Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.
консультация
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_poznav.-issledov._deyat.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.
Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
Совместная (наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты) Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
- доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
- структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
- непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
Совместно-групповая Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы и приёмы
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
наблюдение,
экспериментирование,
беседа,
познавательный рассказ,
дидактические и конструктивные игры,
коллекционирование,
моделирование, макетирование,
познавательно-исследовательские проекты,
решение проблемных ситуаций.
игры-путешествия,
творческие мастерские,
детские лаборатории,
творческие гостиные,
творческие лаборатории,
целевые прогулки,
экскурсии,
интерактивные праздники.
Эвристический метод. Эвристическая беседа – это вопросно-ответная форма обучения, когда вместо сообщения детям готовых знаний педагог помогает им при помощи системы вопросов прийти к новым понятиям и выводам. Беседа проводится с опорой на опыт обучающихся. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации.
В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.
Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось?»
Эксперимент. Важнейший метод исследования. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Самые интересные эксперименты с реальными предметами и их свойствами с магнитами, с воздухом, с водой, с песком и др. выше были приведены примерные конспекты проведения экспериментов
Макетирование. Осознание явлений окружающего мира, прослеживание за изменениями в природе или социальной среде вызывает у детей объективные трудности. Макетирование может помочь в решении этой проблемы. Макет отражает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, логического мышления, закреплению математических понятий, пространственных отношений, сенсорному развитию. Макет это результат конструктивно-творческой, познавательно-исследовательской деятельности детей. Он может быть напольным, настольным, подиумным, настенным
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов. В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений
Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы. В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований
Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители. Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
Коллекционирование – осуществляется в виде исследовательского проекта. Создают не только коллекцию или выставку, но и музей: разрабатывают экскурсии, знакомят детей с устройством музея, рассказывают о профессиях (хранитель, научный сотрудник, методист, экскурсовод, смотритель). Привлечь дошкольников к созданию каталогов, журналов и сборников. Например, изучая тему «Одежда и обувь», составить каталоги как современной, так и старинной одежды, сбор информацию об истории элементов одежды.
Маршрут выходного дня – одна из современных форм познавательно-исследовательской деятельности.
ей родного края, искусством, природой (в зависимости от комплексно-тематического планирования и образовательных задач). Педагог изучает тему, отмечает в маршрутном листе достопримечательности и места, на которые во время экскурсии нужно обратить особое внимание. Результатом проведения таких экскурсий могут быть фотовыставки, оформление альбомов, стенгазет, презентаций, выставки рисунков и сообщения детей по теме.
Образовательный квест занимателен и способствует развитию познавательно-исследовательских навыков детей: они ищут различные вещи, предметы, слова; отгадывают загадки, решают головоломки и т.д. После этого участники получают подсказки для выполнения следующего задания.
Фотокросс является новой и еще малоиспользуемой в детских садах формой организации познавательно-исследовательской деятельности. Обычно фотокроссы проводятся в выходные дни или во время каникул. Ко-
личество членов команд может варьироваться (но не менее двух человек – ребенок и взрослый). Педагог сообщает участникам тему («Правила дорожного движения», «Спортивный Белгород», «Природа Белогорья» и т.д.) и раздает кросс-листы (задания) с несколькими сюжетами для фотографий. На фотокроссе ребенок знакомится со спортивными и культурными объектами города, его природой, достопримечательностями.
Фотокросс имеет ограничение по времени и элементы соревнования: материалы, представленные в оргкомитет позже указанного срока, не принимаются; жюри отбирает лучшие работы для выставки
(в том числе на сайте ДОО).
Каким бы ни было задание (найти объект по названию или по картинке), оно предполагает, что ребенок должен вспомнить или спросить у взрослых, где объект расположен, его культурную значимость, почему он так называется. После этого дошкольник самостоятельно или с помощью взрослого выполняет задание и фотографирует нужный объект. Педагог может использовать фотокросс как итоговый проект при прохождении какой-либо темы в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Метод кейсов – педагог моделирует ситуацию, которую дети должны разрешить, опираясь на собственный опыт и знания. Суть метода заключается в том, чтобы с помощью кейса (ситуации) включить участников в коммуникативную и познавательную деятельность. Кейс должен соответствовать следующим требованиям:
быть понятен дошкольникам;
иметь нескольких вариантов решения;
стимулировать общение участников.
Идеи для создания (моделирования) ситуаций (кейсов) можно брать из рассказов участников образовательного процесса (родителей, работников ДОО), из мультфильмов и книг, соответствующих возрасту детей.
