Статья на тему:"Реализация проектной деятельности в дошкольном образовании"
статья

Васильева Любовь Александровна

Организация и методическое сопровождение работы с проектами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  заведующего ГБДОУ детский сад № 85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Васильевой Любови Александровны

на тему: "Реализация проектной деятельности в дошкольном образовании"

Ведущей характеристикой развития личности в современных социокультурных условиях, отличающихся нестабильностью и изменчивостью, является способность к проектной деятельности. На данном этапе проектная деятельность рассматривается как инновационная, поскольку она направлена на преобразование окружающих условий, опирается на научно обоснованную технологию, обладает возможностями совершенствования и развития. В основе проектирования лежит понятие деятельность. Для полного анализа и понимания проектной деятельности обратимся к рассмотрению понятия «деятельность».

Прежде чем мы уточним сущность, структуру проектной деятельности, остановимся на рассмотрении общих характеристик деятельности вообще.

Согласно определению в рамках психолого-педагогических исследований деятельность – это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Деятельностный подход подразумевает, что каждый человек обладает индивидуальными деятельностными особенностями - особенностями выполнения деятельности, собственным стилем деятельности, отношением к ней.

Понимание категории «деятельность» обусловлено учетом наиболее важных ее характеристик:

  • неразрывная связь между человеком и деятельностью. Деятельность является обязательным условием жизни человека. Без деятельности не существует человека;
  • деятельность лежит в основе изменения окружающей среды. Человек обладает способностью изменять окружающий мир и это возможно именно через деятельность;
  • деятельность определяет творческую активность личности. В процессе творчества человек способен создавать нечто новое, не существующее ранее в природе или в науке.

Существуют различные виды деятельности человека. Так Д.Б. Эльконин предлагает рассматривать следующие виды деятельности: игра, учеба, труд. Личность в процессе реализации деятельности способна творчески преобразовывать действительность, себя самого и свое окружение.

Деятельностный подход, заявленный в качестве теоретического основания ФГОС, определяет реализацию в практике работы образовательных организаций технологий деятельностного типа. Ведущей технологией такого типа является проектная деятельность, которая так же рассматривается и как метод обучения и воспитания.

Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде неких конечных продуктов.

Основная цель проектной деятельности в ДОУ – это формирование креативной личности дошкольника, способную заниматься развитием исследовательской деятельности, адекватной своему возрастному периоду.

Из сказанного выше мы можем говорить о том, что проектная деятельность, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру: мотив, цель, задачи, действия, операции. И может быть составляющей игровой, трудовой или учебной деятельности.

Проектная деятельность в дошкольном учреждении имеет свои специфические требования.

Среди ведущих требований к реализации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации можно отнести следующие:

1. Необходимо наличие ценностной проблемной ситуации, содержащей возможности исследования, творчества, требующей интеграции разных областей знаний, исследовательского подхода к поиску вариантов решений.

2. Значимость результатов на разных уровнях - теоретическом, практическом, познавательном.

3. Возможность реализации детьми самостоятельных действий, как в группах, парно, так и индивидуально.

4. Четкая структура, поэтапность действий в реализации проекта, формулирование промежуточных результатов.

5. Использование методов исследования, предполагающих некоторую этапность действий:

  • выбор проблемы и постановка задач. Здесь возможно применение «мозгового штурма»;
  • формулирование предположений, гипотез по решению поставленной проблемы;
  • обсуждение вариантов применения различных методов (наблюдения, эксперимента);
  • обсуждение вариантов представления итогов работы над проектом (проведение выставки работ, концерт для родителей и т.п.);
  • поиск, сбор информации, систематизация и анализ результатов;
  • формулирование выводов, проведение итоговой презентации результатов работы над проектом;
  • постановка перспективных задач и проблем для дальнейших исследований.

Полноценная реализация   проектной деятельности опирается на принципы и нормы, которые создают саморегулирующуюся систему деятельности от идеи до практической реализации. Можно выделить следующие основные принципы проектной деятельности:

1. Принцип абсолютно добровольного участия в проектной деятельности. Любой субъект образовательного процесса в ДОУ, как педагоги, так и воспитанники должны иметь возможность согласиться или отказаться от проектирования.

2. Принцип развития личности. Проектная деятельность направлена на личностное развитие, самоконтроль и самореализацию субъектов проектной деятельности. Ведущим элементом является изменение самого субъекта проектирования.

3. Принцип управляемости. Данный принцип сочетает целенаправленную организацию, четкую технологию и контролируемость процесса проектирования. Для реализации данного принципа необходимо понимание структуры проектной деятельности, знание этапов, отслеживание перехода на разные этапы.

3. Принцип целостности. Подразумевает взаимодействие и установление взаимосвязи компонентов и этапов проектирования.

