Коллекционирование-как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Дошкольный возраст – это время открытий, время активного познания окружающего мира. Ребенок – это исследователь, который непременно хочет узнать что-то новое, получить информацию о том, что он увидел, поэкспериментировать. Дошкольники проявляют любознательность, задают вопросы, которые помогают им ориентироваться в окружающем, особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся им непривычными.
Задачей педагогов является стимулирование познавательной деятельности детей, поскольку с возрастом потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает, но возможности ребенка достаточно ограничены, он может удовлетворить эту потребность только при непосредственном участии взрослого. Если ребенок, по каким – либо причинам не может этого сделать, познавательный интерес может угаснуть.
В своей работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей мы использовали такую форму как коллекционирование. Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. Актуальность коллекционирования заключается в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений деятельности. Этот вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного развития детей. Когда ребёнок чем-либо интересуется у него появляется желание лучше изучить какой-либо предмет, узнать о нём больше. В процессе коллекционирования у детей формируется любознательность к окружающему миру. Коллекционирование приучает ребёнка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Целью нашей работы являлось развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Для реализации цели мы поставили следующие задачи:
- создать условия для развития детского коллекционирования;
- развивать познавательный интерес и познавательную активность детей;
- обогащать знания об объектах живой и неживой природы;
- учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. А также совместное коллекционирование способствует развитию взаимодействия детей и взрослых (как педагогов, так и родителей).
Для детишек младшего дошкольного возраста характерно «собирательство», являющееся зарождением коллекционирования. При этом в коллекциях трехлетних детей прослеживаются следующие тенденции: они практически никак не отображают индивидуальность малыша, хотя очень отчетливо различается половой признак (мальчики коллекционируют машинки, пружинки, болтики и др., девочки – тряпочки, резинки для волос, пузырьки, заколки и др.).
Для детишек среднего дошкольного возраста характерно собирательство вещей, более относящихся к интересам малыша, что вызвано формированием первых проблесков личных познавательных интересов детей.
Для детишек старшего дошкольного возраста характерно развитие личных познавательных интересов, в результате чего собирательство преобразуется в реальное коллекционирование с поиском, сбором, анализом и сохранением интересующих вещей, к которым многократно ребенок возвращается для рассматривания, любования и показа другим лицам, проявляющих интерес (родители, другие дети), лучших экспонатов своей коллекции. При этом дети могут содержательно рассказывать о вещах из своей коллекции.
Наша работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Основывалась она на интересах детей, с учетом их возрастных особенностей.
Впервые, рассказать о коллекционировании, как познавательно-исследовательской форме работы с детьми, мы решились родителям на очередном родительском собрании. Опыт работы показал: если удается найти в этом деле союзников в лице родителей, то работа пойдет очень активно и принесет множество ценных плодов. Родители с удовольствием откликнулись на нашу просьбу- собрать совместную коллекцию в нашей группе.
Для начала мы с детьми посетили виртуальную Третьяковскую галерею, являющуюся крупнейшим художественно-историческим музеем, посвящённым изобразительному искусству в России. Из видеоролика ребята познакомились с многими известными картинами величайших художников, такими как: «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Алёнушка», «Богатыри» Виктора Васнецова, «Золотая осень» Исаака Левитана, «Девочка с персиками» Валентина Серова и т.д. Ребята были воодушевлены от просмотренного видеоролика, им очень понравилось виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею. После этого, мы предложили детям познакомиться с коллекцией значков воспитателя Меташевой Ирины Сергеевны. Дети с удовольствием рассматривали всё многообразие значков из этой коллекции. Организуя поисково-исследовательскую деятельность со старшими дошкольниками, мы старались быть внимательными к интересам детей, и в тоже время использовать материал, легко поддающийся группировке и сортировке по видам.
Далее, мы предложили ребятам дома подумать над тем, чтобы они хотели начать коллекционировать? Уже на следующий день многие ребята включились в данный процесс. Дети - экскурсоводы с увлечением рассказывали и показывали экспонаты выставки своей коллекции. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общаться друг с другом. И через некоторое время нами были собраны следующие виды коллекций:
-коллекция породы камней и минералов;
-коллекция марок;
-коллекция открыток;
-коллекция фишек;
-коллекция солдатиков;
-коллекция попрыгунчиков;
-коллекция скрепышей и смайликов;
-коллекция киндер сюрпризов;
-коллекция пуговиц;
-коллекция ткани и бумаги;
-коллекция ракушек.
