В помощь педагогам "Воспитательные и другие виды задач - как правильно формулировать"
календарно-тематическое планирование
ЭТО ВАЖНО! Понятие «Образование» уже включает в себя «обучение» и «воспитание» (п.1ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ). Поэтому правильно выделять 3 вида задач: развивающие, воспитывающие или воспитательные, и обучающие, а не образовательные. В методических разработках допустимо указывать 2 группы задач: образовательные и развивающие. Тогда образовательные задачи будут включать в себя и обучающие, и воспитывающие. Задачи должны указывать на изменения, которые произойдут с детьми после занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_vospitaniya.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь педагогам.
Консультативный материал:
«Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать».
ЭТО ВАЖНО! Понятие «Образование» уже включает в себя «обучение» и «воспитание» (п.1ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ). Поэтому правильно выделять 3 вида задач: развивающие, воспитывающие или воспитательные, и обучающие, а не образовательные. В методических разработках допустимо указывать 2 группы задач: образовательные и развивающие. Тогда образовательные задачи будут включать в себя и обучающие, и воспитывающие. Задачи должны указывать на изменения, которые произойдут с детьми после занятий.
В чем особенность обучающих задач? Обучающие задачи отвечают на вопрос: чему учить детей на конкретном возрастном этапе. Однако, чтобы сформулировать данную группу задач, вместо глагола «учить» лучше писать «способствовать», «приобщать», «формировать».
Формулировка обучающих задач зависит от характера занятия, которое планирует педагог. Это может быть занятие по новой теме, на котором педагог сообщает детям новые знания, тренировочное или итоговое занятие. Также важно учитывать вид занятия: традиционное, комплексное, интегрированное.
Обучающие задачи могут быть направлены например, на то, чтобы вовлечь детей в активный познавательный интерес, организовать индивидуальную и групповую форму деятельности детей, выявить умения детей работать самостоятельно. Поэтому и формулировки будут соответствующими.
НАПРИМЕР. Обучающие задачи занятий, бесед, разговоров, наблюдений, где педагог сообщает детям новое знание, можно сформулировать так:
- «Расширить знания о…»
- «Обогатить представления детей о…»
- «Уточнить…»
- «Систематизировать» или «Совершенствовать»
К этим задачам можно отнести формирование у детей представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, приобретение навыков в рисовании, лепке и т.д.
Обучающие задачи тренировочных и итоговых занятий можно сформулировать так:
- «Актуализировать знания детей о…»
- «Закрепить в самостоятельной деятельности умение….»
- «Обеспечить возможность применить на практике полученные знания о…»
- «Расширить знания детей..через организацию сомостоятельной экспериментальной деятельности…»;
- «Содействовать усвоению..(либо овладению…);
- «Закрепить…» либо «Обобщить…».
Таким образом, для обучающих задач итогового занятия подойдут глаголы «закрепить», «обобщить», для тренировочного – «отработать», «совершенствовать», для сообщения нового материала – «расширить», «обогатить», «совершенствовать». Для одного развивающего занятия или образовательной ситуации необходимо формулировать не более двух-трех обучающих задач, чтобы они были выполнимыми.
Как определять развивающие задачи. Чтобы правильно формулировать развивающие задачи образовательной деятельности, педагоги должны понимать, что такое развитие. Это индивидуальный процесс качественных и количественных изменений личности ребенка, который происходит на основе генетических или приобретенных свойств. Поэтому развивающие задачи отвечают на вопрос: что педагог будет закреплять, уточнять, как будет развивать конкретные свойства и психические функции детей: мышление, память, воображение, внимание и т.д.
Педагоги могут развивать у детей общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос, ритм, темп и интонацию речи, способность логически излагать свои мысли, способность быстро бегать, прыгать на одной, двух ногах. Также педагоги могут направить свои педагогические усилия на то, чтобы развивать у воспитанников интерес к предмету разговора, творческие способности, поисковую активность или стремление к новизне. То есть развивающие задачи могут быть самые разные.
Пример. Педагог формулирует развивающую задачу в зависимости от того, насколько хорошо у детей сформирована та или иная функция или ее компоненты. Если у большинства детей в группе функция, над которой планирует работать педагог, еще не сформирована, то задача будет начинаться со слов: «Начать работу по развитию…». Если функция недостаточно сформирована или нужно закрепить какой-либо навык, то формулировка будет звучать так:
- «Продолжать развивать…»
- «Продолжать формировать…»
- «Совершенствовать…»
- «Способствовать развитию…»
Чем отличаются воспитательные задачи
Воспитание – это специально организованное взаимодействие педагога и детей, которое направленно на то, чтобы духовно развивать дошкольников, помогать им накапливать социальный опыт, формировать у них личностные качества. В ходе решения воспитательных задач педагоги формируют у детей такие личностные качества, как трудолюбие, патриотизм, гражданственность, взаимоуважение, создают оптимальные условия для развития и саморазвития дошкольников, прививают им правила поведения в обществе, нормы морали, закона, бережное отношение к природе, окружающей среде, национальным традициям (п.2 ст 2. Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ).
Воспитательные задачи образовательной деятельности отвечают на вопрос: какие личностные качества формирует педагог у детей на данном этапе. Формулировка задач зависит от того, насколько хорошо у детей сформировано то или иное качество, над которым педагог работает.
Пример. Если качество у детей не сформировано, то задача будет начинаться со слов: «формировать», «воспитывать». Если качество не достаточно сформировано для возраста детей, то в формулировке задач это можно отразить так: «продолжать формировать..», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать…» и их аналогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как правильно формулировать цель и задачи при проведении непрерывной образовательной деятельности"
Памятка "Как правильно формулировать цель и задачи при проведении непрерывной образовательной деятельности"...
Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать
Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать...
Памятка для воспитателей Как правильно формулировать задачи образовательнойдеятельности при составлении конспектов НОД
Задачи должны быть трех типов: образовательные, развивающиие и воспитательные. Примерные формулировки всех трех типов задач. Этапы образовательной деятельности. На что обращать внимание пр...
Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать
В статье — рекомендации, как разъяснить педагогам, чем отличаются воспитательные, развивающие и обучающие задачи. Ведь теперь они должны четко формулировать их, чтобы реализовать ...
«КАК ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАЧИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Организованная образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. Конспект ООД – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна о...
«Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать».
Не все педагоги понимают, какие воспитательные задачи они решают в ходе конкретного вида образовательной деятельности с детьми и как их сформулировать, чтобы они не совпадали с обу...
«Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать»
В статье – рекомендации, как разъяснить педагогам, чем отличаются воспитательные, развивающие и обучающие задачи. Ведь теперь они должны четко формулировать их, чтобы реализовать ...