4. Принцип культуросообразности. Данный принцип сочетает целенаправленность применения проектной технологии на удовлетворение ведущих потребностей личности в познании, общении и самореализации.

5. Принцип мультикультурности. Принцип предполагает возможности в проектировании формировать культуру познания, изобретательства, работы с информацией.

6. Принцип единства исследовательской, проектировочной и педагогической деятельности. Предполагает сочетание проектировочной и исследовательской деятельности по отношению к субъекту деятельности. Сочетание данных видов деятельности во многом определяет в целом качество проекта.

7. Принцип продуктивности. Подразумевается полноценное включение детей во все процессы, объединение процессов обучения и практического использования информации. Проекты, в результате которых получают реальный продукт, помогают детям включиться в современные социокультурные условия и получать опыт.

8. Принцип завершенности. Предполагает обязательное доведение проекта до завершения, до подтверждения предположения или его опровержения.

9. Принцип открытости. Данный принцип предполагает возможность продолжения проекта или изучение других объектов в рамках той же тематики.

10. Признавая ценность вышеуказанных принципов, необходимо подчеркнуть, что ведущим для проектирования в ДОУ называют принцип социальной востребованности. Данный принцип предусматривает включение дошкольников в решение проблемных ситуаций, которые касаются не только жизни детей, но и значимы для всего общества.

В системе дошкольного образования можно обозначить два направления реализации проектной деятельности: как педагогическое проектирование в управлении ДОУ; как метод проектов в обучении и воспитании детей.

Педагогическое проектирование по-разному понимается различными исследователями. Так, А.П. Тряпицына определяет педагогическое проектирование как практико-ориентированную деятельность, которая имеет своей целью создание инновационных, не разработанных ранее в практике образования систем и видов обучающей и воспитывающей деятельности.

Е.С. Заир-Бек рассматривает педагогическое проектирование как организацию практической деятельности педагога, направленной на решение проблем развития, изменения и совершенствования образовательного процесса, решение противоречий в деятельности.

Л. А. Пьянкова  пишет, что педагогическое проектирование направлено на изучение и учет содержания социального заказа, специфики социального окружения, образа жизни и других социокультурных условий, оказывающих влияние на работу образовательной организации.

В учебнике «Основы общей педагогики» Н.В. Агопова предлагается понимать педагогическое проектирование как предварительную подготовку к деятельности детей и педагогов на занятиях, проработку приемов, этапов и основных деталей деятельности .

В современное время методическое проектирование представляется в качестве цикла деятельности инновационного характера, в качестве перспективной педагогической технологии, поскольку соответствует признакам, функциям и структуре обозначенных понятий. И уж тем более, современный формат метода проектирования не должно подменять общеобразовательные программы дошкольных образовательных учреждений.

По мнению современных исследователей данного вопроса,  педагогическое проектирование представляется в виде способа, организующего педагогический процесс, который основан на взаимоотношении воспитателя и ребенка, в виде  способа взаимоотношения с окружающим социумом, в форме поэтапной практической деятельности по выполнению воспитательных и дидактических задач в ДОУ.

Использование проектной деятельности как в обучении, так и воспитании  детей предполагает совместную познавательную, творческую или игровую деятельность детей , регулируемую определенной целью, направленную на достижение результата по разрешению практической проблемы

Основу проектной деятельности  составляет формирование и совершенствование исследовательского навыка ребенка, педагога, мамы и папы, способность перечисленных субъектов сориентироваться в информационно-коммуникативном поле, выстроить познавательный процесс, приводящий к ожидаемому оптимальному реальному результату, который  есть возможность апробировать в реальной жизни.

Проектная деятельность интересна дошкольнику, актуальна для познания за счет обязательного присутствия новых проблем, за счет мотивации поискового поведения. Также дошкольнику проектная деятельность интересна в силу того, что он и заказчик, и исполнитель, и непосредственный участник от замысла до целевых результатов.

Проектная деятельность позволит достичь значимых результативных последствий при изучении дошкольниками нового материала, поскольку  она опирается на детские интересы, на активную самостоятельную деятельность. Только в самостоятельном поиске дошкольники способны отыскивать, фильтровать и сохранять интересующий и необходимый им информационный материал и применять данные материалы для постановки новых целей и задач своего интеллектуального развития.

Л. Д. Морозова отмечает, что значимость проектной деятельности заключается в том, что детям предоставлена возможность найти собственный личностный смысл, проявить свою любознательность и субъектность. Проект не ограничивает интересы и деятельность ребенка жесткими рамками. Даже иногда результат проекта сложно спрогнозировать заранее. Все это создает условия для проявления ребенком инициативы, творчества и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования, как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательн...

Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно – нравственного здоровья.

Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребёнок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, осмыс...

Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

Статья на тему: Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по...

Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»

Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"

Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"...