«Игровые технологии в процессе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста (с использованием ИКТ)»
консультация (подготовительная группа)

Репникова Ирина Владимировна

 В предоставленном материале предоставлены различные приемы и методы для воспитания нравственно- патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patr._i_ikt.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №6 Адмиралтейского района

Доклад на тему:

«Игровые технологии в процессе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста (с использованием ИКТ)»

Подготовила: Репникова И.В.

Санкт-Петербург

2021 год

Игровые технологии в процессе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста (с использованием ИКТ)

Дошкольный возраст является той ступенькой в жизнь, на которой начинается формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственных основ личности с осознанием    социальной значимости себя в окружающем мире. В этом возрасте следует уделять особое внимание воспитанию таких чувств как достоинство, ответственность и надежность, формировать истинные ценности семьи и Родины.

Воспитанники дошкольного возраста зачастую имеют недостаточные представления о городе, в котором живут, родной земле, памятных местах, природных богатствах родного края, о труде своих родителей и т.д. Основной задачей педагога ДОО является формирование  личностных отношений  ребенка:  чувства любви   к семье, дому, родному краю, природе, Родине.

Ведущей деятельностью детей в ДОО является игра. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения. Через игру ребенок познает окружающий мир, обогащает свой нравственный и жизненный опыт, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, организует сообщества.

 Следовательно, эффективными технологиями в области нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются технологии, разработанные на основе данного вида деятельности.

Игровая технология- группа методов и приемов организации педагогического процесса в игровых формах.

            Игровые технологии нравственно-патриотического воспитания:

Сюжетно-ролевая игра.

включает игры основанные:

- на бытовых сюжетах: семья, праздник, дом.

- на основе производства: столовая, автопарк, почтовое отделение, аэропорт…

- на основе героических подвигов: космические полеты, героические воины, МЧС.

-на основе литературных произведений, фильмов, мультфильмов, презентаций о животном и растительном мире, поступках людей, детей, …

Содержание сюжетно-ролевой игры, прежде всего, направлено на формирование жизненного опыта взаимодействия, общения, духовно- нравственного воспитания детей.

Театрализованная игра.

Основное отличие театрализованной игры и сюжетно-ролевой – сюжет. В первом случаи сюжет определен литературным произведением, а все фантазийные доработки детей - игровым сюжетом, способствующим проявлению, формированию личностных и морально-волевых качеств, передача чувств, таких как сочувствие, гордость, сопереживание, …

Игра- драматизация.

 Ребенок выражает свои чувства и действия посредством действий персонажей с использованием жестов, мимики, пантомимы по средствам пальчиковых, ложковых, настольных театров, с куклами бибабо… Основой для данной игры служит правильно подобранное педагогом произведение: потешки, сказки, басни, ...

Необходимым условием создания игровой ситуации является умение педагога заинтересовать ребенка ни только процессом, но и сюжетом, используя приемы: выразительного чтения, вхождения в образ, демонстрация, описание, привлечения детей к игре.

Игровое - конструирование.

Данная технология основана на созидании.  Способствует совершенствованию практических навыков: простейших трудовых, организационных, творческих, эмоциональных. Применение данной технологии позволяет детям активно применять знания и впечатления об окружающем и предметном мире, познавая физические свойства предметов, создавая, творя, фантазируя, воплощая, тем самым обучая мыслить, проявлять самостоятельность, трудолюбие, применять творческий подход в решении конструктивных задач.

Дидактические игры.

Данная технология способствует всестороннему развитию личности ребенка:   расширяет  представления  о родном крае, городе, родной земле, памятных местах, природных богатствах, о  труде взрослых,  исторических сведениях,  фактах, ... Применение   данной технологий, дает возможность педагогу  вовлечь  детей в познавательный  мир исторических, физических, биологических и др. открытий, зародив искорку любви к Родине, гордости за нее. Формирует осознание своей значимости в защите, сохранении, бережном отношении к достоянию Российской Федерации.  

Подвижные игры.

Данная технология в своей основе способствует не только физическому развитию детей, развитию и совершенствованию движений, но и развивает волевые качества личности: смелость, ответственность, надежность, взаимовыручка, солидарность.

К особому виду подвижных игр относятся народные подвижные игры. Особенностью таких игр является – нравственная историческая основа, способствующая формированию гармоничной связи ребенка с окружающим миром, формируя устойчивое, уважительное отношение к культуре родного края, создавая основу для положительного эмоционального развития патриотических чувств.  

Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:

  • – активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
  • -развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
  • -эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Традиционным в работе по нравственно- патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Покормите птиц зимой». Изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».

В рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне можно провести патриотическую акцию «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети подготовительной группы совместно с родителями или воспитателями могут изготовить поздравительные открытки. Родители с ребятами поздравят ветеранов.

Применение педагогами ДОО игровых технологий в нравственно-патриотическом воспитании способствует формированию ценностного отношения детей к природе, труду, расширяет представления о родном крае, городе, государстве, развивает чувства ответственности, гордости за достижения своей страны, народа и создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма"....

Тема:«Ознакомление детей с окружающей действительностью – как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»

Презентация на тему "Ознакомление детей с окружающей действительностью - как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста"....

Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"

Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие;  повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...

Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...

"Использование игровых технологий в процессе театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста" Э. Г. Чурилова

Даная технология является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребенка: познавательных и психических процессов, формирован...