БУКЛЕТ «Технология ТРИЗ в детском саду»
материал
Предварительный просмотр:
МАДОУ №322 «Морозко»
Подготовила: воспитатель Смирнова О.А.
«Технология ТРИЗ в детском саду»
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Методы ТРИЗ
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей
- Метод ММЧ
(моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
- Мышление по аналогии. Так как аналогия – это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования(ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Мини-музей «Волшебство в чемодане»
Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию методики ТРИЗ в детском саду
Игры по технике ТРИЗ, средства ИКТ, различные способы рисования, исследовательская деятельность, речевое творчество и сочинительство – вот далеко не полный перечень педагогических технологий, которые применимы при работе с мини-музеем «Волшебство в чемодане».
Атрибуты музея «Волшебство в чемодане»:
- Волшебные предметы: волшебная палочка, волшебное зеркало, дудочка-самогудочка, шапка-невидимка, блюдечко с каемочкой и яблочком, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, цветочек аленький, травы лечебные, зелье волшебное, волшебная горошина, молодильное яблочко, волшебное перо, меч-кладенец, ковёр-самолёт, волшебное кольцо, золотой ключик, волшебный клубочек.
- Картотеки дидактических игр к атрибутам музея «Волшебство в чемодане».
- Стихи- описания к экспонатам музея.
- Картотека опытов для исследовательской деятельности при создании «волшебного зелья».
- Загадки о сказочных предметах.
- Картотека заклинаний.
- Фонотека мелодий для дудочки-самогудочки.
- Набор иллюстраций по всем лексическим темам.
- Радужный парашют
Дидактические пособия: «Волшебные подушки», «Радужные гусенички»,
«Радужный парашют» (создание условий для двигательной активности детей)
Цели: развивать у дошкольников тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам; развивать тактильную чувствительность; научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений; развивать основы цветовосприятия.
В игры входят: 7 цветных радужных подушек с различным наполнением, горошина, кукла-принцесса, 2 радужных гусеницы на липучках, «Радужный парашют», демонстрационный материал по лексическим темам.
Методические рекомендации:
Вариант 1. Предложить ребенку на ощупь определить наполнение подушки, в которую педагог помещает пуговицы, крупу, бобы, горох, каштаны, синтепон, пластмассовые шарики, описать, что там находится, описать свои ощущения, отгадать или загадать загадку.
Вариант 2. «Сложи по цветам радуги»
Вариант 3. «Сложи от самой маленькой до самой большой»
Вариант 4. «Слепи-разлепи»
Вариант 5. «Тёплый цвет – холодный цвет»
Вариант 6. «Что бывает такого цвета?»
Вариант 7. «Помоги гусеничке собраться по цветам радуги»
Вариант 8. «Маленькая-большая»
Вариант 9. «Радужный парашют»
Многофункциональное пособие позволяет проводить дидактические и подвижные игры. Парашют можно использовать для закрепления лексических тем. В ходе игры, дети, двигаясь по цветному маршруту, закрепляют название цветов, математический счет, учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с окружающим миром.
ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в детском саду
Использование технологии ТРИЗ в детском саду...
Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"
Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....
Технологии ТРИЗ в детском саду
Презентация предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций...
Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, тех...
Педагогическое консультирование в рамках семинара - практикума "Технология ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО"
Что такое ТРИЗ. Основные этапы методики ТРИЗ. ПРописаны функции ТРИЗ. Описаны правила, которыми нужно придерживаться, для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фольклорных объекто...
Технологии ТРИЗ в детском саду (опыт работы)
В данной статье рассматривается использование технологии ТРИЗ в детском саду. Дано описание игр с использованием метода противоречий.Данный материал будет полезен воспитателям ДОО....
Самообразование 1. «Технология ТРИЗ в детском саду». 2017-2018 г
Цель: 1. Повысить свой профессиональный уровень;2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных ...