Проект "Финансовая грамотность для дошкольников"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Баркалова Айгуль Радиковна

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansy.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Финансовая грамотность» в подготовительной к школе группе

Актуальность проекта

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы

Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Цель и задачи проекта:

      расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

      укрепление семейных связей;

      получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Вид проекта: информационно-познавательный

Срок реализации проекта: 2 недели

Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), воспитатели группы, родители (законные представители).

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

      Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

      Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».

      Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

      Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2. этап – Основной

Реализация проектных мероприятий:

1.  ООД «Что мы знаем о деньгах».

2.  Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».

3.  Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».

4.  Экскурсия в продуктовый магазин.

3.  этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут: активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

      дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

      родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

      дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;

      педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Ресурсное обеспечение:

      реальные деньги: бумажные, железные, старинные;

      ноутбук;

      экран;

      проектор;

      мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены»«Простоквашино. Клад». Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

 

Тематический план

1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Игра «Груша-яблоко» (приложение).

2. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег».

3. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи). Игра «Размен» (приложение).

4. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка). Практика «Таблица расходов» (приложение).

5. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда). Практика «Мини-банк» (приложение).

6. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень).

7. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Игра «Кто как работает» (приложение).

5. Путешествие в Страну профессий.

6. Беседа «Зачем всему надо учиться?». Практика «Самостоятельная покупка» (приложение).

7. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?).

8. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?».

9. Беседа «Профессии моих родителей».

10. Игра «Кто кем работает» (приложение).   (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет).

11.Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе».

12. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины).

15. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара).

16.     Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

(приложение).

17. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик» (приложение).

18. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» (приложение).

19.Рассказ воспитателя о цене товара.

20.Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

21.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей).

22.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи») 

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....

Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...

Презентация "Грамотная речь педагога - залог грамотной речи дошкольников"

       Речь  педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество ег...