"Формы познавательно - исследовательской деятельности дошкольников"
статья (старшая группа)
инициатива и самостоятельность ребёнка в разных видах деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 20»
Емаежелинского муниципального района Челябинской области
ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Составитель :
Воспитатель
Галина Васильевна Сурских
На современном этапе развития общества дошкольные образовательные организации должны воспитывать активных, творческих детей, способных самостоятельно ставить и решать задачи, получать знания, используя широкую сеть информационных ресурсов. Так, в соответствии с ФГОС ДО, целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности ребенка в разных видах деятельности, в том числе в познавательно-исследовательской.
Коллекционирование мы осуществляем в виде исследовательского проекта. Создаем не только коллекцию или выставку, но и музей: разрабатываем экскурсии, знакомим детей с устройством музея ,рассказываем о профессиях(хранитель, научный сотрудник ,методист, экскурсовод, смотритель)
Привлекаем дошкольников к созданию каталогов, журналов и сборников. Например, изучая тему «Одежда и Обувь», составляем каталоги как современной, так и старинной одежды, собираем информацию об истории элементов одежды.
Маршрут выходного дня- одна из современных форм познавательно-исследовательской деятельности.
Во время прогулки знакомим дошкольников с историей, культурой и географией родного края, искусством, природой( в зависимости от комплексно-тематического планирования и образовательных задач).
Педагог изучает тему ,отмечает в маршрутном листе достопримечательности и места, на которые во время экскурсии нужно обратить внимание. Результатом проведения таких экскурсий могут быть фотовыставки ,оформление альбомов, стенгазет, презентаций ,выставки рисунков и сообщения детей по теме.
Образовательный квест занимателен и способствует развитию познавательно-исследовательских навыков детей: они ищут различные вещи, предметы, слова; отгадывают загадки, решают головоломки и т.д. После этого участники получают подсказки для выполнения следующего задания.
Фотокросс является новой и еще малоиспользуемой в детских садах формой организации познавательно-исследовательской деятельности.
Обычно фотокроссы проводятся в выходные дни или во время каникул .Количество членов команд может варьироваться (но не менее двух человек- ребенок и взрослый). Педагог сообщает участникам тему («Правила дорожного движения», «Природа Урала» и т.д.) и раздает кросс-листы (задания) с несколькими сюжетами для фотографий. На фотокроссе ребенок знакомится со спортивными и культурными объектами города, его природой, достопримечательностями.
Фотоконкурс имеет ограничение по времени и элементы соревнования: материалы, представленные в оргкомитет позже указанного срока, не принимаются; жюри отбирает лучшие работы для выставки (в том числе на сайте ДОО).
Каким бы ни было задание ( найти объект по названию или картинке), оно предполагает , что ребенок должен вспомнить или спросить у взрослых., где объект расположен, его культурную значимость, почему он так называется. После этого дошкольник самостоятельно или с помощью взрослого выполняет задания и фотографирует нужный объект. Педагог может использовать фотокросс, как итоговый проект при прохождении какой либо темы в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Метод кейсов - педагог модулирует ситуацию, которую дети должны разрешить ,опираясь на собственный опыт и знания. Суть метода заключается в том, чтобы с помощью кейса (ситуации) включить участников в коммуникативную и познавательную деятельность. Кейс должен соответствовать следующим требованиям:
- должен быть понятен дошкольникам;
- иметь несколько вариантов решения;
- стимулировать общение участников.
Идеи для создания (моделирования) ситуаций (кейсов) можно брать из рассказов участников образовательного процесса(родителей, работников ДОО), из мультфильмов и книг, соответствующих возрасту детей. Взрослые будут помогать дошкольникам анализировать ситуацию, выявлять проблему, предлагать способы ее решения, выбирать наиболее оптимальные. В процессе кейса дети учатся задавать вопросы, формулировать и высказывать свою точку зрения.
Следует рассматривать любой ответ участника, даже если на первый взгляд он кажется неверным .Главное на данном этапе работы- умение ребенка аргументировать свое мнение .И только в процессе обсуждения ,на основе анализа полученных ответов и аргументов выбирается наиболее верный способ решения. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление ,коммуникативные навыки ,инициатива , потребность и умение работать в команде ,творческий подход ,способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации.
