Сладкий пирог вместе мы испечем.
Ситуативная игра-история «Помощь Бельчонку»
Котика мама послала на почту,
Маме письмо отослать надо срочно.
Ёжик с приятелем вместе пошел,
С другом в дороге всегда хорошо.
Слышат в лесу они плач чей-то громкий,
И увидели под елью Бельчонка,
Он в незнакомое место попал,
Маму и дом свой родной потерял.
«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,
Много у нас еще дел впереди.
Если с тобою будем возиться,
Почта, наверно, успеет закрыться!»
Выход из проблемной ситуации.
«Бедный малыш, мы поможем тебе
И одного не оставим в беде.
Маму свою ты найдешь вместе с нами,
Будем теперь с тобою друзьями».
Ситуативная игра-история «Ириски».
Котику как-то купили ирис
С очень веселым названьем «Кис-кис».
Лучше ириса нет в мире конфет!
(Это, признаться, уже не секрет.)
Ежик сказал: «Я конфеты люблю!
Не угостишь — я тебя уколю!»
Котик ответил: «Если ты злой,
Значит, ириски не дам ни одной!»
Выход из проблемной ситуации.
Котик ни капельки не удивился:
«Что же ты, Ежик, так рассердился?
Ирис я принес, чтоб тебя угостить,
Просто ты, Ёжик, забыл попросить!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.
Игры которые можно использовать для воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников....
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Материал для воспитателей ДОУ....
Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...
Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей 3-4 лет по книге Н.Ф. Губановой "Развитие игровой деятельности"
Представлены дидактические игры по нравственному воспитанию, соответствующие ФГОС....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
(информация из открытых интернет источников)...
Картотека «Дидактические игры по нравственному – воспитанию»
«Дидактические игры по нравстве...