Образовательная деятельность "Моя семья"
план-конспект занятия (средняя группа)

Чумбаева Карлга Мендикишевна
Цель: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.
Задачи:
Образовательные: 
формировать у детей представление о семье, раскрыть понятие «Семья»;
закреплять умение называть имена всех членов семьи;
активизировать словарный запас детей по теме «Семья».
Развивающие:
развивать умение поддерживать беседу;
развивать умение отгадывать загадки;
продолжать развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы
существительных.
Воспитательные:
воспитывать чувство любви ребенка к семье, желание заботиться о своих близких,
радовать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОД "Полезные привычки"35.36 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад с. Давыдовка»

Конспект НОД по познавательному развитию

 «Моя семья»

разновозрастная группа «Смешарики»

Подготовила воспитатель Чумбаева К.М.

2020 г.

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.

Задачи:

Образовательные: 

  • формировать у детей представление о семье, раскрыть понятие «Семья»;
  • закреплять умение называть имена всех членов семьи;
  • активизировать словарный запас детей по теме «Семья».

Развивающие:

  • развивать умение поддерживать беседу;
  • развивать умение отгадывать загадки;
  • продолжать развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви ребенка к семье, желание заботиться о своих близких, радовать их.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».


Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи, альбома «Мамины помощники»; беседы «Моя семья», «Моя бабушка и дедушка»; отгадывание загадок на тему «Семья»; чтение русской народной сказки «Три медведя», заучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья», дидактические игры: «Чей малыш?», «Назови ласково», «Мой дом», «Чьи вещи?».

Материал и оборудование:  отдельные картинки с изображением членов семьи (папа, мама, дедушка, бабушка, мальчик, девочка), картинки с изображением всей семьи (большая и маленькая семья), волшебный сундучок, сердечки, муляжи фрукты и овощи, картинка с изображением дома, цветы на магнитной ленте, цветные круги( красные и черные).

Ход:

1. Организационный момент. Приветствие.

Дети входят в группу, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.

- Дети, посмотрите, как много нас сегодня здесь собралось, как одна большая дружная семья. А что такое семья? (послушать ответы).

- Правильно, семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

-Дети, а вы знаете, кто живет в вашей семье? ( ответы детей)

 - Посмотрите  на нашу руку, она тоже похожа на семью. Пальчики все живут вместе, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папа,

 Этот пальчик – мама,

А вот этот пальчик –  я,

Вот и вся моя семья.

- Дети, а вы умеете отгадывать загадки?  (Да) Тогда слушайте:

Кто загадки отгадает, тот своих родных узнает

     «Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша...»   (мама)

- Правильно, это  мама. (Выставляю на доску иллюстрацию с изображением мамы)

- А вы, ребята, знаете, как зовут вашу маму?  (Да)

- Сейчас мы поиграем в игру с мячом. Вы будете передавать мяч друг другу, называя при этом имя своей мамы. А потом снова по кругу, описывая словами, какая она у вас, ваша мама (добрая, ласковая, любящая, хорошая, заботливая, единственная, нежная и др.). Игра с мячом.

-Дети, посмотрите, на столе стоит сундучок, он волшебный. Все ваши добрые и красивые слова мы будем собирать в него, а потом посмотрим, что же с ними произойдет.

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– Как мама называет тебя ласково?

– Кто ты для мамы?

– А в чем вы помогаете маме по дому?

Физминутка «Мамины помощники»

Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Прополощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Маму крепко обнимаем.

- А вот вам ещё одна загадка

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)  
(Выставляю на доску иллюстрацию с изображением папы)

Повторяется игра с мячом: дети называют имя папы, описывают его (добрый, сильный, смелый, ловкий)

Беседа (опрос 2-3 детей)

– Как папа называет тебя ласково?

-– Кто ты для папы?

– А в чем вы помогаете папе?

-Чтобы быть такими же сильными и ловкими как папа, надо заниматься физкультурой

Физкультминутка  «Лёгкая забава»
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

-Немного поразмялись и слушаем ещё одну загадку:

 «Ароматное варенье,

 Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

 От любимой… (бабушки)». 

Беседа (опрос 2-3 детей)

 (Выставляю картинку бабушки) 

– А как зовут бабушку?

– Кто ты для бабушки?

– Что умет делать бабушка?

– Что вы любите делать вместе?

Пальчиковая гимнастика:

«Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой бабушки

Испеку оладушки».

Дидактическая игра «Помогаем бабушке собрать фрукты для компота». (на столе разложены фрукты и овощи (муляжи), необходимо положить в кастрюлю только фрукты для компота)

-У меня для вас, дети, есть ещё одна загадка:

 «Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый… (дед)».

Беседа (опрос 2-3 детей)

 (Выставляю картинку дедушки) 

– А как его зовут?

– А кто ты для него?

– А кто хочет рассказать про своего деда?

- Замечательно дети, но у меня осталась еще загадка, послушайте:

- Бывают послушными,

  Бывают не очень,

  Но мамы и папы

  Любят их точно!  (Дети)

- Правильно, это дети: дочки и сыновья


Игра «Радость или огорчение»

Воспитатель: Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А как вы заботитесь о своих близких? О маме? О папе? Ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Посмотрите, у меня есть кружки: красные и черные. Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких. Но сначала давайте определимся,  какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (черный)?

      *Вы съели на завтрак всю кашу;
      * Разбросали по комнате все игрушки;

       *Убрали за собой игрушки;

       *Нарисовали и подарили папе и маме красивый рисунок;

       *Порвали новую книжку;

- Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

- Ребята, а ещё о семье можно сказать, что она бывает большая и маленькая. Маленькая семья - это папа, мама и ребенок. (выставляю на доску иллюстрацию «Маленькая семья»).

 Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья (выставляю на доску иллюстрацию «Большая семья»). (Прошу 2-3 детей вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая)

- Дети, а куда вы идете вечером после детского сада? Куда спешат после работы ваши мамы и папы?  (Домой)

-Правильно, домой. Каждая семья живет в отдельном доме, где всегда уютно, где все родное и вас там очень ждут. Посмотрите на эту картинку: здесь есть дом, а перед домом полянка, на которой нет ни одного цветочка. Давайте исправим это - посадим цветы. (Дети выполняют коллективную работу (аппликация), наклеивают цветы на полянку перед домом).

6.Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей)

– Говорили о семье, о самых близких людях: о маме, о папе, о братьях и сестрах, бабушках и дедушках. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу (это дома). А в детском саду у нас тоже есть дружная семья – это мы с вами.

-Дети, вы не забыли про волшебный сундучок? Посмотрите, произошло чудо: все ваши добрые и красивые слова превратились в сердечки. Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их кому хотите из вашей семьи, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно. И я хочу вам пожелать, чтобы вы принесли частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Вот вам частичка этого тепла. (Раздаю сердечки).

 «Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша...»   (мама)

- Правильно, это  мама. А вы, ребята, знаете, как зовут вашу маму?  (Да)

- Сейчас мы поиграем в игру с мячом. Вы будете передавать мяч друг другу, называя при этом имя своей мамы. А потом снова по кругу, описывая словами, какая она у вас, ваша мама (добрая, ласковая, любящая, хорошая, заботливая, единственная, нежная и др.). Игра с мячом.

-Дети, посмотрите, на столе стоит сундучок, он волшебный. Все ваши добрые и красивые слова мы будем собирать в него, а потом посмотрим, что же с ними произойдет.

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– Как мама называет тебя ласково?

-– Кто ты для мамы?

– А в чем вы помогаете маме по дому?

Физминутка «Мамины помощники»

Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Прополощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Маму крепко обнимаем.

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)

Повторяется игра с мячом: дети называют имя папы, описывают его (добрый, сильный, смелый, ловкий  

Беседа (опрос 2-3 детей)

– Как папа называет тебя ласково?

-– Кто ты для папы?

– А в чем вы помогаете папе?

-Чтобы быть такими же сильными и ловкими как папа, надо заниматься физкультурой

Физкультминутка  «Лёгкая забава»
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

-Немного поразмялись и слушаем ещё одну загадку:

 «Ароматное варенье,

 Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

 От любимой… (бабушки)». 

Беседа (опрос 2-3 детей)

 (воспитатель достает картинку бабушки и вставляет в панно домик) 

– А как зовут бабушку?

– Кто ты для бабушки?

– Что умет делать бабушка?

– Что вы любите делать вместе?

Пальчиковая гимнастика:

«Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

 А для милой бабушки

Испеку оладушки».

Дидактическая игра «Помогаем бабушке собрать фрукты для компота». (на столе разложены фрукты и овощи (муляжи), необходимо положить в кастрюлю только фрукты для компота)

-У меня для вас, дети, есть ещё одна загадка:

 «Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

 А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый… (дед)».

Беседа (опрос 2-3 детей)

 (воспитатель достает картинку дедушки и вставляет в панно «домик») 

– А как его зовут?

– А кто ты для него?

– А кто хочет рассказать про своего деда?

- Замечательно дети, но у меня осталась еще загадка, послушайте:

- Бывают послушными,

  Бывают не очень,

  Но мамы и папы

  Любят их точно!  (Дети)

- Правильно, это дети: дочки и сыновья


Игра «Радость или огорчение»

Воспитатель: Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А как вы заботитесь о своих близких? О маме? О папе? Ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Посмотрите, у меня есть кружки: красные и черные. Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких. Но сначала давайте определимся,  какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (черный)?
      *Вы съели на завтрак всю кашу;
      * Разбросали по комнате все игрушки;

       *Убрали за собой игрушки;

       *Нарисовали и подарили папе и маме красивый рисунок;

       *Порвали новую книжку;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...

Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности.

В современном обществе большую группу составляют семьи с нарушением общения. Межличностное общение в семье является ключевым моментом её жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования...