Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно – нравственного здоровья.
проект (средняя группа) по теме

Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребёнок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, осмыслении. Дошкольника необходимо научить отличать доброе от злого, хорошее от плохого, привить социально приемлемое поведение и отучить от порицаемых обществом поступков. Причиной, почему он должен поступать в соответствии с этими правилами, нормами является их принятие и одобрение значимыми людьми – воспитателем, родственниками, другими значимыми взрослыми.

В теории дошкольной педагогики сформировались представления об основных средствах воспитания, которые могут быть использованы и при формировании духовно – нравственного здоровья детей, в том числе: игра, сказка и диалог. В сюжетно – ролевых играх проявляется духовно – нравственная культура детей. Наряду с игрой сказка является мощным резервом приобщения ребёнка к духовно – нравственной культуре человечества, поскольку создаёт то пространство, которое противостоит бездуховности средств массовой информации, создающих миф о возможностях человека исключительно как потребителя продуктов деятельности другого человека. Сказки, как носители духовности, позволяют ребёнку идентифицировать себя со взрослыми и присваивать базовые ценности любви, доброжелательности, смелости. В свою очередь диалог – особое качество культуры личности, обеспечивающее механизм саморазвития и способность воспринимать чужие аргументы, чужой опыт, соблюдать баланс, компромисс в коммуникациях.

Всеми перечисленными функциями педагогического влияния на личность ребёнка наделён метод проектной деятельности. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников. Особенностью проектной деятельности по формированию духовно – нравственного здоровья дошкольников является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи.

            Технология реализации проектного метода состоит из нескольких этапов. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно – практическая, художественно – речевая, трудовая, общение и т.д.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап – работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры – занятия, игры – викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини – музеев, творческих газет.

Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»  города Мегиона  в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.

           Диагностика показателей духовно-нравственного здоровья дошкольников  осуществлялась путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в ситуации «выбора помощника» (проявление нравственных мотивов поведения).

Задачами  начального этапа  исследования явились: 

  • выяснение  особенностей имеющихся у детей представлений о нравственных нормах   в ходе   различных форм взаимодействия;
  • установление имеющегося уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет. 

Исходя из выше изложенного,  на начальном (констатирующем)  этапе, с целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась методика Елены Олеговны Смирновой  «Капитан корабля», позволившая определить мотивы нравственного выбора дошкольников.

Проводя данное исследование, мы не ставили целью провести социометрическое исследование, в большей степени нас интересовали те мотивы, которыми руководствуются дети, осуществляя свой выбор. Анализ высказывания детей показал.  Тех, кого «хотели бы» взять с собой на корабль, сверстники характеризовали  следующим образом: «добрый», «мой друг», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».

Отвечая на вопрос воспитателя: « Кого не взял бы с собой в плавание?» раскрывался  сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «не даёт игрушки», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», и пр.

Кроме этого, с целью диагностики дети участвовали в  экспериментальной ситуации  нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе  «Знание норм поведения», предложенной автором Галиной Анатольевной Урунтаевой. В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с воспитателем выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

Анализ результатов первичной диагностики уровня сформированности культуры   нравственного поведения детей в группе, как показателей духовно-нравственного здоровья   показал, что  следует сделать  вывод лишь о зачаточных представлениях  дошкольников о нормах  правильного (нравственного) поведения.   Для достижения цели исследования был разработан и реализован проект  по формированию духовно – нравственного здоровья  дошкольника «Сказочный путь к доброте».

Причиной, послужившей для выбора тематики проекта, стало то, что  сказка является одним из эффективных средств развития духовно-нравственных качеств личности ребенка – дошкольника. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Сказка помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками помогает в формировании духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, тем самым определив тему нашего проекта. 

Вид проектатворческий, срок реализации проектной деятельности составил 5 месяцев. Участники проектной деятельности: группа общеразвивающей направленности дети дошкольного возраста  4 - 5 лет, родители воспитанников. Ожидаемые результаты - демонстрация  детьми личностных  качеств, соответствующих  показателям духовно-нравственного здоровья.

