Статья. Музыкальное движение как средство приобщения детей к музыкальной культуре.
статья
Статья о значении музыкально-ритмического движения в процессе приобщения детей к музыкальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. музыкальное движение как средство приобщения детей к музыкальной культуре | 19.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное движение как средство приобщения детей
к музыкальной культуре.
В настоящее время наблюдается особый интерес к теории и практике музыкального движения. Видимо, это не случайно: именно во взаимодействии музыки и движения заложены огромные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, возможности развития музыкальных способностей и творческого потенциала.
Ещё в древности движения под музыку применялись в воспитании детей и почитались, как занятия, приносящее здоровье. Это являлось одним из ведущих методов воспитания как физического, так и духовного. Об этом красноречиво говорят слова Платона:
«… трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков, он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и для души…., ввиду этого воспитание в музыке надо считать главным, благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим…он будет упиваться, и восхищаться, прекрасным, и с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт ».
Это высказывание Платона, несмотря на давность, звучит в ХХI веке весьма актуально и современно!
Развитие творческих способностей ребёнка является главной задачей воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Переход на личностно- ориентированный подход в обучении требует от современного педагога инновационных форм и методов, способствующих достижению первых проявлений эстетического вкуса детей, активизации их творческого воображения.
Замечательное высказывание А.И. Бурениной, автора оригинальной программы музыкально-ритмического воспитания детей, подчёркивает значимость природного детского воображения:
«Возможно самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку, и научиться этому можно у ребёнка»
Действительно, детской двигательной непосредственности можно только позавидовать. Хотя без обучения двигательным навыкам не может быть красивой пластики, изящных движений.
Но как построить это обучение, чтобы не погасить детское творческое начало, желание ребёнка самостоятельно действовать, творить?
Это и является одной из задач, которую я стараюсь разрешить в своей работе.
Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребёнок движениями выражает свои чувства, рождённые музыкой. Мы часто с умилением наблюдаем, как самые маленькие воспитанники, впервые пришедшие на музыкальное занятие, услышав весёлую музыку, ритмично прихлопывают, приплясывают, их лица озаряются улыбкой. Отсюда и возникает задача научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку.
Маргарита Ивановна Чистякова, создатель уникальной методики «Психогимнастика», разработала цикл упражнений для детей старшего дошкольного возраста на развитие выразительных движений и основных эмоций. Она отмечала, что «ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес ребёнка к деятельности. Музыка, в свою очередь, усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей».
В своей работе одной из наиболее серьёзных задач я считаю: приобщение детей к музыкальной культуре, через совершенствование двигательных навыков и умений, в зависимости от характера музыки, её выразительных средств, форм, жанров.
В работу стараюсь брать такие танцевальные композиции, в которых при простейших движениях, дети смогли бы показать развитие сюжетной линии танца с помощью выразительных танцевальных и мимических средств.
Основными считаю следующие задачи:
- воспитание у ребят интереса, потребности в движении под музыку
- подведение воспитанников к эмоциональному раскрепощению, уверенности в себе,
- формирование ощущения своей значимости;
- развитие динамической стороны детского общения: лёгкости вступления в контакт с
партнёром, инициативности, развитие эмпатии;
- обогащение детских музыкальных впечатлений, их двигательного опыта.
Для их осуществления необходимо было подобрать такие формы и методы работы, которые позволили бы заинтересовать детей музыкально - ритмическими движениями.
В работу с детьми включаю коммуникативные танцы, элементы психогимнастики, вою релаксационные упражнения и этюды. Ребятам очень нравится «язык жестов», который усложняется от занятия к занятию.
Интонационно-образный строй современной музыки позволяет
расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.
При выборе музыкального репертуара пользуюсь принципом
- доступность по эмоциональной динамике.
- простота по форме,
- доступность в двигательном отношении.
Активно использую метод музыкального движения С.Д.Рудневой, которая считала, что «во всей музыкально двигательной работе надо исходить из музыки».
Каждое из её упражнений выполняет свою специальную задачу: одно помогает усвоить определенный двигательный навык, другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т. п.
Отбор музыкальных произведений я считаю особенно важным.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому я стараюсь быть очень осторожной с использованием классических шедевров.
Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием.
Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.
Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных.
Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...
СТАТЬЯ: «Традиционная русская культура, как средство музыкального и нравственного воспитания детей». Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Пацей Татьяна Александровна
Жизнь современного горожанина протекает среди машин и механизмов, асфальта и бетона. Человек все больше отрывается от природы, ощуща...
Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).
В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...
Статья "Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".
В статье раскрываются вопросы экологического воспитания средствами музыкального фольклора....
Статья "Приобщение дошкольников к русской народной музыкальной культуре"
Аннотация: В данной статье обобщен практический опыт музыкальных руководителей ДОУ по приобщению дошкольников к русской народной музыкальной культуре через организацию проектной, кружковой и музы...
Использование мнемотехники при разучивании музыкальных движений и перестроений на музыкальных занятиях
Использование мнемотехники при разучивании музыкальных движений и перестроений на музыкальных занятиях...
Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой И.А. на тему "Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников"
В своей работе я всегда стараюсь использовaть «Синтез» - это прогрaмма рaзвития музыкaльного восприятия у детей на основе синтезa искусствa. Это прогрaмма по слушанию музыки. Группа авторо...