Взрослые будут помогать дошкольникам анализировать ситуацию, выявлять проблему, предлагать способы ее решения, выбирать наиболее оптимальные.
В процессе кейса дети учатся задавать вопросы, формулировать и высказывать свою точку зрения. Следует рассматривать любой ответ участника, даже если он на первый взгляд кажется неверным. Главное на данном этапе работы – умение ребенка аргументировать свое мнение. И только в процессе обсуждения, на основе анализа полученных ответов и аргументов выбирается наиболее верный способ решения. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разум-
но действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.
Геокешинг (поиск тайника в земле; от греч. geo – Земля и cache – тайник) – игра с элементами туризма и краеведения, в том числе с применением спутниковых навигационных систем и устройств, имеющих GPS-приемник (ноутбук, навигатор, смартфон и др.).
Использование геокешинга в детском саду имеет ряд особенностей. Игру можно организовать на прогулочной площадке, в здании детского сада или за его пределами, а с участием родителей – и в городе. Но где бы ни проходила игра, детей нужно научить основам ориентирования на местности, работе с картой-схемой.
Это расширяет кругозор, мотивирует дошкольников к участию в играх на ориентирование, способствует развитию любознательности. После того как элементарные знания и навыки будут получены детьми, педагог готовит задания и атрибуты (карта-схема, тайник с кладом и др.) для проведения геокешинга.
Затем участники игры отправляются на поиск клада.
Игроки изучают карту-схему, отвечают на вопросы, которые помогают найти место тайника или определить, что в нем спрятано, ищут клад и делают фотоснимки. Кладом может быть не только предмет, но и слово. После того как клад найден, педагог с детьми и родителями оформляют полученные результаты в виде презентации, альбома или любого другого творческого продукта. Чтобы геокешинг способствовал расширению представлений дошкольников об окружающем мире, клад можно прятать вблизи памятников, музеев, стадионов. Задания, которые выполняют дети при поиске клада, должны содержать загадки, рисунки, фотографии.
Посткроссинг (англ. postcrossing) – проект по обмену почтовыми открытками, в нашем случае – между ДОО, находящимися в разных городах и даже странах. Как вариант, это может быть презентация, подготовленная педагогами и детьми. Обязательное условие данной игры в ДОО: на открытке должны быть изображены
достопримечательности, виды города, из которого она пришла, что позволяет познакомить дошкольников в игровой форме с другими городами и странами. Участники посткроссинга отмечают на карте, из каких стран они получили открытки, рассматривают достопримечательности, животных и растения, узнают их
названия и т.д.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Кроме уже ставших традиционными зон экспериментирования, мини-лабораторий, столов и бассейнов для игр с песком и водой, в современной образовательной среде ДОО используются коворкинг-центры (объединение родителей, детей и педагогов для позитивного общения, получения дополнительных знаний)
и коворкинг-зоны (для общения ребенка и родителей в новых формах; их создают в фойе, местах ожидания в детском саду)
Внутри коворкинг-зоны оборудуют различные мини-зоны. В интерактивной зоне можно разместить доски с магнитным, грифельным и пробковым покрытием, на которых дети будут писать, клеить, размещать фотографии, рисунки, плакаты. В выставочной зоне – место для экспозиции по теме, над которой в данный момент дошкольники с педагогами работают. Для проведения презентаций используются как магнитные или пробковые доски, так и интерактивная доска, ноутбук или телевизор (можно устроить и библиотеку). Умения и навыки, полученные детьми в играх и в специально организованной деятельности, пригодятся им в дальнейшем. Самые ценные и прочные знания – те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского района Чувашской Республики
Семинар – практикум
«Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».
Подготовила: воспитатель
Львова Татьяна Владимировна
с. Моргауши, 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Коллекционирование - как форма познавательно исследовательской деятельности дошкольников. Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают н...
Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...
Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Аннотация В статье описываются современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (проектная и исследовательская деятельность, путешествия по карте, коллекционирование, квест ...
Формы познавательно-исследовательской деятельности, рекомендованные для дошкольников разных возрастных групп
Формы познавательно-исследовательской деятельности, рекомендованные для дошкольников разных возрастных групп...
Коллекционирование-как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Дошкольный возраст – это время открытий, время активного познания окружающего мира. Ребенок – это исследователь, который непременно хочет узнать что-то новое, получить информацию о том, чт...
Экологическая тропинка как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольника
Презентация содержит информацию об этапах создания и функциях экологической тропы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. В ней говорится о методах работы с детьми во время прогулок и э...
Развитие функциональной грамотности у дошкольников через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.
Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам уме...