В основу  реализуемого проекта положены  принципы гуманизма, доверия и поддержки, принцип сотрудничества, принцип демократизма.

В процессе реализации   проекта поэтапно осуществлялось погружение детей  в мир сказки, позволивший детям познакомиться с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Работа над проектом «Сказочный путь к доброте» предполагала несколько этапов. На подготовительном этапе (октябрь 2012) работы изучалась психолого-педагогическая литература по теме проекта. Осуществлялась подборка диагностического инструментария и мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей воспитанников. Был разработан план мероприятий по работе с детьми и родителями воспитанников.

На основном этапе (октябрь 2012-март 2013)  в соответствии с поставленной целью и задачами, в группе была  создана  соответствующая  развивающая образовательная   среда. В уголке книги было выделено место для сказок, была организована  выставка  книг со сказками. Дети приносили свои любимые книги, делились своими впечатлениями о героях, характеризовали их. Смысл  таких мероприятий в том, чтобы сплотить детей, подвести их к тому, чтобы  дети почувствовали  одобрение взрослых  и, видя интерес сверстников, стали более решительными, доброжелательными.

 В ходе работы со сказкой,  использовались  различные формы педагогического взаимодействия: рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Например, сказка «Зимовье» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить  можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».  Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие и  доброта  в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»,  «Красная Шапочка «Золушка»).  Честность,  справедливость,  мудрость восхваляется («Мужик и медведь», "Лиса и козел"). Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».

Подобная деятельность ставит детей в ситуацию нравственного выбора, учит их пониманию хороших или дурных поступков. Сказка и комментарий воспитателя учат детей тому, как нельзя поступать и как можно, формирует умения у детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием сказочных персонажей и их последующими действиями, а также  доброжелательные взаимоотношения. Подведение итога такой деятельности состояло в том, что дети приходили к следующим умозаключениям:  «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться друг о друге», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать». 

Для усвоения вежливых форм общения проводились  игровые задания: «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Колобок» – детям предлагалось, перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький». Организуя игру «Назови ласково героев сказки теремок» формировали  умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно. Игровое задание « Что хорошо – что плохо», также помогает детям понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

       С целью формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста была проведена организация игр – драматизаций по мотивам сказок. Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки «Заюшкина избушка» дети самостоятельно выбирали детей на роль героев сказки, совместно с детьми готовились костюмы и атрибуты к сказке, разучивались роли. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложиться в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные.

      Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Совместно с родителями  пополняли уголок сказки играми: «Расскажи сказку», «Узнай сказку по песенке», «Собери картинку о сказке», различными видами театров: настольный, пальчиковые, бибабо; масками к сказкам, костюмами для создания театральных представлений. В свою очередь родители подготавливали  костюмы для представлений, разучивали с детьми роли, выбирали сюжеты для рисунков, готовили детей к конкурсам рисунков.

      Наряду с этим  оказывалась помощь родителям по использованию сказок в семейном воспитании детей. Проводились консультации: «Все ли сказки хороши», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». Оформлялся информационный  стенд: «Сказка учит доброте», «Зачем читать детям книги», «Какие сказки читать детям на ночь», «Чему нас учит сказка». Родители совместно с детьми были привлечены к изготовлению  книжки-самоделки своими руками. Были участниками родительского собрания на тему: «Сказка ложь, да в ней намёк…», праздника  «День Доброты» и выставки рисунков «В гостях у сказки».

         На заключительном этапе (март 2013) работы над  нашим проектом был проведен праздничный музыкально – театрализованный концерт «В гостях у сказки «Теремок» и контрольная диагностика уровня сформированности культуры нравственных норм поведения, как показателей духовно-нравственного здоровья детей, которая производилась нами на основе тех же методик, критериев и показателей, что и при первичной диагностики.

В ходе проведения контрольного обследования нами были получены результаты, свидетельствующие об изменениях в формировании культуры нравственных норм, как показателей духовно – нравственного здоровья воспитанников данной группы. Следует отметить, что при повторном обследовании  ответы детей приятно удивили: не было выявлено ни одного ребенка, который « оставался на берегу». Это связано с тем, что эти дети пополнили ряды «предпочитаемых». Из наблюдения следует, что дети изменились, стали более отзывчивы и заботливы. Именно те дети, которых сверстники характеризовали как «добрый», «всегда играет вместе», «красивый», «делится игрушками», активно привлекают окружающих детей своими действиями, они с удовольствием откликаются на просьбы друзей о помощи, дружелюбно ко всем относятся.

Так же в отличие от результатов первичной диагностики, когда только один из воспитанников продемонстрировал высокий уровень знаний в области культуры нравственных норм (6%), на этапе контрольного обследования к высокому уровню мы отнесли ответы трёх детей, что составляет 18% от общего числа детей, задействованных в опытно – практической работе. Дети данного уровня, верно, оценили все неправильные поступки Миши.

 К среднему уровню мы отнесли ответы уже не одиннадцати, а тринадцати детей, что составляет 82% от общего числа детей, задействованных в опытно – практической работе. Эти дети определили как неправильные 4 и 3 поступка из пяти соответственно.

Низкого уровня сформированности культуры нравственного поведения в отличие от первичных результатов (четыре человека, 25% от общего количества детей), нет ни у одного ребёнка данной группы.

Результаты контрольного обследования показали, что при проведении целенаправленной, систематической и планомерной работы по реализации проекта «Сказочный путь к доброте» в МБДОУ «ДС КВ № 8 «Белоснежка»,  у детей формируются духовно-нравственные качества личности.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно – нравственного здоровья.

       Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребёнок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, осмыслении. Дошкольника необходимо научить отличать доброе от злого, хорошее от плохого, привить социально приемлемое поведение и отучить от порицаемых обществом поступков. Причиной, почему он должен поступать в соответствии с этими правилами, нормами является их принятие и одобрение значимыми людьми – воспитателем, родственниками, другими значимыми взрослыми.

В теории дошкольной педагогики сформировались представления об основных средствах воспитания, которые могут быть использованы и при формировании духовно – нравственного здоровья детей, в том числе: игра, сказка и диалог. В сюжетно – ролевых играх проявляется духовно – нравственная культура детей. Наряду с игрой сказка является мощным резервом приобщения ребёнка к духовно – нравственной культуре человечества, поскольку создаёт то пространство, которое противостоит бездуховности средств массовой информации, создающих миф о возможностях человека исключительно как потребителя продуктов деятельности другого человека. Сказки, как носители духовности, позволяют ребёнку идентифицировать себя со взрослыми и присваивать базовые ценности любви, доброжелательности, смелости. В свою очередь диалог – особое качество культуры личности, обеспечивающее механизм саморазвития и способность воспринимать чужие аргументы, чужой опыт, соблюдать баланс, компромисс в коммуникациях.

Всеми перечисленными функциями педагогического влияния на личность ребёнка наделён метод проектной деятельности. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников. Особенностью проектной деятельности по формированию духовно – нравственного здоровья дошкольников является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи.

            Технология реализации проектного метода состоит из нескольких этапов. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно – практическая, художественно – речевая, трудовая, общение и т.д.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап – работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры – занятия, игры – викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини – музеев, творческих газет.

Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»  города Мегиона  в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.

           Диагностика показателей духовно-нравственного здоровья дошкольников  осуществлялась путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в ситуации «выбора помощника» (проявление нравственных мотивов поведения).

Задачами  начального этапа  исследования явились: 

  • выяснение  особенностей имеющихся у детей представлений о нравственных нормах   в ходе   различных форм взаимодействия;
  • установление имеющегося уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет. 

