Статья "Классическая музыка как средство формирования музыкальной культуры и социальной компетентности детей дошкольного возраста"
статья
В статье описвыается проэтапное формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassika.doc | 693.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Классическая музыка
как средство формирования музыкальной культуры
и социальной компетентности детей дошкольного возраста
Проблема развития социальной компетенции дошкольников – это важная социально и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы, одна из задач, которая решается в дошкольном возрасте – обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально значимой цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность» (социальный – межличностный); компетенция – от латинского (Competera – встреча), подразумевает способность к межличностным отношения. Если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации.
Следование социальным нормам делают людей ответственными за их поведение, позволяют регулировать действия и поступки, оценивать их как соответствующее или не соответствующие этим нормам. Ориентируюсь на нормы, человек соотносит нормы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми.
Каким же образом классическая музыка помогает детям дошкольного возраста?
Именно в этом возрастном периоде ребенок накапливает те впечатления, эстетические переживания, вырабатывает музыкально – эстетический вкус, эстетическую оценку, которые в дальнейшем предопределяют уровень нравственного развития, социальной компетенции. С помощью музыкальных произведений ребенок познает мир и себя. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал.
Приобретая определенные знания о музыке, ребенок приобщается к музыкальному искусству. Формирование основ музыкального общения позволяет детям дошкольного возраста адекватно воспринимать музыкальные образы, которые являются отражением элементов окружающей действительности. Таким образом, слушая музыку разных эпох и стилей, в сознании ребенка формируется представление о содержательности музыки связанной с нравственными идеалами, обусловленными историческим развитием общества.
Цель моей работы в области музыкального воспитания – формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.
Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста – это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей», взрослых сверстников необходимо эмоциональное насыщение, содержательное общение взрослого и ребенка в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной.
Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир. Поэтому социальное развитие ребенка, невозможно без познания эмоционального состояния людей (радости, грусти, печали, и т д.).
К теме: «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» обращались многие музыканты современности: Д. Шостакович, С. Майкапар, С. Прокофьев, а так же композиторы классики, такие как: И.С. Бах, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков. Названия музыкальных произведений говорят, как бы за себя сами и позволяют моим детям окунуться в состояние тревоги, грусти, радости, печали, восторга. Настроения, переданные в музыке, отражены в названиях: «Весело – грустно» Л. Бетховена; «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д. Кабалевского; «Смелый наездник» Р. Шумана; «Ласковая просьба» Г. Свиридова.
Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются, (тревожные, таинственные, взволнованные, решительные), развивается и обогащается «словарь эмоций». В процессе восприятия музыки дети учатся, а со временем уже и умеют сопереживать услышанную музыку, выражать в движении, мимике образы, настроения согласно с характером звучания музыки, оркестровать музыкальные произведения.
Тема: «Песня, танец, марш». Знакомя детей с этой темой, помогаю детям накапливать опыт представлений о жанрах на репертуаре классической и народной музыки. Осуществляю преемственность дошкольного и школьного музыкального образования.
Тема: «Музыка рассказывает о животных и птицах» – наиболее близкая и любимая у моих детей, так как дает им представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют моим воспитанникам: развивать образную речь, проявлять творчество (передавать в танцевальных образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей), инсценировать простейшие музыкальные пьесы, изображать в рисунках образы навеянные музыкой.
Тема: «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года. На различных сопоставлениях музыкальных произведений детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца). У детей развиваются: эстетические чувства, образная речь (применение эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные другими видами искусства). Начиная со среднего возраста, дети умеют передавать образы природы в рисунках цветовыми пятнами, а в старшем возрасте, рисовать музыку: на стекле, мокрой бумаге, ткани. Продуктами детского творчества оформлены – альбомы, выставки нашего ДОУ.
Тема: «Сказка в музыке» позволяет детям познакомиться с разными сказочными пьесами классической музыки: «Баба Яга» П.И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского, «В пещере горного короля» сюита из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», а так же с балетами П.И. Чайковского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Дети с большим удовольствием участвуют в постановке детских мини-опер: «Муха – Цокотуха» по мотивам К. Чуковского, музыка М. Красева; «Колосок» либретто А. Овсянниковой, музыка М. Красева; «Репка» по мотивам русской народной сказки музыка О. Боромыковой. Принимали участие в проведении новогоднего утренника, на котором были использованы характерные танцы из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Тема: «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомят с произведениями, имитирующими подражания звучания музыкальных инструментов (музыкальных табакерок, колокольчиков, шарманок), а так же с музыкальными инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах такие музыкальные произведения как: «Марш» из балета «Щелкунчик» музыка П.И. Чайковского, «Итальянскую польку» музыка С. Рахманинова, «Турецкий марш» музыка В.А. Моцарта, «Во саду ли в огороде» русская народная мелодия и многие другие русские народные мелодии.
Для социализации детей и повышения их музыкальной грамотности, решила углубленно работать над темой: «Классическая музыка как средство формирования музыкальной культуры и социальной компетентности детей дошкольного возраста». С этой целью организовала в дошкольном учреждении «Театрально-музыкальную гостиную», в которой дети глубже познают прекрасный мир балета, знакомятся с устройством театра, его видами, а также с музыкальными инструментами симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, что помогает детям не чувствовать себя оторванными от внешнего мира, ощущать свою значимость в окружающей его действительности, выражать свои взгляды на высокохудожественные произведения музыкального искусства, вступать в коммуникативные отношения со сверстниками.
Музыкальный руководитель: Бучнева Елена Валентиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная компетентность детей дошкольного возраста.
Под социальной компетентностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения, развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному период, в котор...
Социальная компетентность детей дошкольного возраста в изменившихся социальных условиях
Данная статья предназначена для пользования воспитателями,работающими с детьми старших групп детских садов.В этом возрасте у детей происходит формирование социальных навыков,усвоение объективно заданн...
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Выступление на педсовете"Развитие социальной компетентностидетей дошкольного возраста. "...
Презентация опыта работы по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта....
Проект «Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей дошкольного возраста средствами театрализации»
Актуальность.Научные исследования подтверждают, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ &nd...
Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...