Геокешинг (поиск тайника в земле)- игра с элементами туризма и краеведения, в том числе с применением спутниковых навигационных систем и устройств ,имеющих приемник (ноутбук, ,навигатор, смартфон и др.) Использование геокешинга в детском саду имеет ряд особенностей. Игру можно организовать на прогулочной площадке, в здании детского сада или за его пределами с участием родителей - и в городе .Но где бы не проходила игра, детей нужно научить основам ориентирования на местности ,работе с картой схемой. Это расширит кругозор, мотивирует дошкольников к участию в играх на ориентирование, способствует развитию любознательности.
После того как элементарные знания и навыки будут получены детьми ,педагог готовит задания и атрибуты(карта-схема, тайник с кладом и др.) для проведения геокешинга. Затем участники игры отправляются на поиск клада. Игроки изучают карту схему, отвечают на вопросы , которые помогают найти место тайника и определить что в нем спрятано, ищут клад и делают фотоснимки. Кладом может быть не только предмет, но и слово. После того как клад найден, педагог с детьми и родителями оформляют полученные результаты в виде презентации, альбома или любого творческого продукта.
Чтобы геокешинг способствовал расширению представлений дошкольников об окружающем мире ,клад можно прятать вблизи памятников, музеев, стадионов. Задания, которые выполняют дети при поиске клада, должны содержать загадки, рисунки, фотографии.
Посткроссинг-проект по обмену почтовыми открытками ,в нашем случае - между ДОО находящихся в разных городах и даже странах. Как вариант, это может быть презентация, подготовленная педагогами и детьми. Обязательное условие данной игры в ДОО: на открытке должны быть изображены достопримечательности , виды города из которого она пришла, что позволяет познакомить дошкольников в игровой форме с другими городами и странами.
Участники посткроссинга отмечают на карте, из каких стран они получили открытки, рассматривают достопримечательности, животных и растения, узнают их названия и т.д. Использование данных форм работы способствует активизации познавательной деятельности дошкольников, побуждает их к поиску ответов на предложенные вопросы.
Организация развивающей предметно- пространственной среды
Кроме уже ставших традиционными зон эксперементирования ,мини- лабораторий, столов и бассейнов для игр с песком и водой, в современной образовательной среде ДОО используются коворкинг- центры (объединение родителей детей и педагогов для позитивного общения ,получения дополнительных знаний) и коворкинг-зоны (для общения ребенка и родителей в новых формах; их создают фойе, местах ожидания в детском саду.
Внутри коворкинг зоны оборудуют различные зоны мини-зоны. В интерактивной зоне можно разместить доски с магнитным, грифельным и пробковым покрытием, на которых дети будут писать, клеить, размещать фотографии, рисунки, плакаты. В выставочной зоне - место для экспозиции по теме, над которой в данный момент дошкольники с педагогами работают. Для проведения презентаций используются как магнитные или пробковые доски, так и интерактивная доска , ноутбук или телевизор(можно устроить и библиотеку).
Умения навыки, полученные детьми в играх и специально организованной деятельности пригодятся и в дальнейшем. Самые ценные и прочные знания- те, что добыты самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Коллекционирование - как форма познавательно исследовательской деятельности дошкольников. Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают н...
Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...
Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Аннотация В статье описываются современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (проектная и исследовательская деятельность, путешествия по карте, коллекционирование, квест ...
Коллекционирование-как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Дошкольный возраст – это время открытий, время активного познания окружающего мира. Ребенок – это исследователь, который непременно хочет узнать что-то новое, получить информацию о том, чт...
Экологическая тропинка как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольника
Презентация содержит информацию об этапах создания и функциях экологической тропы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. В ней говорится о методах работы с детьми во время прогулок и э...
Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления....
Квест – игра , как современная форма познавательно – исследовательской деятельности дошкольника
laquo;Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участ вовать».Антуан де Сент-Экзюпери Вот так...