Исходя из выше изложенного,  на начальном (констатирующем)  этапе, с целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась методика Елены Олеговны Смирновой  «Капитан корабля», позволившая определить мотивы нравственного выбора дошкольников.

Проводя данное исследование, мы не ставили целью провести социометрическое исследование, в большей степени нас интересовали те мотивы, которыми руководствуются дети, осуществляя свой выбор. Анализ высказывания детей показал.  Тех, кого «хотели бы» взять с собой на корабль, сверстники характеризовали  следующим образом: «добрый», «мой друг», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».

Отвечая на вопрос воспитателя: « Кого не взял бы с собой в плавание?» раскрывался  сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «не даёт игрушки», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», и пр.

Кроме этого, с целью диагностики дети участвовали в  экспериментальной ситуации  нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе  «Знание норм поведения», предложенной автором Галиной Анатольевной Урунтаевой. В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с воспитателем выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

Анализ результатов первичной диагностики уровня сформированности культуры   нравственного поведения детей в группе, как показателей духовно-нравственного здоровья   показал, что  следует сделать  вывод лишь о зачаточных представлениях  дошкольников о нормах  правильного (нравственного) поведения.   Для достижения цели исследования был разработан и реализован проект  по формированию духовно – нравственного здоровья  дошкольника «Сказочный путь к доброте».

Причиной, послужившей для выбора тематики проекта, стало то, что  сказка является одним из эффективных средств развития духовно-нравственных качеств личности ребенка – дошкольника. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Сказка помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками помогает в формировании духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, тем самым определив тему нашего проекта.  

Вид проекта – творческий, срок реализации проектной деятельности составил 5 месяцев. Участники проектной деятельности: группа общеразвивающей направленности дети дошкольного возраста  4 - 5 лет, родители воспитанников. Ожидаемые результаты - демонстрация  детьми личностных  качеств, соответствующих  показателям духовно-нравственного здоровья.

В основу  реализуемого проекта положены  принципы гуманизма, доверия и поддержки, принцип сотрудничества, принцип демократизма.

В процессе реализации   проекта поэтапно осуществлялось погружение детей  в мир сказки, позволивший детям познакомиться с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Работа над проектом «Сказочный путь к доброте» предполагала несколько этапов. На подготовительном этапе (октябрь 2012) работы изучалась психолого-педагогическая литература по теме проекта. Осуществлялась подборка диагностического инструментария и мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей воспитанников. Был разработан план мероприятий по работе с детьми и родителями воспитанников.

На основном этапе (октябрь 2012-март 2013)  в соответствии с поставленной целью и задачами, в группе была  создана  соответствующая  развивающая образовательная   среда. В уголке книги было выделено место для сказок, была организована  выставка  книг со сказками. Дети приносили свои любимые книги, делились своими впечатлениями о героях, характеризовали их. Смысл  таких мероприятий в том, чтобы сплотить детей, подвести их к тому, чтобы  дети почувствовали  одобрение взрослых  и, видя интерес сверстников, стали более решительными, доброжелательными.

 В ходе работы со сказкой,  использовались  различные формы педагогического взаимодействия: рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Например, сказка «Зимовье» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить  можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».  Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие и  доброта  в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»,  «Красная Шапочка «Золушка»).  Честность,  справедливость,  мудрость восхваляется («Мужик и медведь», "Лиса и козел"). Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».

Подобная деятельность ставит детей в ситуацию нравственного выбора, учит их пониманию хороших или дурных поступков. Сказка и комментарий воспитателя учат детей тому, как нельзя поступать и как можно, формирует умения у детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием сказочных персонажей и их последующими действиями, а также  доброжелательные взаимоотношения. Подведение итога такой деятельности состояло в том, что дети приходили к следующим умозаключениям:  «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться друг о друге», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать».  

Для усвоения вежливых форм общения проводились  игровые задания: «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Колобок» – детям предлагалось, перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький». Организуя игру «Назови ласково героев сказки теремок» формировали  умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно. Игровое задание « Что хорошо – что плохо», также помогает детям понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

       С целью формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста была проведена организация игр – драматизаций по мотивам сказок. Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки «Заюшкина избушка» дети самостоятельно выбирали детей на роль героев сказки, совместно с детьми готовились костюмы и атрибуты к сказке, разучивались роли. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложиться в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные.

      Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Совместно с родителями  пополняли уголок сказки играми: «Расскажи сказку», «Узнай сказку по песенке», «Собери картинку о сказке», различными видами театров: настольный, пальчиковые, бибабо; масками к сказкам, костюмами для создания театральных представлений. В свою очередь родители подготавливали  костюмы для представлений, разучивали с детьми роли, выбирали сюжеты для рисунков, готовили детей к конкурсам рисунков.

      Наряду с этим  оказывалась помощь родителям по использованию сказок в семейном воспитании детей. Проводились консультации: «Все ли сказки хороши», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». Оформлялся информационный  стенд: «Сказка учит доброте», «Зачем читать детям книги», «Какие сказки читать детям на ночь», «Чему нас учит сказка». Родители совместно с детьми были привлечены к изготовлению  книжки-самоделки своими руками. Были участниками родительского собрания на тему: «Сказка ложь, да в ней намёк…», праздника  «День Доброты» и выставки рисунков «В гостях у сказки».

         На заключительном этапе (март 2013) работы над  нашим проектом был проведен праздничный музыкально – театрализованный концерт «В гостях у сказки «Теремок» и контрольная диагностика уровня сформированности культуры нравственных норм поведения, как показателей духовно-нравственного здоровья детей, которая производилась нами на основе тех же методик, критериев и показателей, что и при первичной диагностики.

В ходе проведения контрольного обследования нами были получены результаты, свидетельствующие об изменениях в формировании культуры нравственных норм, как показателей духовно – нравственного здоровья воспитанников данной группы. Следует отметить, что при повторном обследовании  ответы детей приятно удивили: не было выявлено ни одного ребенка, который « оставался на берегу». Это связано с тем, что эти дети пополнили ряды «предпочитаемых». Из наблюдения следует, что дети изменились, стали более отзывчивы и заботливы. Именно те дети, которых сверстники характеризовали как «добрый», «всегда играет вместе», «красивый», «делится игрушками», активно привлекают окружающих детей своими действиями, они с удовольствием откликаются на просьбы друзей о помощи, дружелюбно ко всем относятся.

Так же в отличие от результатов первичной диагностики, когда только один из воспитанников продемонстрировал высокий уровень знаний в области культуры нравственных норм (6%), на этапе контрольного обследования к высокому уровню мы отнесли ответы трёх детей, что составляет 18% от общего числа детей, задействованных в опытно – практической работе. Дети данного уровня, верно, оценили все неправильные поступки Миши.

 К среднему уровню мы отнесли ответы уже не одиннадцати, а тринадцати детей, что составляет 82% от общего числа детей, задействованных в опытно – практической работе. Эти дети определили как неправильные 4 и 3 поступка из пяти соответственно.

Низкого уровня сформированности культуры нравственного поведения в отличие от первичных результатов (четыре человека, 25% от общего количества детей), нет ни у одного ребёнка данной группы.

Результаты контрольного обследования показали, что при проведении целенаправленной, систематической и планомерной работы по реализации проекта «Сказочный путь к доброте» в МБДОУ «ДС КВ № 8 «Белоснежка»,  у детей формируются духовно-нравственные качества личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....

«Тематические развлечения как средство формирования духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлен опыт работы по теме  «Тематические развлечения как средство формирования духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»....

«Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста»

Основная цель проекта: организация образовательного процесса,  способствующего повышению уровня духовно-нравственного потенциала  воспитанников старшего дошкольного возраста через использова...

ПРОЕКТ "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста"

Проект "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста" используется в сфере дошкольног...

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".

Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...