Игры наиболее эффективно создают педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель: развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу; закрепи
консультация (средняя группа)
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_gendernogo_vospitaniya_v_doshkolnom_vozraste.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте
«Как Вася может играть в куклы, он же мальчик!..», «Девочки не могут быть пожарными!..», «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?..» Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в детском саду и каждому родителю. Наше отношение к полу развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с полом человека.
«Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их».
Ж.-Ж. Руссо
«Письма с горы»
В переводе с английского gender обозначает «род», «пол». Но это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами.
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому родителями обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.
Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.
Цель гендерного подхода — формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей (например, идеи равенства независимо от половой принадлежности). Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».
Игры наиболее эффективно создают педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:
- развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
- закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
- развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).
Например, в поле образовательных задач можно читать с детьми сказки, где в сюжете затронута семейная жизнь персонажей (подойдут почти любые сказки Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также рассказывать детям об основных функциях семьи, семейных традициях, знакомить с профессиями и трудовой деятельностью.
Многие сюжеты на тему гендерной идентичности можно почерпнуть в художественной литературе
К развивающему полю можно отнести:
- упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
- музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
- задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.
В старшей группе стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...
Развлечение в рамках гендерного воспитания.
Развлечение по гендерному воспитанию для подготовительной группы....
Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...
Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...
Сценарий развлечения для детей старшего и подготовительного возраста в рамках гендерного воспитания «Планета сказок»
Сценарий развлечения для детей старшего и подготовительного возраста в рамках гендерного воспитания «Планета сказок»...
Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...
4 ноября День народного единства.Цель праздника: 1 Воспитывать любовь к своей Родине, уточнить знания детей о государственных символах России. 2 воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26537879","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26538116","attributes":{"alt":"","class"...