Нравственное воспитание Игра «Водичка, умой мое личико!» Дидактическая задача. Формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости. Игровая задача. Помочь Буратино выполнять правила поведения. Игровые правила. Имитировать правила поведения так, чтобы все узнали, какие это правила. //-- Ход игры --// Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображено, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскивают руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравится больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему. Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны штаны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок – таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол?» Дети объясняют, что сначала надо умыться. Начинается игра «Умоем Буратино».
Все штанишки в черных пятнах, (Дети переглядываются и грозят пальцем.) Ты, дружок, не аккуратен. Сбит в полосочку колпак. Нам в ответ: (Буратино отмахивается рукой.) – Сойдет и так! Весь в песке, в болотной тине (Буратино садится за стол.) Был испачкан Буратино, (Дети возмущенно переглядываются.) Как чумазый он пришел, Так уселся он за стол. Все ребята это знают– (Дети имитируют умывание.) Так никто не поступает, Перед каждою едой Непременно руки мой! (Дети показывают чистые ладоши.) Два часа от грязной тины (Дети моют Буратино.) Отмывали Буратино, Стал наш мальчик так хорош, (Дети хвалят Буратино.) Так красив и так пригож. Повязал себе салфетку, (Буратино повязывают салфетку.) Аккуратно съел котлетку, (Буратино дают тарелку с едой.) Суп не вылил на кафтан И «спасибо» всем сказал. (Буратино встает из-за стола и раскланивается.)
Дети участвуют в инсценировке, которую можно проводить как с помощью куклы, так и с участием ребенка, играющего роль Буратино. Далее дети играют с воспитателем в игру «Что мы делаем, покажем»: ребята выполняют движения, а Буратино отгадывает, что они делают; затем Буратино показывает движения, а дети отгадывают (моют руки, копают лопаткой, здороваются, прощаются, благодарят, извиняются).
|
Нравственное воспитание Игра «Утешим медвежонка» Дидактическая задача. Поощрять попытки детей пожалеть кого-либо и помочь. Игровая задача. Помочь медвежонку и утешить его. Игровые правила. Показывать решение так, чтобы было всем понятно, как надо поступить. //-- Ход игры --// В гости к детям приходит медвежонок. Он очень расстроен, плачет. Медвежонок разбил любимое папино блюдце и теперь боится идти домой. Скоро вечер, мама и папа будут беспокоиться. Что делать? Воспитатель побуждает детей помочь медвежонку и успокоить его. Дети подходят и говорят ему утешительные слова: не плачь, не беспокойся, мы поможем, не бойся, не грусти. Медвежонок от этих слов плачет еще больше. Воспитатель говорит, что все дело в разбитом блюдце, из которого папа всегда пьет чай. Дети решают помочь медвежонку склеить старое блюдце и сделать новое. Дети получают заготовки – «разбитое блюдце» (нарисованное блюдце с отломанным кусочком) и «склеивают» их (зарисовывают узором). Затем рисуют рядом новое блюдце и дарят медвежонку. Медвежонок благодарит ребят. Дети играют с медвежонком в игру «Правильно или нет?» Воспитатель показывает ситуацию: человек плачет, закрыл лицо руками. Решение: подойти и обнять, погладить по голове, сказать хорошие слова. Подобные ситуации воспитатель показывает несколько раз, потом дети могут их создавать сами, а медвежонок будет изображать, как надо поступить. |
Нравственное воспитание Игра «Самостоятельный енот» Дидактическая задача. Учить правильно оценивать поступки; воспитывать самостоятельность. Игровая задача. Показать еноту, как надо быть самостоятельным. Игровые правила. Правильно подобрать карточку. //-- Ход игры --// Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то пыхтит за ширмой. Это енот, он не может завязать себе шнурки. Енот сердится и кидает башмаки. Воспитатель спрашивает у енота, почему у него такое настроение. Енот отвечает, что башмаки у него плохие, не слушаются, а шнурки не хотят завязываться, поэтому он и разозлился. Енот не верит, что у детей башмаки и шнурки никогда не капризничают. Воспитатель просит ребят показать, как надо обращаться со шнурками, чтобы они завязывались, и с ботинками, чтобы они хорошо надевались и красиво выглядели. Дети берут заготовки со шнурками и показывают, как надо их завязывать. Потом они объясняют еноту, как надо ухаживать за ботинками: мыть, смазывать кремом, сушить, ставить на полочку. Затем дети играют в игру «Что нужно?» Воспитатель дает им карточки с изображением предметов и карточки с изображением ухода за ними (на одной карточке изображена обувь, на другой – крем для обуви; одежда – щетка; ковер – пылесос; пол – швабра и ведро). Сначала дети рассматривают карточки, потом называют изображенные предметы и способы ухода за ними, потом подбирают соответствующие карточки. |
Нравственное воспитание Игра «Проводим уборку» Дидактическая задача. Воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться. Игровая задача. Научить Незнайку убирать свою комнату. Игровые правила. Правильно подобрать карточки. //-- Ход игры --// Воспитатель просит детей помочь Незнайке, он не умеет убирать комнату. Дети рассказывают, как они сами заботятся обо всем, что есть в групповой комнате: протирают полки в шкафах, убирают на место игрушки, выбрасывают мусор в корзину. Незнайка хочет все это запомнить, и воспитатель предлагает поиграть. Проводится игра «Убери на место». На карточках изображены предметы, которые надо «убрать на место», то есть подобрать к ним другие карточки, на которых изображено то место, куда надо этот предмет убрать: игрушки – на полки; книжки – в шкаф; карандаши – в коробки. Дети рассматривают карточки, объясняют, что на них нарисовано, потом подбирают подходящий предмет. |