Проектная деятельность в дошкольном образовании.
статья (средняя группа)

Ксения Александровна Акимова
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. А использование новых технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_doshkolnom_obrazovanii.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в дошкольном образовании.

К.А.Акимова

Воспитатель ГБДОУ детского сада №87 Красносельского района г. Санкт-Петербург

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире.  А использование новых технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.

По моему мнению наиболее ярким, развивающих, интересным и значимым методом, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность, которая достойно займет свое место в системе дошкольного образования.

Что же это такое проект? Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»

Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?»  – тогда эта проблемная ситуация разворачивается, и воспитатель организует непосредственную деятельность. Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

  • по тематике;
  • по составу участников;
  • по срокам реализации.

 На практике чаще всего используются следующие типы тематических проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление коллажей, витражей и др.);
  • творческие (оформление результата в виде открытого занятия, викторины, КВН)  

Метод проектов довольно широко используете в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Родители становятся активными участниками процесса, с удовольствием ищут решения вместе с детьми, принимают участие в организации развивающей среды, а также активно участвуют в подготовке при проведении проектов.

Цель данной технологии – развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

- раскрытие творческого потенциала

- умение работать в группе

- умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми

- умение презентовать свою работу

По содержанию:

  • Монопроекты (одна образовательная область)
  • Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности:

  • Краткосрочные (1-4 недели)
  • Среднесрочные (до 1 месяца)
  • Долгосрочные (полугодие, учебный год)

Использование метода проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания в повседневном окружающем мире.

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно – нравственного здоровья.

Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребёнок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, осмыс...

Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

На протяжении многих лет работы  по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...

Метод проектной деятельности в дошкольном образовании

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую проектную деятельность. Данный вид деятельности помогает показать детям дошкольного возраста разнообразные способы по исследованию окружающего ...

Статья на тему:"Реализация проектной деятельности в дошкольном образовании"

Организация и методическое сопровождение работы с проектами...

Технология проектной деятельности в дошкольном образовании

Технология проектной деятельности в дошкольном образовании...