Собранные нами коллекции оформлялись в отдельные папки, альбомы, выставки, макеты.
С данными видами коллекций проводилась следующая работа:
самостоятельные игры: настольная дидактическая игра «Солдаты готовятся к бою»; настольная дидактическая игра «Какая башня самая высокая?»; игры на развитие мелкой моторики, а также на развитие ловкости и внимательности с попрыгунчиками; рассматривание объектов, а также изучение признаков объектов; обследование предметов; дидактические игры на классификацию, сбор интересных фактов об объектах, способах их применения, изготовление поделок из ракушек. Также, дети с большим желанием пополняли коллекции друг друга, что на наш взгляд, ещё больше сплотило наш коллектив.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Большое внимание при сборе коллекций уделялось бережному отношению к природе. Подчеркивалась ценность каждого объекта. Отмечалась эстетика и своеобразие предметов коллекции. В ходе работы осуществлялось тесное взаимодействие с родителями детей. Они привлекались к сбору материала, оформлению, беседам с детьми на интересующие темы. В помощь родителям была оформлена памятка «Воспитываем коллекционеров!», где было рассказано о пользе данного метода и о том, что можно коллекционировать в группе и дома.
Таким образом, благодаря совместной плодотворной работе воспитателей и родителей, мы достигли поставленной цели - развитию познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование. В результате данного вида деятельности можно пронаблюдать активный рост познавательного интереса у детей, их увлеченность процессом, расширением объема знаний об объектах природы, осознанного бережного отношения к ним. Данная форма работы дает очень многое детям и взрослым, в первую очередь расширяет кругозор детей, углубляет и систематизирует знания, так необходимые для обучения в школе, так же дети стали любознательными, активными, все больше интересовались новым, неизвестным в окружающем мире, задавая все больше вопросов. В процессе коллекционирования дети принимали заинтересованное участие в образовательном процессе.
Для себя, мы, сделали вывод: метод коллекционирования - это удивление, умение видеть необычное в обычном, встреча с «чудом», поэтому в будущем будем поддерживать интерес к коллекционированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektsionirovanie_prezentatsiya.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Актуальность коллекционирования заключается в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений деятельности. Этот вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного развития детей. Когда ребёнок чем-либо интересуется у него появляется желание лучше изучить какой-либо предмет, узнать о нём больше. В процессе коллекционирования у детей формируется любознательность к окружающему миру. Коллекционирование приучает ребёнка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ Развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
з адачи : . - создать условия для развития детского коллекционирования; - развивать познавательный интерес и познавательную активность детей; - обогащать знания об объектах живой и неживой природы; - учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное; - воспитывать бережное отношение к природе
Путешествие в Третьяковскую галерею
«Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин
Знакомство с коллекцией значков воспитателя Меташевой Ирины Сергеевны .
Коллекции детей коллекция породы камней и минералов
Коллекции детей коллекция попрыгунчиков игры на развитие мелкой моторики с попрыгунчиками игры на развитие мелкой моторики
Коллекции детей игра «Солдаты готовятся к бою» Дети - экскурсоводы с увлечением рассказывали и показывали экспонаты выставки своей коллекции
Результаты В результате данного вида деятельности можно пронаблюдать активный рост познавательного интереса у детей, их увлеченность процессом, расширением объема знаний об объектах природы, осознанного бережного отношения к ним. Данная форма работы дает очень многое детям и взрослым, в первую очередь расширяет кругозор детей, углубляет и систематизирует знания, так необходимые для обучения в школе, так же дети стали любознательными, активными, все больше интересовались новым, неизвестным в окружающем мире, задавая все больше вопросов.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности дошкольников.
Мы часто храним предметы, доставшиеся нам в наследство или те, что напоминают нам о каком-то событии. Помимо того, что эти вещи дороги нам как память они еще и красивы. Если Вам удастся приобщить к ко...
Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Коллекционирование - как форма познавательно исследовательской деятельности дошкольников. Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают н...
Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...
Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Аннотация В статье описываются современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (проектная и исследовательская деятельность, путешествия по карте, коллекционирование, квест ...
Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста(из опыта работы)...
Формы познавательно-исследовательской деятельности, рекомендованные для дошкольников разных возрастных групп
Формы познавательно-исследовательской деятельности, рекомендованные для дошкольников разных возрастных групп...
Сообщение "Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического ...