программа воспитания в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)
Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Особенности организуемого в группе воспитательного процесса
1.1.Цель и задачи воспитания
1.2.Виды, формы и содержание деятельности
1.3.Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
2.1.Модуль «Гражданин и патриот»
2.2.Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»
2.3.Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции»
2.4.Модуль «Взаимодействие с родителями»
2.5.Модуль «Воспитание юного саратовца»
2.6. Модуль «Воспитание культуры здорового образа жизни»
2.7.Модуль «Воспитание экологической культуры»
2.8.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.8.1.Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик.
Организационный раздел
3.1.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.2.Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год
3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_st.gr_.docx | 137.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседание педагогического совета Протокол №_________ от «___»______ 2021г. | Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад № 162 » Волкова В.А. Приказ № ___ «___» _____2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составили воспитатели:
Перетрухина Е.А.
САРАТОВ, 2021г.
Содержание
Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Особенности организуемого в группе воспитательного процесса
1.1.Цель и задачи воспитания
1.2.Виды, формы и содержание деятельности
1.3.Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
2.1.Модуль «Гражданин и патриот»
2.2.Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»
2.3.Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции»
2.4.Модуль «Взаимодействие с родителями»
2.5.Модуль «Воспитание юного саратовца»
2.6. Модуль «Воспитание культуры здорового образа жизни»
2.7.Модуль «Воспитание экологической культуры»
2.8.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.8.1.Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик.
Организационный раздел
3.1.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.2.Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год
3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание в дошкольном образовании — это формирование первичных ценностных представлений (понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, (патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе, к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).
Назначение программы воспитания – создать и реализовать содержание воспитательной деятельности, направленной на решение проблем гармоничного вхождения дошкольников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Обязательная часть программы воспитания основана на ФГОС дошкольного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года .
Программа воспитания составлена с учетом комплексной программы «От рождения до школы»( Инновационная программа дошкольного образования. / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2019).
Воспитательный процесс в старшей группе организован на основе насто-ящей рабочей программы воспитания, рассчитанной на период 2021 – 2022 учебный год и направлен на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС дошкольного образования находится социально-коммуникативное развитие воспитанников, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, культуре, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа направлена на достижение воспитанниками целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Рабочая программа воспитания – это описание системы возможных форм и способов работы с детьми, включающая годовой перечень мероприятий.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в старшей группе дошкольной образовательной организации – личностное развитие дошкольников, проявляющееся:
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в учреждении – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально-значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально-значимой деятельности).
Данная цель ориентирует воспитателя не на обеспечение соответствия личности воспитанника единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогических работников по развитию личности воспитанников и усилий самого воспитанника по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнёрские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
- освоение воспитанниками ценностно-нормативного и деятельностно - практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
- вовлечение воспитанника в процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
- помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности воспитанника по саморазвитию;
- овладение воспитанниками социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогу, работающему с дошкольниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; реализовывать потенциал взаимодействия детского сада и семьи в воспитании дошкольников, поддерживать детско-родительские проекты;
- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- реализовывать воспитательные возможности праздничного событийного календаря и проектной деятельности,
- использовать в воспитании детей возможности занятий по социально- коммуникативному развитию, поддерживать использование на них интерактивных форм образовательной деятельности;
- организовать работу с семьями дошкольников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
1.2.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы (каждое из них представлено в соответствующем модуле):
- становление личности в духе патриотизма и гражданственности;
- социализация и духовно-нравственное развитие личности;
- бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным традициям;
- воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы (Приложение 1), утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основе направлений воспитательной работы, установленных в настоящей рабочей программе воспитания.
1.3.Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте.
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах :
Портрет Гражданина России 2025 года (общие характеристики) | Базовые ценности воспитания | Портрет выпускника ДОУ | Планируемые результаты | |
1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, | *формирование у обучающихся чувства патриотизма; *формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества; |
и поддерживающий традиции.
к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, места, в котором он живет. Проявляющий желание участвовать в делах семьи, группы детского сада, своей малой Родины (города, села). |
семьи, своей страны;
гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России;
семьянина, товарища; | |
сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно- нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее. | *формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. |
уважение к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России;
| |||
2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских | *формирование гражданственности; *формирование уважения к закону и правопорядку; *формирование взаимного уважения. |
людей с ОВЗ, эмоционально отзывчивый, проявляющий |
o многонациональности России, фольклоре и этнокультурных традициях народов России;
|
и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. | понимание и сопереживание, готовый оказать посильную помощь нуждающимся в ней сверстникам и взрослым.
действий и высказываний, оценке их влияния на других людей.
готовности постоять за себя и ценить свои собственные интересы. | |||
3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии | *формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; *формирование взаимного уважения. |
представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, природного и предметного окружения и себя самого в окружающем мире.
|
| |
доброжелательность и т.д.). |
несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов;
| |||
к нравственному поступку, проявляет ответственность за свои действия и поведение. |
| |||
4. Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. | *формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; *формирование взаимного уважения; *формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального |
(игровой, трудовой, учебной и пр.) в соответствии с нравственными ценностями и нормами.
любознательный, наблюдательный, |
замыслов; |
народа Российской Федерации. | испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом.
коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.
окружающего мира, произведений искусства.
от знакомых жизненных ситуаций.
деятельности экспериментированию, открытиям, проявляющий любопытство и стремление к самостоятельному решению интеллектуальных и практических задач.
нормам нравственности и культуры поведения. |
|
5. Зрелое сетевое поведение. Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след. | *формирование уважения к закону и правопорядку; *формирование взаимного уважения; *формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. |
детьми и взрослыми с помощью простых цифровых технологий и устройств.
физического и психического здоровья (собственного и других людей) и подчиняется требованиям ограничения времени занятий с подобными устройствами. |
|
6. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально- трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. | *формирование гражданственности; *формирование уважения к человеку труда и старшему поколению. |
и в самостоятельной деятельности. Бережно и уважительно относящийся к результатам своего труда, труда других людей.
сферах человеческой деятельности, о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.
проектов, заданий и поручений. |
|
деятельности. | |||
7. Коммуникация, сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке. | *формирование взаимного уважения; *формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. |
и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.
воздействие на другого человека. |
и в роли исполнителя в деловом, игровом, коммуникативном взаимодействии;
|
8. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному | *формирование уважения к закону и | 8.1. Обладающий жизнестойкостью и оптимизмом, основными |
|
развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. | правопорядку; *формирование взаимного уважения; *формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. | навыками личной и общественной гигиены, стремится соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме, природе.
безопасности дома, на улице, на дороге, на воде.
целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды.
безопасности | импульсы и состояния;
соответствии с их спецификой (детский сад, транспорт, поликлиника, магазин, музей, театр и пр.);
достоинство;
об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, бережном отношении к собственному здоровью;
в экологических проектах, различных мероприятиях экологической направленности;
|
нравственно-этического отношения к природе в культуре России, нормах экологической этики. | |||
9. Мобильность и устойчивость Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования. | *формирование основ дружбы, взаимопомощи; *формирование условий для стремления к знаниям; *формирование представления о труде, личности. |
и деятельности основные волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выносливость, усидчивость; осуществляющий элемен- тарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности и поведения.
|
трудности;
|
Содержательный раздел
2.1.Модуль «Гражданин и патриот»
Цель модуля :развитие личности ребенка на основе формирования чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.
Задачи модуля:
- формирование знаний ребенка о символике России;
- воспитание у ребенка готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
- формирование у воспитанника патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству;
- развитие у воспитанника уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, историческим символам и памятникам Отечества;
- формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- развитие правовой и политической культуры, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- формирование установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- формирование антикоррупционного мировоззрения.
2.2.Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»
Цель модуля: создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование уважения к старшему поколению.
Задачи модуля:
- реализация практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- формирование позитивных жизненных ориентиров и планов;
- формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью – как собственному, так и других людей;
- развитие способностей к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
- дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- формирование антикоррупционного мировоззрения.
2.3.Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции»
Цель модуля: формирование у ребенка чувства бережного отношения к живой природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям многонационального народа России.
Задачи модуля:
- формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов;
- воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции –
«становиться лучше»;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также на признании различных форм общественного сознания, предполагающего осознание своего места в поликультурном мире;
- формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций многонационального народа России.
2.4. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Краткое описание понятия: Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Модуль обеспечивает содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях; созданию условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми, создание условий для просвещения и консультирования родителей по психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Обоснование:
Модуль соответствует задаче обеспечения поддержки семейного воспитания, содействию формирования ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года).
Для реализации модуля в группе используются следующие формы работы, включающее содержание, способствующее адаптации ребенка к детскому саду:
На групповом уровне:
- Реализуются образовательные проекты совместно с семьей на основе выявления потребно- стей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- Оказывается помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности;
На индивидуальном уровне:
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.5. Модуль «Воспитание юного саратовца»
Краткое описание: на основании социокультурного подхода к организации и развитию системы образования, ее модернизации определяются следующие аспекты воспитательного потенциала социокультурного пространства Саратова:
Юному саратовцу одинаково доступны и историческое пространство, хранящее память четырёх столетий существования города, и новые общественные пространства, удобная и безопасная городская среда, в которой найдется место для пеших и мобильных прогулок, общения.
Обоснование: соответствует задаче Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года по патриотическому воспитанию.
Для реализации модуля в образовательной организации используются следующие формы работы, включающее содержание, способствующее патриотическому воспитанию.
На уровне группы:
- занятия по направлению «Познавательное развитие»: встречи с Саратовом;
посещение краеведческого музея, кукольного театра «Теремок»
2.6.Модуль «Воспитание культуры здорового образа жизни»
Краткое описание.
Культура здоровья детей дошкольного возраста является составным элементом общечеловеческой культуры. Она включает в себя ценностное и грамотное отношение к своему здоровью и здоровью других граждан, его укреплению, сохранению и поддержанию в оптимальном для жизнедеятельности состоянии. Кроме того, культура здоровья базируется на личностных и социально значимых способах организации жизнедеятельности, ориентированных на развитие физического, психического и социального благополучия, недопущения развития недомоганий и различного рода заболеваний.
Обоснование: Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
Для реализации модуля в группе используются следующие формы работы, включающее содержание, способствующее воспитанию культуры здорового образа жизни у воспитанников:
На уровне группы:
- реализация режима двигательной активности (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, музыкальные занятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование заинтересованности и стремления к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
- формирование заинтересованности изучения себя, своих физических качеств и способностей;
- формирование представлений о человеке, его организме и критериях здоровья;
- формирование элементарных гигиенических навыков и правил поведения;
- формирование навыков безопасного поведения в обществе, различных ситуациях и приемах прошения помощи в затруднительных ситуациях;
- формирование навыков оказания простой помощи взрослым;
- развитие самостоятельности в выполнении гигиенических процедур, одевании, уходе за своими вещами и игрушками;
- формирование навыков игровой деятельности с здоровьесберегающими направлениями.
На индивидуальном уровне:
- индивидуальное консультирование родителей по теме.
2.7. Модуль «Воспитание экологической культуры»
Краткое описание:
Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.
Обоснование:
- в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направление «Экологическое воспитание» включает:
- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Для реализации модуля в группе используются следующие формы работы, включающее содержание, способствующее воспитание экологической культуры ребенка:
На уровне группы:
- занятия по направлению «Познавательное развитие»: ознакомление с окружающим (экология и фенология);
На индивидуальном уровне:
- индивидуальная коррекционная работа по направлению экология;
2.8. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе
больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности.
Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Такие ситуации специально организуются, планируются, для них готовится материал, продумывается место и время их создания (организации). Иначе говоря, это «прямые» образовательные ситуации (например, ситуации которые раньше организовывались как занятия). Основная цель и задача педагога в таких ситуациях – воспитательная: вовлечение воспитанника в процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства.
Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов, свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми. Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения других воспитательных задач.
Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других воспитательных задач являются «косвенными». Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов, свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми. Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения других воспитательных задач.
Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других воспитательных задач являются «косвенными».
Взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом носит характер диалога и активного сотрудничества. Для образовательной работы воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми.
Это могут быть:
1.свободная игра детей
2. ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с несколькими)
По видам детской активности:
Виды детской активности | Формы и средства реализации Программы воспитания | |||
Двигательная |
| |||
| ||||
Игровая |
| |||
Продуктивная |
| |||
Коммуникативная |
|
сказок и др.)
| |
Трудовая |
|
Познавательно - исследовательская |
|
Музыкально - художественная |
|
Чтение художественной литературы |
|
Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как воспитательная и вносить свой вклад в воспитание ребенка. Важно при этом осознанное профессиональное отношение педагога к взаимодействию и общению с детьми.
2.8.1.Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик.
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми
Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
В ДОУ применяются следующие виды культурных практик:
- Игровые (самостоятельная игра детей, совместная игра детей со взрослым, сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, двигательные, режиссерская игра и др.)
- Исследовательские (наблюдение, моделирование, экспериментирование, проектная деятельность и др.)
- Коммуникативные (ситуации общения и накопления опыта и др.)
- Творческие мастерские (художественное конструирование, творческая продуктивная деятельность детей)
- Музыкально-театральные гостиные
- Детский досуг
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
Организационный раздел
3.1.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Традиции в нашей старшей группе направлены, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Ежедневные традиции: воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли. Можно сказать, что его прихода с нетерпением ждут другие дети. С приходом последнего ребенка воспитатель приветствует всех детей. Выражает радость по поводу того, что все дети собрались вместе. Желает им весело и интересно провести время. Обсуждает содержание их совместной деятельности на текущий день. В процессе обсуждения учитывает пожелания и предложения детей. В конце дня все вместе кратко подводят итог прожитого дня. Обращает внимание
на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждая детей к дальнейшему совершенствованию этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе что – либо хорошее.
Еженедельные традиции: по понедельникам утренние часы проходят под девизом: «Утро радостных встреч». Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о чем – то новом, интересном. Затем выслушивает всех детей, желающих поделиться своими впечатлениями. Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. По средам во второй половине дня проводится вечер развлечений.
Ежемесячные традиции: «День именинника».
Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные:
- явлениям нравственной жизни ребёнка: «Именины» (поквартально дни рождения детей),
- окружающей природе: Синичкин День, праздник осени, «День птиц»;
- миру искусства и литературы : вечер поэзии, защита группы ко дню рождения известного писателя, сценариста и т.д. ;
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным
событиям: «Новый год», «День матери», «День семьи», «Праздник всех женщин»;
- наиболее важным профессиям: «День воспитателя и всех работников детского сада».
3.2.Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.
Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания Методические пособия
Зацепина М.Б. «Дни воинской славы».Патриотическое воспитание дошкольников (для работы с детьми 5-7 лет). Мозаика-Синтез Москва 2008.
Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». Мозаика-Синтез Москва 2013.
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». Мозайка-Синтез Москва 2012.
«Маленькая страна: детский сад и семья». Саратов 2010.
Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?!». Москва.
«Волжские сказки, легенды, были». КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2008.
Сорокина Н. «Приобщение детей к культуре и традициям народов Поволжья». Саратов 2008.
Голицына Н.С. «ОБЖ для младших дошкольников». Москва 2011.
Маленькая энциклопедия для дошкольников. Человек. Ювента Москва 2003.
Чупаха И.В. «Здоровьесберегающие технологии» Москва 2001.
Совершенствование эколого-образовательной деятельности в Саратовской области. Саратов «Научная книга» 2002.
Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». Просвещение Москва 2020
Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование». Москва 2019.
Рыжова И.А. «Экологическое образование в детском саду». Москва 2011
Иванов А. «Азбука безопасности». Москва 2014
Неер Д. «Ночные животные, жизнь в джунглях, морские животные, пресмыкающиеся».
Безруких М.М. «Разговор о правильном питании». Олма-Пресс Москва 2012.
Вахрушев А.А. «Здравствуй, мир».
Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы». Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»;
Куц кова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7 лет).
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3–7 лет).
Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»;
Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.
Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Ознакомление с предметным окружением и социальным миром
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5–6 лет).
Серия «Мир в картинках»
Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»;
«Профессии».
Плакаты:
«Овощи»; «Фрукты».
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»;
«Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»;
«Овощи»;
«Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»;
«Осень»; «Родная природа».
Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»;
«Дымковская игрушка»;
«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».
Серия «Искусство — детям»: «Городецкая роспись»;
«Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»;
«Сказочная гжель»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».
Ладушки / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план по музыкальному воспитанию для старшей группы по программе Васильевой.
план на весь год...
Программа проведения Опытно-экспериментальной деятельности по разделу « Музыкальное воспитание» в старшей группе
Основные цели и задачи: 1. Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.2. Развивать умения проводить сравнительный анализ, использовать у...
Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом – природа».
Будущее дошкольников зависит от образовательной культуры. Экологическое воспитание и образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений....
Рабочая программа по нравственному воспитанию в старшей группе 2015-2016 год
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо з...
Рабочая программа развития и воспитания детей старшей группы срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Пояснительная запискаРабочая программа старшей группы разработана на основе комплексной программы «Детский сад 2100».Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ...
Рабочая программа воспитания в старшей группе
Рабочая программа воспитания в старшей группе...